Сегодня как многие верующие, так и неверующие, согласны с тем, что рационально доказать существование Бога нельзя. Правда, по разным причинам. Если первые считают, что это невозможно, так как Бог открывается сердечной чистоте, а не хитросплетениям разума, то вторые убеждены, что раз научно засвидетельствовать факт существования Бога нельзя, то и Бога нет, т.к. лишь наука объективна. Однако не все знают, что в христианской культуре существует многовековая традиция доказательств бытия Бога. В эпоху Средневековья такие доказательства стали популярны благодаря католическим богословам-схоластам, прежде всего Ансельму Кентерберийскому и Фоме Аквинскому. Правда, свои аргументы схоласты, как правило, обращали не к атеистам - какие атеисты в средние века! - а к верующим, для того, чтобы рациональным способом подтвердить веру. Поскольку существование Бога представлялось очевидным, 'разумным', то и в мире, в жизни философы стремились отыскать очевидные, разумные тому подтверждения. Да и современному человеку как 'Фоме неверующему' иногда хочется вложить перста в язвы, чтобы убедиться в подлинности христианства. 1. Первое доказательство, которое можно назвать 'экзистенциальным' (то есть 'доказательством от существования'), формулируется так: Почему все, что есть, скорее есть, чем нет? 2. Второе доказательство звучит следующим образом: Почему все, что есть, закономерно и поразительно упорядочено, несет на себе несомненный отпечаток разумного плана устройства целого? Ведь такой план не может не предполагать существования сверхчеловеческого по своим возможностям Ума, подлинно божественного Планировщика (так как закономерность - свойство разума)? Альберт Эйнштейн (1879-1955), сформулировавший теорию относительности, так выразил эту мысль: 'Гармония естественного закона открывает столь превосходящий нас Разум, что по сравнению с ним любое систематическое мышление и действие человеческих существ оказывается в высшей мере незначительным подражанием'. 3. 'Космологическое доказательство' бытия Бога было разработано еще древними (в частности, Аристотелем) и чаще всего встречается в следующем виде: каждая вещь в мире и все, вся Вселенная в целом имеет причину своего существования, но продолжать эту последовательность, цепочку причин до бесконечности нельзя - где-то должна быть Первопричина, которая уже не обусловливается никакой иной, иначе все оказывается безосновательным, 'повисает в воздухе'. О такой Причине говорят не только философы, но и многие естествоиспытатели и ученые. Так, знаменитый Луи Пастер (1822-1895) часто упоминал 'космическую асимметричную Силу', которая создала жизнь. Он полагал, что понятие ПРИЧИНА 'следовало бы резервировать для единственного Божественного импульса, который сформировал эту Вселенную'. 4. 'Антропный принцип Вселенной' как доказательство существования разумного плана устройства Вселенной и Бога был - наверное, невольно - выдвинут современной наукой, которая внезапно выяснила, что жизнь на Земле, появление человека и развитие цивилизации возможны только при наличии и сочетании чрезвычайно жестких и парадоксально маловероятных условий, которые как бы изначально заложены в самой природе: фиксированного расстояния от Солнца (немного ближе к нему - и живые организмы сгорели бы, немного дальше - замерзли, превратившись в бесчувственные глыбы льда); наличие вращения Земли, без которого на одной половине планеты царила бы невыносимая жара, в то время как другая была бы скована вечным льдом; существование у нее определенных размеров спутника, обеспечивающего сложную систему циркуляции водных потоков; полезные ископаемые и ресурсы: уголь, металлы, нефть, воды и т.п., без которых не могла бы возникнуть и развиваться техногенная цивилизация, и т.д. Более того, у современных ученых складывается впечатление, что вся Вселенная расположена и ориентирована таким образом, чтобы на нее можно было смотреть человеческими глазами! Существующая координация, взаимосвязанность и взаимозависимость этих факторов такова, что возможность ее 'случайного' появления полностью исключается. 5. Следующее доказательство созданности Космоса разумной волей также сформулировано на переднем крае современной космологии и физики, которые обратили внимание на парадоксальность существования Вселенной в том виде, в каком она существует: выяснилось, что только по четырем основным базовым физическим константам, без которых она не могла бы длительно существовать в качестве структурно организованного целого, вероятность их 'случайного' возникновения и координации между собой равна примерно 10 в минус 100-й степени. А ведь базовых констант не четыре, а еще больше... 6. Следующее 'телеологическое' (от греч. 'телос' - исполнение, результат) доказательство бытия Бога в общем виде известно со времен античности, когда Аристотель впервые заметил наличие в организме некоторых животных и в природе явно выраженных целесообразностей. Однако только современные открытия в биологии бесспорно доказали системный характер этих телеологических механизмов и их необходимость для существования и выживания практически всех видов живых существ. Разновидностью деятельности этих механизмов является, например, 'предустановленная гармония' развития различных живых организмов, которым еще в эмбриональном состоянии как бы заранее известно, с чем им придется столкнуться после рождения. 7. 'Трансцендентальное' доказательство существования идеального мира и Бога отчасти было открыто Кантом и может быть представлено следующим образом: существует мир вне пространства и времени - духовный мир, мир интеллекта, мысли и свободы воли, - что доказывается наличием в каждом человеке мыслей, которые могут относиться к прошлому и будущему, то есть 'путешествовать' в прошлое и будущее, а также мгновенно переноситься в любую точку пространства. Каждый из нас, обратив сознание к источнику возникновения своих мыслей, может без труда заметить, что они появляются как бы откуда-то извне, мысль оказывается как бы проецируемым откуда-то духовным лучом, который освещает материальное бытие как солнечный зайчик - его никак, никому и никогда не удается накрыть рукой, он всегда оказывается сверху... Таким образом, человеческая мысль, якобы рождающаяся в мозгу, оказывается одновременно внутри и вне материи - она будто бы возникает благодаря нейрофизиологическим процессам в тканях мозга, окружена костями черепа, но, одновременно, принципиально существует вне любой материи, вне пространства и времени. Благодаря этому человек ясно сознает, что обладает духовной природой, которая принципиально иная, чем физический мир, который его окружает. Но из этого следует, что эта иная природа, этот Дух, проявлением которой является человек, так же обладает и разумом, и свободой воли, как сам человек. 8. Следующее доказательство можно было бы, наверное, назвать 'креационистским' - оно основывается на факте существования в природе организмов и живых систем, которые принципиально не могут развиться в подобное целое из частей эволюционным путем так, как считает дарвинизм, а могут быть только созданы вместе, как именно такое органическое целое. К ним, например, может быть отнесена взаимосвязанная система сердца, легких и кровообращения у живых существ: невозможно представить, чтобы сначала, предположим, появилось одно только кровообращение без сердца, затем к нему постепенно 'приставилось' сердце и начало перекачивать кровь и только после этого начали развиваться легкие. 9. Доказательство существования Бога и духовного мира из личного опыта - большинство людей встречалось в своей жизни со 'странными' проявлениями божественного и сверхчеловеческого: как благотворного, Божественного, так и зловредного, демонического, или, наверное, чаще всего, того и другого вместе. 10. Доказательство от существования у ВСЕХ наций и народов представлений о Боге и сверхчеловеческих силах в той или иной форме; если индивидуумы-атеисты и встречаются у многих народов, то 'атеистических' наций на Земле не бывает. 11. Доказательство от веры в Бога большинства выдающихся гениев человечества. Например, абсолютного большинства Нобелевских лауреатов. Следует также помнить, что все ученые, способствовавшие своими открытиями появлению и развитию современной науки (Коперник, Кеплер, Ньютон, Бойль, Бэкон, Пастер, Эйнштейн) верили в Бога. Френсис Коллинз, один из основателей генетики, говорил: 'Когда мы узнаем о человеческом геноме что-то новое, я каждый раз испытываю чувство благоговения от того, что человечество теперь знает нечто такое, что до сих пор знал только лишь Бог. Я не верю в то, что научные исследования могут как-то угрожать Богу. Напротив, я думаю, что Бог только выигрывает от нашего любопытства'. 12. Несомненным доказательством бытия Бога является также регулярное появление в истории человечества великих святых и религиозных деятелей, которые непосредственно имеют духовные откровения свыше и свидетельствуют тем самым о Его бытии. Это не только такие пророки, как, например, Моисей, Исайя, Иезекииль, постоянно общавшиеся с Богом, но и праведники, озарявшие и направлявшие своим светом жизнь людей во все времена. 13. Трагическая судьба проектов (и, часто, собственной жизни и судьбы) выдающихся атеистов. Самым ярким примером здесь может быть пример Ленина и его последователей, впервые в истории попытавшихся построить атеистическое государство на 'научной основе' как на территории России, так и других стран Европы и Азии. 14. Широко известно и 'этическое доказательство' бытия сверхчувственного мира, которое исходит из объективного существования морали и этических законов, регулирующих поведение человеческих существ. Исследования многих философов указывают на то, что события и воздействия окружающей среды только до определенной степени могут предопределять поведение людей и принуждать их к тем или иным поступкам: как бы ни было сильно давление извне, у человека всегда есть возможность разорвать причинно-следственную связь, которой подчиняется неразумная природа и поступить как свободное существо, то есть как существо иного, нездешнего мира! К этому же типу доказательств бытия Бога относится и знаменитое рассуждение Иммануила Канта, ясно показавшего, что человек в своих поступках и действиях руководствуется ценностями, которые не принадлежат материальному миру. 15. Большое распространение получило также доказательство бытия Бога под названием 'эстетический аргумент', которое гласит: в природе существует удивительная сверхъестественная красота звездного неба, закатов и рассветов, Северного сияния, гармоничных картин природы, совершенного устройства прекрасных тел живых существ и т.д., которая будто специально предназначена для эстетического наслаждения разумного существа - человека - потому что помимо него в самой природе созерцать ее просто некому. Уже упоминавшийся Роберт Бойль испытывал такое благоговение перед красотой природы, что часто говорил: 'Когда я изучаю книгу природы... то часто принужден воскликнуть вместе с псалмопевцем: 'О, сколь многообразныТвои творения, Господи, в мудрости Твоей Ты создал их всех!' 16. Доказательство бытия Бога 'от реального к абсолютному совершенству', его выдвинул Фома Аквинский: в природе существует ясно наблюдаемая градация совершенства внутри различных видов бытия, которая может быть понята только при наличии абсолютно совершенного Существа, то есть Бога. Таким образом, мы видим, что откуда бы и как бы мы ни начали рассматривать окружающий человека мир, все дороги неизбежно ведут к Тому, Кто его создал и украсил, Кто его постоянно поддерживает и направляет, и без Кого он бы не мог просуществовать и мгновения - к Богу. (Православный журнал "ФОМА" ?2(8) 1999 г.) Хочу привести и моё доказательство бытия Бога - "доказательство от противного", то есть, что стало бы с миром, не будь Бога. В математике и логике для этого есть свои методы - так называемые доказательства от противного, или абсурда. Так вот: если знать, что все материальное и духовное, то есть весь мир, созданный без участия Бога, будет абсурден, то это было бы корректным, хотя и косвенным доказательством существования Бога. Итак, существует в механике один из основополагающих принципов - принцип наименьшего действия, который неукоснительно соблюдается во всем материальном мире. Например, река течет не в гору, а с горы, сами горы постепенно, со временем, превращаются в равнину. Даже теплота и та, согласно второму началу термодинамики, стремится переходить от более нагретых тел к менее нагретым. Вся неживая природа следует принципу выравнивания. Совсем иначе обстоит дело у живых организмов. Деревья растут вверх, а не вниз, как полагалось бы по принципу наименьшего действия. Птицы вообще забираются на небеса. Человек изобретает все новые машины, с помощью которых стремится преодолеть все возможные "привязки" к состоянию покоя - вплоть до ракет, которые вырывают его из сетей сил тяготения. К тому же эти живые организмы постоянно размножаются, чего не бывает в природе неживой. Стало быть, если предположить, что природа возникла сама по себе, как единое целое, то получается 'неувязочка'. Нет, над созданием такого разного, порой взаимоисключающего, противоречивого мира, который бы при этом еще и "работал", "жил", должен был потрудиться гениальный Генеральный Конструктор. Такой мир, как наш, требует планового "ввода объектов". Здесь нужен был Создатель, Высший разум, Бог, Творец - как угодно называйте, но даже синонимы Бога (Создатель и Творец) наводят на определенные размышления. Сказанное подтверждает знаменитая фраза Эйнштейна, начертанная, кстати, на камине в его доме: "Господь Бог изощрен, но не злонамерен!" Он создал необыкновенно хитроумные законы, по которым живет природа, но все эти законы прекрасно сочетаются друг с другом и обеспечивают существование Вселенной. А некоторые люди пытаются "обойти" законы природы и "учредить" новые, которые, существуй они объективно, немедленно обрекли бы Вселенную на распад и уничтожение. Как будет показано ниже, вероятность "случайного" возникновения Вселенной научно оценивается как 10 в минус сотой степени, то есть её вероятность практически равна нулю! Строго говоря, считалось, что имеется всего 16 доказательств бытия Бога. А если учесть и моё доказательство бытия Бога "от противного" то, выходит, что их уже 17...