Найти в Дзене
Вести Тула

111 лет назад в Туле установили памятник Петру I

Он пропадал и находился, его убирали и переносили, топили в реке и, по легенде, вывозили в эвакуацию во время войны, но при этом ни на один день он не переставал быть покровителем всех тульских оружейников. Сегодня символично сплелись сразу пять единиц, ведь памятник Петру I – основателю первого в стране оружейного завода – появился в городе мастеров ровно 111 лет назад. О магии чисел и загадках истории наш следующий репортаж.

«Приехал как то царь Петр в Тулу, со сломанным пистолетом, и говорит – зовите всех умелых мастеров, кто сможет починить».

И починили те мастера царский пистолет, и остался Пётр доволен, и завод первый оружейный здесь же заложил. Знаменитая тульская легенда в областной детской библиотеке превращается в мультфильм. 12-летние авторы занимаются тем же, чем выпускники Петербургской художественной академии 100 лет назад – осмысляют образ Петра.

Мультипликатор, руководитель детской студии Галия Трушечкина: «У нас Пётр получился очень благородным и симпатичным персонажем, который пытается выглядеть строгим и суровым, но внутри он все-таки готов открыть свою душу».

Слышал, должно быть, об этой легенде и петербургский скульптор Роберт Бах. Во всяком случае, царя он изобразил на выходе из той самой тульской кузни. Руки готовы ковать оружие, взгляд предвидит победы им добытые. Красиво, но для 1912-го слишком смело – не канонически. Словом, бахнул, так бахнул.

Историк, краевед Евгений Кинякин: «Пётр в памятниках изображается как царь, император. Такой образ Петра-работника вы не увидите больше ни в одном русском городе».«Техника была такого высокого качества, что мы с вами без труда можем увидеть выражение лиц», – рассказывает ведущий археограф Государственного архива Тульской области Елизавета Курчакова.

Это потому, что на открытие памятника позвали лучших фотомастеров Тулы. Их работы и заметка дореволюционной прессы хранятся теперь в госархиве. Обошелся монумент тогда в 19 тысяч рублей. Деньги собирали заводчане, а рабочий в месяц получал рублей 50. Вот и считайте.

Открывать памятник сначала хотели зимой. В день 200-летия завода. Даже дату на постаменте написали, но, поразмыслив, перенесли на пару месяцев.

По словам Елизаветы Курчаковой, «поставить памятник в этот день посчитали нецелесообразным. Зима, холодно, мёрзлая почва. К весне всё могло оттаять, а памятник мог бы наклониться, а это было бы политическим конфузом».

Отпечаток правой руки Петра – той самой, в которой он на памятнике с легкостью сжимает многокилограммовую кувалду, – хранится в Тульском музее оружия. Такой вот дланью по столу как ударишь, так сразу всем понятно – заводу быть.

Меж тем в фартук кузнеца, в Туле уж точно, Пётр не рядился никогда. Возможно, именно образ рабочего спас монумент после революции, когда с императорами особенно не церемонились.

Историк, краевед Евгений Кинякин: «Памятник убирали с постамента, он находился где-то на оружейных складах, это было связано с тем, что пришли к власти большевики».

Потом было еще круче. Его величеству уже в войну, говорят краеведы, пришлось даже опуститься на дно Упы – якобы спасали от немцев. Уезжал ли наш Петр в эвакуацию вместе с оружейными цехами, историки спорят. Но набережной, где когда-то впервые предстал перед публикой, монумент больше не увидеть. Перед заводскими проходными он уже более полувека. Но куда важнее, что его цитаты снова выводят золотом. А 12-летние мастера заканчивают свой собственный памятник царю-оружейнику.