Найти тему

Квакуха для David Bowie

Пауки с Марса
Пауки с Марса

Mick Ronson - гитарист, аранжировщик, автор песен, продюсер, руководитель рок-группы David Bowie the Spiders From the Mars, был востребован в эпоху расцвета глэм-рока начала 70-х. Помимо работы с Bowie он был со-продюсером альбома Lou Reed «Transformer», создал нескольких аранжировок, например, для песни «Perfect Day». Так же сотрудничал с такими музыкантами как Bob Dylan, Elton John, Meat Loaf ...

Мик Ронсон и Лу Рид
Мик Ронсон и Лу Рид

Мик родился 26 мая 1946 года в Йоркшире. В конце 60-х играл в гаражной группе the Rats. В 1970 году в качестве гитариста, клавишника и аранжировщика начинается его плодотворное сотрудничество с Bowie. Мик участвовал в записи пяти альбомов: The Man Who Sold the World, Hunky Dory, The Rise and Fall of Ziggy Stardust and the Spiders From Mars, Aladdin Sane, Pin Ups.

Кульминационным моментом считается тур в поддержку альбома The Rise and Fall of Ziggy Stardust. Это было театрализованное шоу обыгрываемое музыкантами. Наиболее известен скандальная сцена, когда Bowie имитировал оральный секс с гитарой Ронсона во время его соло.

 The Rise and Fall of Ziggy Stardust - тур
The Rise and Fall of Ziggy Stardust - тур

К сожалению, как гитарист, Ронсон не так популярен как к примеру, Хендрикс или Гилмор, но и он создал свой уникальный тембр повлиявший не только на глэм-рока но и сформировавший основу для гитарного звучания стиля панк.

Стоит отметить ещё одну важную стилистическую особенность. Мик создавал свои гитарные партии с точки зрения композитора и продюсера. Не случайно, его манеру любил Курт Кобейн, достаточно вспомнить кавер-версию песни The Man Who Sold the World известную по концерту Nirvana - MTV Unplugged.

Пауки на сцене
Пауки на сцене

Последней работой Мика Ронсона стал альбом Моррисси «Your Arsenal». Пластинка была номинирована на Грэмми. 29 апреля 1993 года Мика Ронсона не стало.

Давайте рассмотрим тракт гитариста и особенности формируемого им звучания в составе группы Spiders From the Mars.

Gibson Les Paul 1968 года выпуска
Gibson Les Paul 1968 года выпуска

Гитара

В качестве основного инструмента Мик использовал Gibson Les Paul 1968 года выпуска. Этот буквально тяжеловесный инструмент весил более 5,5 кг и был изготовлен на заказ. Мик снял отделку с верхней деки гитары, полагая что это позволяет инструменту лучше резонировать.

Стремясь к более агрессивному звучанию Мик убрал крышки звукоснимателей со штатных хамбакеров.

Не рекомендую самостоятельно это делать, особенно в случае с винтажными звукоснимателями.

Что б адаптировать современный Gibson к настройкам инструментов 1950-х годов можно использовать хамбакеры Florance PAF, звучащие достаточно близко к старым звукоснимателям PAF. И не забываем, что в схеме присутствуют конденсаторы NOS.

Пауки с Марса
Пауки с Марса

Усилители

Важнейшей частью в формировании агрессивного гитарного звука Мика были двухсотваттные усилители: Marshall Amp Head или Marshall Major с выходными лампами KT88.

На концертах он разгонял их на полную, при внимательном прослушивании кажется, приборы готовы взорваться. Именно здесь следует искать корни происхождения его звука. Думаю в нашей стране нет концертирующего гитариста, который бы не слышал от звукорежиссёра сакраментальную фразу: «Не разгоняй комбик». Что фактически можно перевести как: «не играй на гитаре», «не формируй звук»...

Но вернёмся в глэмующие Лондон и Нью-Йорк 70-х. В студии Мик использовал разные усилители. Например, альбом Боуи «Aladdin Sane» записывался в различных студиях Лондона, Нью-Йорка и Нэшвилла. Гитарный тембр в песне «Panic in Detroit» сформировался благодаря использованию усилителя меньшего размера. Но, Мик всегда звучал как Мик, независимо от того, использовал ли он маленький усилитель Fender или полный комплект Marshall.

Мик Ронсон и Боб Дилан во время тура 1975-76 Rolling Thunder Revue
Мик Ронсон и Боб Дилан во время тура 1975-76 Rolling Thunder Revue

Примочки

В период сотрудничества Ронсона с Боуи существовало не так уж много специализированных гитарных эффектов. Но и в последующие годы Мик использовал лишь несколько примочек, полагаясь в первую очередь на характер звука формируемого усилителем.

 Tone Bender MKI
Tone Bender MKI

Fuzz

Ещё одна из важнейших составляющих звучания Мика - редкая педаль fuzz. Он приобрёл её с рук, первоначально она принадлежала Pete Townshend из Who. Речь о примочке fuzz Tone Bender MKI. Одна из самых ранних педалей fuzz, когда-либо созданных, ей предшествовала только Maestro FZ-1, чей тембр впервые прозвучал в песне «Satisfaction» группы Rolling Stones.

В MKI не так много компонентов, как в других fuzz-схемах. Но несмотря на кажущуюся простоту и аскетичность дизайна эффект требовал сложного производственного цикла. Изначально было выпущено порядка 1000 экземпляров и производители решили перейти к другой, более простой в производстве модели MKII. Она была намного проще в сборке и менее требовательна в эксплуатации.

Звук MKI агрессивен и отзывчив, обладает прекрасным сустейном с широким тембральным диапазоном настраиваем музыкантом уже индивидуально в зависимости от своих творческих задач. В принципе, такая педаль сама по себе уже становится инструментом.

Ziggy played guitar...
Ziggy played guitar...

Vox Wah Pedal

Мик Ронсон был одним из первых гитаристов использовавших включённую «квакуху». Что имеется ввиду? Это когда включается эффект, и находится место, где Wah звучит лучше всего (или вызывает обратную связь), педаль фиксируется в этом положении и остаётся включённой на протяжении всего сета.

Фактически, Wah действует как предварительный усилитель средних частот и действительно может добавить гитаре дополнительного «пения». Мик предпочитал использовать Wah в основном таким образом, а не как традиционный «квак». Такой звук присутствует во многих треках Боуи того периода. Причём, с включённым Wah создавались как партии аккомпанемента так и сольные.

Пространственные эффекты

На некоторых живых выступлениях тура Ziggy Stardust Мик использует Maestro Echoplex. Позже, в сольной карьере он перешёл на Roland RE-501 Chorus Echo. Думаю так же надо отметить, что Echoplex использовался не только как реверберация, но и в качестве предусилителя.

Maestro Echoplex
Maestro Echoplex

В принципе, это основные ингредиенты звука сформированного Миком в годы сотрудничества с Боуи. Можно ли добиться похожего звучания сегодня?

Практическая часть

Важно отметить, что звучать в точности как кто-то другой невозможно, а главное, не нужно! Даже если воспроизвести в точности всю цепочку, включая снимающие микрофоны, пульт, обработки, магнитофон и тип магнитофонной ленты в других руках это всё будет звучать по-другому.

Тем не менее, полагаю, можно вдохновиться некоторыми решениями и находками Мика и воплотить их для создания новой, собственной музыки или краски в ваших звуковых полотнах. Даже без того же оборудования можно уловить некоторые нюансы, сделавшие те записи особенными.

Двумя самыми важными элементами в данной сигнальной цепи будут Wah, и инструмент с хамбакерами, близкий по характеристикам к Les Paul.

Аналоговое оборудование
Аналоговое оборудование

Включенный Wah и Gibson Les Paul, основные ингредиенты оборудования. Возможно усилители, время от времени менялись, но Les Paul и Wah оставались неизменными, следуя за Маэстро повсюду.

Несмотря на то, что на сессиях, вероятно, использовалось несколько разных усилителей, лучше всего такое звучание передаст усилитель Marshall с закрытой задней стенкой кабинета. Закрытая задняя стенка естественным образом создает тот среднечастотный эффект, который так хорошо сочетается с Les Paul.

Лучше избегать Marshall JCM800, JCM900, DSL200 и т.д. Как и в случае с усилителями Fender, усилители Marshall звучат совершенно по-разному от десятилетия к десятилетию.

Брайн Мэй и Мик Робсон
Брайн Мэй и Мик Робсон

Твидовые усилители Fender также могут подойти. Однако, под термином «твид» не имеется в виду обтянутый твидом Blues Deville и другие современные усилители Fender.

Речь об усилителях старой школы, таких как Deluxe, Pro, Bandmaster, Bassman или даже Champ 1950-х годов.

Скажем прямо, замены Tone Bender нет. Ничто не звучит так, как эта примочка. Мик часто использовал её во время живых выступлений. Так что берите любой имеющийся в досягаемости Fuzz или Distortion выкрутив Gain примерно на 2/3.

Важно учесть, что при съёме звука того периода, микрофоны не ставили в непосредственной близости от динамика. При записи надо установить микрофон примерно на расстоянии 7-15 сантиметров от динамика. Для снятия звука лучше всего использовать ленточный микрофон, но за неимением, работаем с тем что есть. Можно потом обработать записанный сигнал плагином UAD Studer A-800. Это конечно... «каучуковое изделие», но какую-то зернистость звуку он добавит. Лента заставляет гитары звучать лучше. И не только, когда речь заходит о винтажных звуках, но и в современных.

Важно что бы непосредственно между гитарой и усилителем, не было ничего за исключением Wah и Fuzz. Уберите все другие педали и бустеры. Помните, ключевым моментом здесь является простота!

Маэстро в студии
Маэстро в студии

Надеюсь, статья была полезной, помните, дело не только в снаряжении, но и в том, как его использовать. Насколько я понимаю, Мик проводил много времени со своим стаффом. Он знал его вдоль и поперек и мог выжать из него любую интонацию. Чего и вам желаю, потратьте время на изучение каждого из этих методов на своём оборудовании и в ходе экспериментов обращайте внимание на то, как изменяется ваша игра. Что это подчеркивает? Что выделяет?

Гитарный звук - это все, что нужно для того, чтобы передать эмоцию, которую можно извлекать из инструмента.

Всем вдохновения и удачи!

Подписывайтесь на канал ставьте лайки и задавайте вопросы.

Если здесь не удобно, пишите на почту sobakamaks@yandex.ru с пометкой в теме «Гитара», всегда рад помочь.

Здесь можно записаться на индивидуальное занятие по гитаре

Возможно будет интересно:

Stratocaster - заглушка тремоло, лайфхаки для блюза

Joe Bonamassа и всё о его звуке: гитары, примочки, усилители

Eric Clapton - гитары, примочки, настройки усилителя

Заказать книгу Глядя на дым - Воспоминания участника Свердловского рок-клуба.

-14