Молдова помогла мне понять, что в жизни мне не хватает самой жизни. А жизнь - это что-то без цели и срока. Это процесс поглощения и отдачи, естественный, как вдох-выдох. И результат не так уж важен, в конце концов, он известен.
Что можно сидеть на веранде, качать ногой, смотреть на звездочку рядом с кирпичной трубой и разговаривать о важном.
Никто не говорит:
- нам еще ехать
- завтра равно вставать
Или говорит, но не едет.
Ты слушаешь и всех понимаешь, и тебя понимают. Можно выговориться и поймать отклик. И когда это часть каждого твоего дня, то все более-менее выносимо, плохое микшируется, хорошее усиливается.
Не то, чтобы я вспомнила, как правильно и нормально, когда друзья вот они, рядом и каждый день. А не только "на связи" и в соцсетях. Какая это базовая ценность - доступность твоего человека на расстоянии вытянутой руки. Полноценное его присутствие. Я не вспомнила, я поняла, как мало у меня было таких периодов - среди своих, в гуще жизни и чтоб можно было слушать, говорить и чтоб понимали.
Теперь буду жить и знать, что где-то днем работают, вечером любуются закатами, едят мамалыгу, запивают вином и как-то крепко друг за друга держатся. И друг друга держат.
Смотрю на себя на этих фото и понять не могу, как я так расслабилась? Ведь не то, что мне это свойственно - стоять перед целым театральным залом и болтать, и смеяться. Собственно, я и хотела, чтобы была не чтецкая программа, а разговор, то монолог, то диалог. Чтоб не самоцензурироваться, а рассказывать о себе, то есть продолжать делать то, чем беззастенчиво занимаюсь 20 лет, но теперь устно. И получилось. Еле согнали со сцены, театр закрывался.)
Возможно, я почувствовала себя совсем свободно потому, что оказалась далеко. И будто еще дальше из-за сложной дороги с пересадками.
Максимально далеко от всех, кто теоретически мог бы крикнуть из зала: врешь! не так все было!
И конечно, еще потому мне было так спокойно и хорошо, что представители проекта «Прочтение» были все время со мной. Я их уже знала по переговорам и переписке, но как прилетела, меня ни разу не «пускали на самотек».
Я в первый вечер Елку спрашиваю: ты завтра приедешь на выступление?
Мало ли, в Москве часто бывает, что договариваешься с одним человеком, встречает другой, а «точка входа в проект» - третий.
А она говорит: здрасьте, как я могу не прийти? Я тебя представлять буду и просить всех выключить телефоны)
И основатель проекта Наталья Давидович, на минуточку, депутат парламента Молдовы, была и на выступлении, и на лекции на следующий день, и еще и не отпустила меня саму встречаться с человеком в городе: взяла свой рюкзак и пошла со мной.
А что за прекрасное чувство «все под контролем, не волнуйся», которое подарил мне человек- Exel - Сергей Иванович!
- Я буду сидеть тут и делать знаки, сказал он мне перед выступлением.
Знаки о том, что пора заканчивать, я не видела. Сергей подавал их и когда передавал записки из зала, но я и тут проигнорировала. Не хотела расставаться с кишиневским зрителем, читателем…
Вы же дышали мне в такт,
реагировали на интонации, отдельные слова, смеялись, охали понимающе.
А что говорили после!
«читаю вас очень давно»,
«я тоже бракованная»,
«вам не кажется, что без отца даже проще?»
Хотелось всех обнять.
Спасибо, Кишинев, за родство, поддержку, любовь, за цветы, клубнику, вино, сирень и надежду, что все еще будет.