На днях я посетила музей В.С. Высоцкого, который располагается в одноименном бизнес-центре в Екатеринбурге и был создан поклонником творчества поэта Андреем Гавриловским. Открытие состоялось еще в январе 2013 года.
В основу экспозиции вошли подлинные личные вещи Владимира Высоцкого. В музее полностью восстановлен гостиничный номер, в котором Высоцкий жил во время гастролей в Свердловске (сама гостиница, в которой он проживал, — «Большой Урал» — располагается через дорогу от небоскрёба). Также среди экспонатов — гастрольный чемоданчик, подлинные письма, столик из гримерки Высоцкого, входная дверь от последней квартиры, где проживал артист по адресу: г. Москва, Малая Грузинская, 28, кв. 30, 8 этаж. Поддержку при создании и открытии музея оказывал сын поэта, Никита Высоцкий. Коллекция пополняется руководителем музея путём скупки экспонатов. (Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/Музей_Владимира_Высоцкого_(Екатеринбург))
Но в данной статье описывать экспозицию музейного пространства я не буду, поскольку на эту тему уже много сказано. Вы сможете увидеть ее своими глазами, если будете проездом в Екатеринбурге или живете в этом городе.
Но почему же тогда я пишу о музее? Дело в том, что среди раритетных предметов, принадлежащих великому поэту и музыканту нашей современности, мое внимание привлекла серия графических работ на стихи Владимира Высоцкого, автором которых является Михаил Златковский. Вот о них мне и хочется написать...
Михаил Златковский не любит слово «карикатура», а определяет жанр своих работ как «смысловая графика». Он обладатель около 200 престижных международных премий в области карикатуры и анимационного кино. При опросе художников-профессионалов был признан лучшим карикатуристом мира всех времен и народов. Его персональные выставки проходят по всему миру. Член Французской академии художеств, вице-президент Европейской ассоциации карикатуристов, основатель и первый президент Союза карикатуристов СССР. (Источник https://www.chitalnya.ru/users/ptitsa/photoalbum/2309/)
Восхищаясь творчеством Высоцкого, Златковский мечтал показать свои произведения великому певцу. Однажды он позвонил в квартиру кумиру, и дверь ему открыл сам Владимир Семенович, сразу сказал "Заходи!". Стесняясь зайти, молодой художник отдал Высоцкому пакет с рисунками, и произнес: - "Вот мой паспорт. Если будет интересно - позвоните...". Вскоре Высоцкий позвонил и сказал: "Паспорт изучил. Не фальшивый. Есть пять минут. Давай сюда!"
Так началась дружба поэта с художником, а вместе с ней и серия плакатов, сделанных в одном экземпляре и названная Златковским "Поет Владимир Высоцкий".
Если смотреть на работы художника, абстрагируясь от привязки к конкретному тексту, то определенно в них есть содержание, но понять его помогут строки из песен и стихов Высоцкого. Картина наполняется глубоким смыслом и ты начинаешь ее слышать! Вы раньше встречались с таким явлением в искусстве? Смотришь на картину и чувствуешь, что за этим стоит!
Язык не поворачивается назвать такой стиль творчества карикатурой! Так глубоко, лаконично передать заложенную в тексте идею может только Михаил Златковский!
При свойственном минимализме в технике изображения автору удается выделить самую суть и донести до зрителя свое виденье!
Высоцкий с большим интересом знакомился с творчеством художника. Рассматривая картины, он часто сравнивал их с текстами своих песен. Посмотрев на рисунок "Знамя-лабиринт", поэт даже сказал, что сам думал писать на эту тему, но в картине и так все сказано.
"Однажды мы сидели у Высоцкого дома, ему кто-то позвонил. Володя с кем-то немного пообщался и вдруг говорит: «Да вот, кстати, он сейчас у меня...» - и протягивает телефонную трубку. Оказалось, звонила Алла Пугачева. Она сказала: «Михаил, я видела Володин плакат, а не могли бы вы сделать плакат для меня? За любые деньги...» «Нет, я не буду. Я делаю только для Высоцкого...» Положил трубку, а Володя искренне сказал: «Молодец!» Ему было приятно - что это только для него". (Источник: https://www.chitalnya.ru/users/ptitsa/photoalbum/2309/)
Творческий почерк Михаила Златковского определяется прежде всего органическим сплавом высокой техники и оригинальных идей.
Михаил Златковский - яркий и ведущий представитель художественного направления, об определении которого еще спорят критики и искусствоведы, направления, сейчас известного по всему миру как Интеллектуальное, Парадоксальное, Ассоциативное искусство или Новое искусство. Искусство не прямого соответствия иллюстрации тексту (в частном случае иллюстрирования), а дополняющее текст новыми прочтениями, часто привносящее в объективную реальность текста прямо противоположный смысл.
Основное кредо Нового искусства: "Техника - на уровне Дюрера, Идея - на уровне Канта". (Источник: http://zlatkovsky.ru/personal/file/?.txt=bio).
"После похорон Высоцкого я просматривал папку своих эскизов его плакатов. Пересчитал. Их оказалось ровно 42 - столько, сколько лет он прожил. Я разревелся и подумал, что надо было сделать еще хотя бы штук 20 - 30 - может быть, и прожил бы Высоцкий дольше?" - поделился Михаил Михайлович Златковский в одном из интервью. (Источник: https://www.chitalnya.ru/users/ptitsa/photoalbum/2309/
Владимир Высоцкий озарил своим творчеством и талантом 60-е, 70-е, 80-е годы в СССР. Его песни, словно молнии пронзали сердца и души миллионов людей. Гитара и голос! Столь сильного, ошеломляющего и всеобъемлющего воздействия на людей наша современная история не знала!
Будут ли помнить песни Моргенштерна или Егора Крида, к примеру?! Я уверена, что нет. Да и, скорее всего, самим этим исполнителям вечная слава не нужна. Есть только здесь и сейчас! Мне искренне жаль поколение 2000-х, ведь "бессмысленные моргенштерны" стали их кумирами...
Автор Анна Литовка. https://vk.com/lova_lova_art