Всем привет! Меня зовут Иван, и если вам нравится то, как я пишу, приглашаю вас подписаться на мой Запретграм @ivan.kinoman
Чтобы вы смогли лучше понять, подходит ли вам мой блог и кинорецензии, я хочу рассказать о своем любимом советском кино.
А если кто до сих пор не смотрел что-то из этого списка, надеюсь, мои мини-обзоры вас вдохновят исправить это.
Здесь я бы хотел сделать важную ремарку.
Я составил ТОП 15 именно своих любимых фильмов, тех:
- которые наиболее откликаются в моей душе и дают мне радостные эмоции и душевную гармонию,
- которые я готов пересматривать тысячу раз,
- которые мне никогда не надоедают.
Это главные критерии попадания картины в мой ТОП.
Есть уйма прекрасных советских фильмов, которые внесли огромный вклад в развитие мирового кинематографа, которые, возможно, даже лучше и куда значимее тех, о которых я напишу ниже, но они не являются моими любимыми, и это вопрос для отдельного ТОП, сегодня не об этом.
Поэтому, когда кто-то захочет написать про "А где, например, "Броненосец "Потемкин" Эйзенштейна?", помните о том, что я написал выше. И да, пожалуйста, давайте без политики в комментариях.
Если бы было нужно описать эти 15 фильмов одним словом - я бы выбрал "светлые". Это действительно светлое кино, обладающее огромным терапевтическим эффектом, смотришь ты его в первый раз или в сотый...
В этом кино есть особенная магия. Это кино наполняет положительной энергией.
Итак, 15 моих любимых советских фильмов:
1. В бой идут одни «старики» (1973)
1943 год. В летной эскадрильи Героя Советского Союза капитана Титаренко пополнение...
Удивительно глубокий и изящный фильм. На мой взгляд, это лучшее кино о войне вообще.
Не показав врага, фильм демонстрирует ужас войны, а также образ настоящих воинов, делая акцент, что даже в такой тяжелейший период важно оставаться человеком стоящим. Важно не терять себя и, что немаловажно, своей крутейшее чувство юмора.
Шедевр, и мой самый любимый фильм!
2. Иван Васильевич меняет профессию (1973)
Москва, 70е годы. Инженер Тимофеев в своей квартире собрал настоящую машину времени и оказался лицом к лицу с самим Иваном Грозным...
Гениальное кино от Леонида Гайдая, моего любимого режиссера.
Во многих сценах практически дословно воспроизводится оригинал, к слову, написанный не кем-то, а самим Михаилом Булгаковым (если кто не знал).
Блистательный Юрий Яковлев, великий и потрясающий — так по-разному сыграть двух таких непохожих людей в одном фильме — это Искусство.
Я, надеюсь, не единственный, кто в детстве думал, что Буншу и Ивана Грозного играют разные актеры? :)
3. Москва слезам не верит (1979)
История трех провинциалок, сдержанной Кати, амбициозной Людмилы и скромной Тоси, приехавших покорять Москву...
Владимир Меньшов ворохом потрясающе точных героев, событий и диалогов показал жизнь целой эпохи. 1000 раз видел - и еще столько же посмотрю. Премия «Оскар» за лучший иностранный фильм.
4. Служебный роман (1977)
70е годы. В одном госучреждении нерешительный, но добрый Анатолий Ефремович влюбляется в строгого и ответственного директора Людмилу Прокофьевну...
Каждый просмотр открываю для себя что-то новое в этом поразительной и такой родной лирической мелодраме Эльдара Рязанова.
Какое же кино у нас было...
5. Операция «Ы» и другие приключения Шурика (1965)
Три небольших новеллы о жизни скромного, но правильного и храброго студента Шурика...
Когда слышишь название этого фильма, сразу вспоминаешь о легендарной троице Никулина, Вицина и Моргунова. Оно и понятно: когда эти безумно харизматичные актеры вместе оказываются на экране — все остальное меркнет, а любая фраза (а случайных фраз здесь нет) разлетается на цитаты.
Безумно круто, что Гайдай показывает такую прекрасную атмосферу.
Это же 1963 год, после войны прошло менее 18 лет, главный герой — студент, который как раз олицетворяет послевоенную молодежь.
Как же хорош Александр Демьяненко, связующее звено всех трех новелл. Жаль, что он так переживал, что потомки запомнят его исключительно по роли Шурика. Сыграть роль, которая станет символом целой эпохи — это более, чем отличное достижение в карьере. Хотя я, конечно, знаю и очень люблю и другие его работы.
Надеюсь и искренне верю, что кто-нибудь сумеет вновь снимать подобное кино.
6. Девчата (1962)
Для меня это главный зимний неновогодний фильм Советского Союза.
В сибирский поселок по распределению приезжает юная и очень активная выпускница кулинарного училища по имени Тося Кислицина. Местная знаменитость, бригадир Илья Ковригин решает на спор за одну неделю влюбить в себя наивную девушку...
Много раз и Румянцева, и Рыбников еще встретятся зрителю в этих образах мачо того времени, лучшего и своенравного сотрудника (будь то бригадир на лесоповале в Сибири, монтажник-верхолаз, лучший сталевар завода) и неопытной, немного нахальной, но искренней сотрудницы (опять же неважно, повар ли она, или королева бензоколонки).
Но именно здесь их тандем вызывает самые теплые чувства.
7. Три плюс два (1963)
Три молодых человека отдыхают дикарями на Черном море и борятся за пляж с парой девушек. Девушки красивы, парни молоды - разумеется, война в таких условиях долго длиться не может...
Теплое («ламповое») и ностальгическое кино, пересматриваю каждое лето. Очень смешное, атмосферное и замечательно сыгранное.
8. Чародеи (1982)
Фильм, снятый (довольно отдаленно) по мотивам книги братьев Стругацких, начинается как обычная подготовка к корпоративу научных сотрудников в каком-то академгородке. Но сопровождается он самой настоящей новогодней сказкой, где главный герой должен расколдовать свою любимую от заклятия, наложенного ведьмой, причем сделать это можно только при помощи поцелуя...
Как же замечательно здесь передана новогодняя атмосфера!
Главное в этом фильме — это потрясающий юмор. Причем юмор совершенно разный. Начиная от деталей (например, номера машин в сцене, где Абдулова выбрасывают на снег) и фраз, брошенных скорее вскользь («Боже, как я похудел», «Он проходимец, и ноги у него кривые»), заканчивая культовыми сценами и цитатами («Кто так строит, а?», «Ты че, колдануть не мог? Склеротик»).
Я личное не представляю себе январские праздники без этого фильма. Это настоящее кино, сделанное талантливыми людьми: без спецэффектов, дорогих костюмов и гениальных операторов они смогли передать потрясающий колорит и вызвать ностальгию по 70м даже у тех, кто тогда и не жил вовсе.
9. Самая обаятельная и привлекательная (1985)
Инженер Надя Клюева никак не может устроить личную жизнь. Ее подруга социолог Сусанна приходит на помощь вместе с научным методом обольщения коллег. В бой идут заморские джинсы, пирожки «Маэстро» и аутотренинг...
Блистательная Ирина Муравьева в одной из лучших и поучительных советских мелодрам.
10. Бриллиантовая рука (1968)
Актеры в советских фильмах с каждым годом играют все лучше. Грустная, но очень правдивая шутка.
Бандиты Геша и Лелик пытаются перевезти контрабандой из Стамбула в СССР драгоценности, но по случайности они попадают в руки (а точнее - "на руку")) обычного семьянина Семена Семеновича Горбункова...
Юрий Никулин — человек потрясающей харизмы, наконец, в главной роли. Простой, искренний («Я не трус, но я боюсь»), не самый сообразительный, но надежный и в важный момент не растерявшийся и давший отпор бандитам герой вышел у Никулина просто великолепно. Ну, а гениальность тандема Миронов-Папанов («- Мне надо принять ванную, выпить чашечку кофэ. — Будет тебе и кофе, и какао с чаем») нельзя просто описать словами, единственное — отмечу, как же интересно наблюдать за их абсолютно противоположными характерами героев по сравнению с «12 стульями». Эти герои все же ближе к их образам из «Берегись автомобиля».
Но моя любимая сцена до сих пор даже не включает никого из вышеперечисленных — я всегда в восторге от диалога сотрудника милиции Миши с начальником: «А может? Не может? А если? А вот это попробуйте».
11. Ирония судьбы, или «С легким паром»! (1975)
С каждым годом я все больше понимаю, насколько это грустная картина. Если в детстве я любил его за первую серию: с баней и тостами, украшениями к празднику, забавными диалогами и смешными ситуациями, то теперь я больше ценю его вторую часть, стихи, музыку, долгое молчание героев и неоднозначно положительный, а скорее печальный финал.
Да и как было оценить весь великий замысел сценариста и режиссера, если целиком я этот фильм посмотрел где-то в 20 лет первый раз, и было это, конечно, не в новогодние праздники. Фильм же мы всегда ассоциировали именно с 31 декабря: когда в перерывах между приготовлениями оливье и украшением елки удается в такт фильму сказать очередную его фразу вместе с героем «какая гадость эта ваша заливная рыба» или «я никогда не пьянею», «улетел вместо Павлика?», «ну-ка нашу, вагончики»...
А вот попробуйте рассказать, что в этом фильме хорошего для человека, который не из советского прошлого. Я выявил, пожалуй, три главные мысли:
1) в фильме удивительным образом отражена эпоха и обычаи празднования главного праздника страны. Эпоха. Парадоксально, но за 40 лет поменялось немногое. Все та же однотипная застройка, одинаковая мебель (только теперь не из Чехословакии, а из Швеции), все то же на новогоднем столе, все те же мысли в головах. Бобровые шапки разве только канули в небытие :)
2) Актерская игра. В первую очередь, Юрия Яковлева. Насколько же сильнейший актер. Забавно, как его Ипполит на удивление из отрицательного персонажа, коим я считал его в детстве, становится единственно положительным героем фильма.
3) Тонкая и сильная режиссура, которая под маской новогоднего маскарада скрывает трогательную мелодраму с печальной развязкой о страхах перед следующим жизненным шагом.
12. Джентльмены удачи (1971)
Ох, уж этот гениальный и вечно грустный Евгений Леонов, какой великий актер. Вицин совершенно в нетипичном для себя амплуа (как по мне, куда больше ему подходящем), вечно забавный и отличный Савелий Крамаров .
Обучение жаргону, тюрьма и побег, нелегкие заработки разгрузкой батарей и чисткой снега, новый год на даче — каждый раз с удовольствием возвращаюсь к замысловатым приключениям псевдо-Доцента, Косого, Хмыря и Василия Алибабаевича.
Казалось бы, смотришь комедию, жанр сейчас ни на что серьезное не претендующий (хорошо уже, если тебе просто нескучно), но в случае с «Джентельменами удачи» только диву даешься, какая поразительную глубину здесь можно увидеть. Момент с неудавшимся самоубийством Хмыря, разговор Косого со старым другом, грубо прерванный Доцентом («Да вор он»). Как тонко и изящно подаются пояснения характеров героев, и каким логичным выглядит их становление на новый путь. Именно такими комедии и должны быть: изящно и понятно обсмеиваться пороки общества, логично развиваться и меняться герои, и да — чуть не забыл — должно быть просто смешно.
Единственное, мне всегда грустно в конце, что бандиты так и не отблагодарили искреннего и наивного Трошкина, который весь фильм как мог, старался им помочь.
13. Я шагаю по Москве (1963)
Таежник Володя проводит в Москве солнечный летний выходной и знакомится с достопримечательностями: Красной Площадью, ГУМом, ЦПКиО и Никитой Михалковым...
Светлая вдохновляющая комедия о столь разумной и осмысленной советской молодежи 60х годов. Хочется ей соответствовать и тем же образом воспитывать своих детей.
Один из определяющих фильмов поколения.
Некоторые герои появляются всего на пару фраз, но оставляют неизгладимое впечатление. В первую очередь, я про Басова, играющего полотера, а также про следующих персонажей, говорящих: "Я в этом возрасте уже под Курском был...", "У меня много было ребят. Их всех на войне поубивали, а я вот живу..."
14. Берегись автомобиля (1966)
Юрий Деточкин ворует у проходимцев машины, а деньги от их продажи отправляет в детдома. Расследование ведет Максим Подберезовиков, с которым они играют в одном самодеятельном театре...
Детектив, трагикомедия и даже нуар от Эльдара Рязанова. Исключительный случай, почти каждая фраза ушла в народ и цитируется вот уже 56 лет.
15. Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика (1966)
Здесь же еще исключительно хорош Владимир Этуш («Красавица! Комсомолка! Спортсменка!», «Шляпу сними»), который абсолютно другой в «Иван Васильевиче» — вот оно, главное величие отличных актеров — убедительно играть совершенно разных персонажей, а не себя в каждом очередном фильме. А еще печальный Фрунзик Мкртчян, человек с уникальной фамилией и удивительно грустной судьбой.
Очень жаль, что Кавказ у нас так мало был показан в кино, обычно режиссеры отдавали предпочтение Крыму.
К слову, все советские комедии из этого списка — это нечто особенное, наше культурное наследие. Это особое кино, лучшее, и доставать его нужно в лучшие моменты жизни, в Новый год, например, и каждый раз искренне смеяться и радоваться происходящему на экране, даже несмотря на то, что давно уже знаешь в них наизусть каждое слово.
P.S.: если нужно выбрать всего один постсоветский фильм, то, пожалуй, я остановлюсь на "Питер FM", очень его люблю.
Питер FM (2006)
Обаятельная радиоведущая Маша Емельянова теряет свой телефон, который находит вдумчивый архитектор Максим. Периодически созваниваясь, герои находят друг в друге родственную душу...
Такой простой, легкий, немного грустный, но светлый и от того еще более замечательный фильм. А как иначе, кино же о Санкт-Петербурге.
И В ЗАВЕРШЕНИИ Я ХОТЕЛ СКАЗАТЬ.Друзья, спасибо, что прочли мою статью-исследование. Поставьте лайк, так вы сильно поможете каналу! И дадите возможность другим людям ознакомиться с материалом. Чем больше лайков - тем больше статей я публикую. Благодарю за поддержку! Всем добра и любви!
Если вы дочитали статью до конца, вам, возможно, нравится, как я пишу :)
Для вас я хочу сказать, что написал книгу о кино "Смотри!" в соавторстве с популярным маркетологом Игорем Манном. Книга будет полезна вам:
- если вы часто не знаете, что смотреть,
- если вы хотите начать лучше разбираться в кино,
- если вы хотите лучше говорить о кино.
Купить книгу можно на:
1. Wildberries https://www.wildberries.ru/catalog/147554555/detail.aspx
2. Ozon https://www.ozon.ru/product/kniga-smotri-mann-i-gamzin-i-mann-igor-borisovich-866351415/?sh=tsNBtHNi9Q
3. Cайте издательства https://www.knigium.ru/books/smotri/
(промокод на скидку 20% - IVAN-SMOTRY)