Найти тему

Ночная схватка

Истребитель «Киттихаук» Р-40Е на аэродроме Ваенга-1.
Истребитель «Киттихаук» Р-40Е на аэродроме Ваенга-1.

В первой половине марта 1943 года в ночном мурманском небе летчиком 2-го гвардейского краснознаменного авиаполка имени Б. Ф. Сафонова ВВС СФ была успешна проведена боевая операция по перехвату ночного вражеского бомбардировщика. Об этом в оперативной сводке штаба ВВС Северного флота № 73 от 14 марта 43-го читаем: «Ночью: два «Киттихаука» вылетали с бомбами САБ-50 на перехват самолетов противника в районе Ура-губы - оз. Килпъявр. В 20.25 мл. лейтенант Н. А. Бокий ...атаковал и сбил Ю-88. Сбитие подтверждено данными радиоперехвата с ФКП СФ».

И по немецким данным, 14 марта с боевого задания не вернулся один юнкерс из штабного звена 1-й группы 30-й бомбардировочной эскадры «Adler».

Николай Бокий. Фото из архива автора.
Николай Бокий. Фото из архива автора.

Что такое эта служба в начале войны? Четыре отдельных зенитно­артиллерийских дивизиона - 60 орудий, две отдельных роты воздушного наблюдения, оповещения и связи (ВНОС), радиорота с радиолокационной станцией обнаружения самолетов «РУС­1» (радиоулавливатель самолетов), уничтоженной своим личным составом в первые дни войны при отходе наших войск из Титовки.

Под защитой зенитных артдивизионов прежде всего находилась главная база флота в Полярном, аэродромы базирования ВВС СФ - Ваенга и губа Грязная, а также позиции артиллерии береговой обороны на мысе Сеть­Наволок и на острове Кильдин.

Почти все наши истребители образца 30­х годов в начале войны не были оборудованы радиосвязью, и наводить их в воздухе на вражеские самолеты было практически невозможно.

Прожекторная установка. Фото из архива автора.
Прожекторная установка. Фото из архива автора.

Цель обнаружена!

Но с опытом и благодаря формированию новых батарей, дивизионов, с поступлением новых образцов техники ПВО флота в полной мере стала отвечать всем высоким требованиям войны. Кардинально изменилась система управления. С января 43­го КП командира 6­й истребительной авиабригады (находившейся в оперативном подчинении начальника ПВО), имевший в составе три полка - 2­й гвардейский краснознаменный АП имени Б. Ф. Сафонова, 27­й и 78­й ИАП, располагался теперь вместе с КП начальника УПВО СФ. С этого времени все вопросы использования истребительной авиации для прикрытия баз, аэродромов, кораблей и транспортов в Кольском заливе решались начальником УПВО при участии командира истребительной авиабригады. Там же был образован главный пост целенаведения (ГПЦ) с целью управления и наведения истребителей в воздухе, которые теперь все были оборудованы надежными радиостанциями.

Данные о самолетах противника для ГПЦ поступали как от постов ВНОС, так и от трех радиолокационных станций «РУС­2», развернутых в районе Полярного, на 48­м км дороги мыс Мишуков - Западная Лица и на полуострове Рыбачий.

Благодаря радиолокационным станциям дальность обнаружения самолетов противника в среднем повысилась до 125­145 км, в то время как посты ВНОС могли обнаруживать противника на расстояниях, не превышающих 10­15 км. Время опережения оповещения о вражеских самолетах составило в среднем 17­20 минут.

76,2-мм зенитные орудия 5-го краснознаменного отдельного зенитного дивизиона ПВО СФ на защите аэродрома Ваенга-1. Фото из архива автора.
76,2-мм зенитные орудия 5-го краснознаменного отдельного зенитного дивизиона ПВО СФ на защите аэродрома Ваенга-1. Фото из архива автора.

По инициативе УПВО СФ было проведено объединение в одну систему трех РЛС СФ и двух РЛС Мурманского дивизионного района ПВО (МДР), находившихся в Коле и Росте. Для этого были установлены мощные радиостанции типа «РСБ». Донесения передавались на единой волне, по разработанной инструкции, определяющей общий порядок передачи данных. Кроме того, был разработан единый планшет, на котором оперативно отражалась складывающаяся обстановка в воздухе, по нему работали все службы ПВО.

В результате всех этих организационных мероприятий обеспечивалось уверенное обнаружение самолетов противника до района Киркенеса, позволявшее своевременно приводить в боевую готовность № 1 зенитные подразделения ПВО СФ и МДР, а также боевые корабли на рейде Кольского залива. Принятая организация работы и использование данных РЛС­станций дали возможность отказаться от непрерывного барража истребительной авиации над ГБ СФ и Мурманском, так как достаточное время упреждения теперь обеспечивало нашим истребителям своевременный подъем и набор высоты, а также проведение успешных действий по отражению налетов авиации противника.

Можно перечислить много нововведений в системе противовоздушной обороны Северного флота за неполные два года боевых действий в небе Заполярья, но остановимся еще на одном и перейдем непосредственно к повествованию проведения ночной боевой операции в марте 1943 года.

Повторюсь, в зимний период 1942­43 гг. бомбардировочная авиация противника перешла к одиночным вылазкам. Из формуляра «Истории зенитной батареи № 542», прикрывавшей североморский аэродром Ваенга: «С наступлением заполярной ночи фашисты стали совершать ночные налеты на охраняемый батарей объект. Как только над сопкой нависнет густая темная ночь, немецкие воздушные пираты начинают выть над нашими объектами. Целыми ночами приходилось стоять у механизмов, то и дело батарея открывала огонь по врагу. Ночные бои потребовали напряженности в жизни батареи».

С целью обеспечения более эффективной боевой работы наших ночных истребителей по перехвату врага были собраны на одном участке все прожекторные роты. Таким образом, к западу от аэродрома Ваенга было организовано световое прожекторное поле (СПП), включавшее 43 прожекторных станции. В центре СПП был организован КП начальника светового поля, который имел прямую связь не только с зенитными подразделениями, но и радиосвязь с истребителями в воздухе, для которых были установлены зоны ожидания в тыловой части поля для перехвата самолетов противника.

Но так как зачастую полеты «ночников» проходили мимо светового прожекторного поля или на больших высотах, где лучи прожекторов были малоэффективны, требовалось найти решение по перехвату этих самолетов вне зоны СПП.

(Окончание следует.)

Автор: Валентин Юрьев