Это завершение рассказа о необычной истории знаменитой картины французского художника-академиста Вильяма-Адольфа «Нимфы и сатир», которая при первом своем появлении на публике произвела настоящий фурор, и чьи приключения на этом не закончились.
Я уже упоминал в предыдущих публикациях о том, что жизнь этой великолепной картины, совершенной по технике, колориту, композиции и стилю была весьма драматичной и почти детективной (предыдущие публикации можно найти по ссылкам под этой статьей).
Напомню, что после долгих мытарств эту картину приобрел покупатель, который поместил ее на складе Manhattan Storage Company, желая скрыть ее «оскорбительное» содержание от общественности.
Но на этом приключения «Нимф и сатира» не заканчиваются.
О них и о моем путешествии к этой удивительному полотну гениального Вильяма-Адольфа Бугро я и хочу рассказать сегодня.
После того, как картину спрятали от публики коллекционер искусства Роберт Стерлинг Кларк (1877-1956) обнаружил ее на складе в 1942 году. До этого он видел ее в баре отеля Hoffman House (про ее там нахождение в качестве приманки для посетителей я уже рассказывал в предыдущей публикации).
И вот в 1943 году одна из газет сообщила:
«Потрясающая картина, которая вызвала шок в 80-х, была показана публике на прошлой неделе впервые с 1901 года. В галереях Дюран-Рюэля на Манхэттене посетители могли посмотреть на этот шедевр. Квартет зрелых обнаженных дев, гарцующих вокруг озабоченного фавна, в течение многих лет приводил в отчаяние викторианских моралистов и приводил в восторг завсегдатаев клубов, переполнявших бар Hoffman House на Манхэттене».
Начало истории возвращения картины в центр внимания в начале 1940-х годов задокументировано в дневниках Роберта Стерлинга Кларка, наследника совладельца знаменитой компании Зингер. Он был хорошо знаком с творчеством Бугро и даже купил один из его рисунков в 1922 году и одну его картину в 1939 году.
И вот после десятилетий безвестности картина «Нимфы и сатир» снова вышла из тени.
О стихах поклонника этого полотна поэта Брайан Пенельтон я уже упоминал в предыдущих публикациях. И теперь хочу привести еще один кусок из его восторженного стихотворного повествования, взяв на себя смелость перевести на русский язык несколько строк из этой хвалебной оды, максимально приблизив свой перевод к первоначальному размеру и ритмике своего предшественника.
Когда выставка закончилась, картина была установлена (с некоторыми трудностями из-за ее большого размера) в нью-йоркской квартире Кларка, где он наслаждался ее эффектом на пораженных гостей.
Но окончательным местом пребывания «Нимф» стал небольшой город Уильямстаун в самой глубине штата Массачусетс в США, где Кларк вместе с супругой основали и построили Институт искусств и музей.
Два слова о том месте, где эта дивная картина сейчас находится.
Институте искусств Стерлинга и Франсин Кларк расположен в крохотном городке Уильямстаун с населением менее 8 000 жителей в штате Массачусетс, США. Это настоящая американская «глубинка», находящаяся от ближайшего крупного города Бостон километрах в двухстах. Но, не смотря на то, что живет в городке меньше 8 000 человек, находящийся там музей – поистине сокровищница мирового искусства.
Вот его здание.
Несколько слов о собрании музея.
Стерлинг Кларк и его жена Фрэнсин (1876–1960) долгое время собирали произведения искусства и к концу своей жизни основали этот музей. Вообще-то логичнее было бы создать нечто подобное где-нибудь в большом городе, где посетителей было бы побольше. Но у четы было опасение, что в случае ядерной войны крупные города подвергались большей опасности, а «глубинка» в гораздо меньшей степени (не будем забывать реалии того времени, спасибо за это самими американцам, разумеется).
И вот в результате всех этих перипетий Институт искусств Стерлинга и Фрэнсин Кларк открыл свои двери для публики в 1955 году.
Здание музея не такое уж и большое, но хорошо спланировано и очень, оказывается, вместительное – в музее несколько тысяч единиц хранения, из них около 200 – это живопись. И какая живопись! Целый зал с тридцатью полотнами Ренуара, кроме него Жером и Тернер, Дега и Клод Моне, Гоген, Писсарро, Гейнсборо, Альма-Тадема, Буше, Фрагонар, Перуджино, Дюрер, Мемлинг, Гойя, Франс Халс… невероятное количество выдающихся картин самых знаментитых художников.
Я думаю, что многие более крупные по размерам и известности музеи позавидовали бы такому собранию.
Вот портреты основателей коллекции и Института искусств своего имени и музея.
Скажу стразу – я не поклонник американцев от слова СОВСЕМ (особенно в свете последних событий), но все же хочу отдать должное этим людям, которые не просадили свое состояние подобно многим нуворишам, а оставили после себя такое наследие, которое позволяет многим после их смерти вспоминать их добрым словом.
Но вернемся к нашей картине.
Ко времени очного знакомства с этим шедевром я уже не раз видел его в интернете. И не только. В музее Сальвадора Дали в испанском Фигерасе есть еще одно его изображение, правда, меньшего размера. Не знаю откуда оно там взялось, но факт остается фактом.
Так что запомнилась мне эта картина тогда навсегда. Понимал, понимал Дали в таких делах, ничего не скажешь – не даром он собирал в коллекцию такие замечательные именно классические картины. Кстати, там же, в Фигерасе я видел еще одну очень хорошую работу Бугро, но все же не столь выдающуюся.
Вот фото картины «Нимфы и сатир» в музее Дали. Прошу извинить за качество - слишком много народа толкалось вокруг, так что уловить момент для нормальной съемки так и не удалось. Увы.
В общем, желание увидеть эту картину «вживую» было у меня всегда, а вот возможность никак не представлялась. Да и трудности с этим были весьма большие – картина находится в такой глуши, что добраться туда было большой проблемой. Надо как говориться, очень сильно захотеть.
Но вот, наконец, три часа в пути на машине и…
А это картина вблизи.
Конечно же, реальная картина это реальная картина – никакие, даже самые качественные иллюстрации не могут передать это ощущение: так и кажется, что вся эта веселая компания выпорхнет из картины и окажется прямо тут, в зале...
Впрочем, мы с сыном были бы не против к такой компании присоединиться – любовь к красивым женщинам у нас, что называется, в крови 😊😊😊
А если серьезно – я долго не мог отойти от этого дивного полотна – настолько заворожила оно меня своим совершенством. Трудно было поверить, что это всего лишь плод человеческого мастерства. Я уже упоминал раньше, что один из критиков XIX века назвал это полотно «величайшей картиной нашего поколения». Я и все, кому повезло хоть раз собственными глазами увидеть этот шедевр, полностью разделяем это мнение.
На этом я заканчиваю свой рассказ о драматической судьбе этого шедевра и своем непростом путешествии к этой великой картине замечательного художника Вильяма-Адольфа Бугро, которая стоила того, чтобы это путешествие совершить.
Вот и всё на сегодня.
Надеюсь, что вы прочитали эту публикацию с пользой для себя.
Приглашаю вас на свой канал, где есть много всего полезного для души, сердца и ума. Уверен – там вы найдете себе что-нибудь по вкусу и не зря потратите время.
На этом смею закончить и откланяться.
Подписывайтесь на мой канал, ставьте лайки, оставляйте комментарии и заглядывайте на огонек. А я постараюсь сделать всё возможное, чтобы вы получили от моих публикаций максимальную пользу и удовольствие.
Ссылки на предыдущие публикации о картине "Нимфы и сатир":