Пауль Хиндемит (1895-1963) никогда не принадлежал к числу моих любимых композиторов. И сейчас не принадлежит. Однако есть музыканты, которые очень его любят и ценят. А поскольку мне периодически приходится включать материал о нем в лекции, понемногу, как говорится, "кошка втянулась". Нравится мне, если честно, немногое. Ранняя Альтовая соната № 1 (1919), фортепианный цикл Lidus tonalis (1942) и Симфония Serena (1946).
Почему-то именно симфония Serena ("Ясная", "Спокойная", "Светлая") вызывает у меня явственные "космические" ассоциации, хотя вряд ли автор имел их в виду (впрочем, кто его знает!). Начальная тема первой части ассоциируется у меня с пейзажами, открывающимися откуда-то с орбиты, хотя в 1946 году никто таких пейзажей, естественно, видеть и фотографировать еще не мог.
Однако к космосу имеет прямое отношение другое сочинение Хиндемита, и даже два родственных сочинения: опера "Гармония мира" (1956-57) и одноименная симфония, основанная на материале оперы, но законченная раньше (1951).
Главный герой оперы - великий астроном Иоганнес Кеплер (1571-1630), человек с предельно драматической судьбой, полной разнообразных злосчастий. В свое время, когда еще можно было спокойно ездить в Европу, я дивилась тому, что, куда ни сунься, обязательно наткнешься на дом, в котором жил Кеплер. Экий непоседа! Оказалось, жизнь его мотала из страны в страну, из города в город. И зарабатывать приходилось не столько серьезной наукой, сколько астрологией.
Относился он к этому ремеслу довольно цинично:
"Конечно, эта астрология глупая дочка; но, Боже мой, куда бы делась её мать, высокомудрая астрономия, если бы у неё не было глупенькой дочки! Свет ведь ещё гораздо глупее и так глуп, что для пользы этой старой разумной матери глупая дочь должна болтать и лгать. И жалованье математиков (Mathematicorum salaria) так ничтожно, что мать наверное бы голодала, если бы дочь ничего не зарабатывала".
Кому интересно - Dr. Astro снял отличный просветительский фильм о Кеплере.
Кеплер изложил свои взгляды на связь космологии, астрономии, математики и музыки в трактате "Гармония мира" (Harmonices mundi, 1619).
Естественно, музыкантам эта точка зрения близка и вообще греет душу.
К сожалению, опера Хиндемита про Кеплера ставится крайне редко, и записи я не нашла. Насколько мне известно, мировая премьера состоялась только в 2002 году, а еще одна постановка - в 2017 в Линце (Кеплер жил и в этом городе тоже).
А симфонию играют и записывают (только, если честно, я к ней совершенно равнодушна). Оперный сюжет завершается смертью страдальца Кеплера, который воспринимает уход в небытие как окончательное воплощение "гармонии мира". В симфонии сюжет отсутствует, а названия ее частей отсылают нас не столько к Кеплеру, сколько к другому мученику - Боэцию, автору трактата "О музыке", где изложена теория "трех музык": мировой (это гармония Вселенной и космических объектов), человеческой (гармония социума и человеческого организма как целостности) и инструментальной (собственно музыки, призванной воплотить в звуках высшую гармонию). У Хиндемита последование частей - обратное: 1. Инструментальная музыка, 2. Человеческая музыка, 3. Вселенская музыка.
По-моему, в симфонии Serena космизма и мировой гармонии значительно больше. Но, может быть, я просто не понимаю Хиндемита.
--
Композитор пишет "космическую" музыку - такое случается отнюдь не редко (см. подборку "Музыка и космос").
Музыковед, написавший космооперу - явление более экзотическое и до сих пор встречаемое с недоумением. Долой стереотипы!
Мою космооперу "Хранительница" можно читать на Бусти (когда весь доход получит автор), на Литмаркете и на Литресе (у Литреса самые жлобские условия для писателей).
Поддержать автора можно денежкой, лайком, комментарием или распространением информации об этом канале и о цикле "Хранительница".