Mick Ronson - гитарист, аранжировщик, автор песен, продюсер, руководитель рок-группы David Bowie the Spiders From the Mars, был востребован в эпоху расцвета глэм-рока начала 70-х. Помимо работы с Bowie он был со-продюсером альбома Lou Reed «Transformer», создал нескольких аранжировок, например, для песни «Perfect Day». Так же сотрудничал с такими музыкантами как Bob Dylan, Elton John, Meat Loaf ...
Мик родился 26 мая 1946 года в Йоркшире. В конце 60-х играл в гаражной группе the Rats. В 1970 году в качестве гитариста, клавишника и аранжировщика начинается его плодотворное сотрудничество с Bowie. Мик участвовал в записи пяти альбомов: The Man Who Sold the World, Hunky Dory, The Rise and Fall of Ziggy Stardust and the Spiders From Mars, Aladdin Sane, Pin Ups.
Кульминационным моментом считается тур в поддержку альбома The Rise and Fall of Ziggy Stardust. Это было театрализованное шоу обыгрываемое музыкантами. Наиболее известен скандальная сцена, когда Bowie имитировал оральный секс с гитарой Ронсона во время его соло.
К сожалению, как гитарист, Ронсон не так популярен как к примеру, Хендрикс или Гилмор, но и он создал свой уникальный тембр повлиявший не только на глэм-рока но и сформировавший основу для гитарного звучания стиля панк.
Стоит отметить ещё одну важную стилистическую особенность. Мик создавал свои гитарные партии с точки зрения композитора и продюсера. Не случайно, его манеру любил Курт Кобейн, достаточно вспомнить кавер-версию песни The Man Who Sold the World известную по концерту Nirvana - MTV Unplugged.
Последней работой Мика Ронсона стал альбом Моррисси «Your Arsenal». Пластинка была номинирована на Грэмми. 29 апреля 1993 года Мика Ронсона не стало.
Давайте рассмотрим тракт гитариста и особенности формируемого им звучания в составе группы Spiders From the Mars.
Гитара
В качестве основного инструмента Мик использовал Gibson Les Paul 1968 года выпуска. Этот буквально тяжеловесный инструмент весил более 5,5 кг и был изготовлен на заказ. Мик снял отделку с верхней деки гитары, полагая что это позволяет инструменту лучше резонировать.
Стремясь к более агрессивному звучанию Мик убрал крышки звукоснимателей со штатных хамбакеров.
Не рекомендую самостоятельно это делать, особенно в случае с винтажными звукоснимателями.
Что б адаптировать современный Gibson к настройкам инструментов 1950-х годов можно использовать хамбакеры Florance PAF, звучащие достаточно близко к старым звукоснимателям PAF. И не забываем, что в схеме присутствуют конденсаторы NOS.
Усилители
Важнейшей частью в формировании агрессивного гитарного звука Мика были двухсотваттные усилители: Marshall Amp Head или Marshall Major с выходными лампами KT88.
На концертах он разгонял их на полную, при внимательном прослушивании кажется, приборы готовы взорваться. Именно здесь следует искать корни происхождения его звука. Думаю в нашей стране нет концертирующего гитариста, который бы не слышал от звукорежиссёра сакраментальную фразу: «Не разгоняй комбик». Что фактически можно перевести как: «не играй на гитаре», «не формируй звук»...
Но вернёмся в глэмующие Лондон и Нью-Йорк 70-х. В студии Мик использовал разные усилители. Например, альбом Боуи «Aladdin Sane» записывался в различных студиях Лондона, Нью-Йорка и Нэшвилла. Гитарный тембр в песне «Panic in Detroit» сформировался благодаря использованию усилителя меньшего размера. Но, Мик всегда звучал как Мик, независимо от того, использовал ли он маленький усилитель Fender или полный комплект Marshall.
Примочки
В период сотрудничества Ронсона с Боуи существовало не так уж много специализированных гитарных эффектов. Но и в последующие годы Мик использовал лишь несколько примочек, полагаясь в первую очередь на характер звука формируемого усилителем.
Fuzz
Ещё одна из важнейших составляющих звучания Мика - редкая педаль fuzz. Он приобрёл её с рук, первоначально она принадлежала Pete Townshend из Who. Речь о примочке fuzz Tone Bender MKI. Одна из самых ранних педалей fuzz, когда-либо созданных, ей предшествовала только Maestro FZ-1, чей тембр впервые прозвучал в песне «Satisfaction» группы Rolling Stones.
В MKI не так много компонентов, как в других fuzz-схемах. Но несмотря на кажущуюся простоту и аскетичность дизайна эффект требовал сложного производственного цикла. Изначально было выпущено порядка 1000 экземпляров и производители решили перейти к другой, более простой в производстве модели MKII. Она была намного проще в сборке и менее требовательна в эксплуатации.
Звук MKI агрессивен и отзывчив, обладает прекрасным сустейном с широким тембральным диапазоном настраиваем музыкантом уже индивидуально в зависимости от своих творческих задач. В принципе, такая педаль сама по себе уже становится инструментом.
Vox Wah Pedal
Мик Ронсон был одним из первых гитаристов использовавших включённую «квакуху». Что имеется ввиду? Это когда включается эффект, и находится место, где Wah звучит лучше всего (или вызывает обратную связь), педаль фиксируется в этом положении и остаётся включённой на протяжении всего сета.
Фактически, Wah действует как предварительный усилитель средних частот и действительно может добавить гитаре дополнительного «пения». Мик предпочитал использовать Wah в основном таким образом, а не как традиционный «квак». Такой звук присутствует во многих треках Боуи того периода. Причём, с включённым Wah создавались как партии аккомпанемента так и сольные.
Пространственные эффекты
На некоторых живых выступлениях тура Ziggy Stardust Мик использует Maestro Echoplex. Позже, в сольной карьере он перешёл на Roland RE-501 Chorus Echo. Думаю так же надо отметить, что Echoplex использовался не только как реверберация, но и в качестве предусилителя.
В принципе, это основные ингредиенты звука сформированного Миком в годы сотрудничества с Боуи. Можно ли добиться похожего звучания сегодня?
Практическая часть
Важно отметить, что звучать в точности как кто-то другой невозможно, а главное, не нужно! Даже если воспроизвести в точности всю цепочку, включая снимающие микрофоны, пульт, обработки, магнитофон и тип магнитофонной ленты в других руках это всё будет звучать по-другому.
Тем не менее, полагаю, можно вдохновиться некоторыми решениями и находками Мика и воплотить их для создания новой, собственной музыки или краски в ваших звуковых полотнах. Даже без того же оборудования можно уловить некоторые нюансы, сделавшие те записи особенными.
Двумя самыми важными элементами в данной сигнальной цепи будут Wah, и инструмент с хамбакерами, близкий по характеристикам к Les Paul.
Включенный Wah и Gibson Les Paul, основные ингредиенты оборудования. Возможно усилители, время от времени менялись, но Les Paul и Wah оставались неизменными, следуя за Маэстро повсюду.
Несмотря на то, что на сессиях, вероятно, использовалось несколько разных усилителей, лучше всего такое звучание передаст усилитель Marshall с закрытой задней стенкой кабинета. Закрытая задняя стенка естественным образом создает тот среднечастотный эффект, который так хорошо сочетается с Les Paul.
Лучше избегать Marshall JCM800, JCM900, DSL200 и т.д. Как и в случае с усилителями Fender, усилители Marshall звучат совершенно по-разному от десятилетия к десятилетию.
Твидовые усилители Fender также могут подойти. Однако, под термином «твид» не имеется в виду обтянутый твидом Blues Deville и другие современные усилители Fender.
Речь об усилителях старой школы, таких как Deluxe, Pro, Bandmaster, Bassman или даже Champ 1950-х годов.
Скажем прямо, замены Tone Bender нет. Ничто не звучит так, как эта примочка. Мик часто использовал её во время живых выступлений. Так что берите любой имеющийся в досягаемости Fuzz или Distortion выкрутив Gain примерно на 2/3.
Важно учесть, что при съёме звука того периода, микрофоны не ставили в непосредственной близости от динамика. При записи надо установить микрофон примерно на расстоянии 7-15 сантиметров от динамика. Для снятия звука лучше всего использовать ленточный микрофон, но за неимением, работаем с тем что есть. Можно потом обработать записанный сигнал плагином UAD Studer A-800. Это конечно... «каучуковое изделие», но какую-то зернистость звуку он добавит. Лента заставляет гитары звучать лучше. И не только, когда речь заходит о винтажных звуках, но и в современных.
Важно что бы непосредственно между гитарой и усилителем, не было ничего за исключением Wah и Fuzz. Уберите все другие педали и бустеры. Помните, ключевым моментом здесь является простота!
Надеюсь, статья была полезной, помните, дело не только в снаряжении, но и в том, как его использовать. Насколько я понимаю, Мик проводил много времени со своим стаффом. Он знал его вдоль и поперек и мог выжать из него любую интонацию. Чего и вам желаю, потратьте время на изучение каждого из этих методов на своём оборудовании и в ходе экспериментов обращайте внимание на то, как изменяется ваша игра. Что это подчеркивает? Что выделяет?
Гитарный звук - это все, что нужно для того, чтобы передать эмоцию, которую можно извлекать из инструмента.
Всем вдохновения и удачи!
Подписывайтесь на канал ставьте лайки и задавайте вопросы.
Если здесь не удобно, пишите на почту sobakamaks@yandex.ru с пометкой в теме «Гитара», всегда рад помочь.
Здесь можно записаться на индивидуальное занятие по гитаре
Возможно будет интересно:
Stratocaster - заглушка тремоло, лайфхаки для блюза
Joe Bonamassа и всё о его звуке: гитары, примочки, усилители
Eric Clapton - гитары, примочки, настройки усилителя
Заказать книгу Глядя на дым - Воспоминания участника Свердловского рок-клуба.