Найти тему
Black Caviar Games

10 самых скандальных игр за всю историю

Оглавление

В геймдеве все как в жизни: кроме успехов случаются провалы, а иногда и скандалы. Скажем, геймеры ждали от разработчиков шедевра, а получили просто нормальную игру. А то и совсем проходной продукт с кучей проблем. Или обществу не понравилось то, как в игре освещены определенные темы. Конечно, у нас нет «скандалометра», но мы сделали список 10 компьютерных игр, которые потрепали нервы комьюнити и игрожурам!

E.T. the Extra-Terrestrial (1982)

Atari
Atari

Встречайте одну из виновниц кризиса индустрии 1983 года! Фильм Спилберга «Инопланетянин» (в оригинале E.T. the Extra-Terrestrial) оказался блокбастером, поэтому сделать по нему игру сам бог велел. А заодно заработать. Atari торопилась выпустить игру к Рождеству, чтобы ее смели с прилавков в качестве подарка. Это сказалось на качестве — владельцы Atari 2600 получили скучную бродилку. Спрос был таким низким, что картриджи с игрой закапывали на городских свалках.

Провалы случаются, но E.T. подорвала доверие потребителей к приставкам и видеоиграм, что вкупе с перенасыщением рынка привело к уже упомянутому кризису. Так Nintendo специально сделала свою Famicom / NES похожей на условный видеомагнитофон, чтобы она вообще не ассоциировалась с консолями.

Battlecruiser 3000 A.D. (1996)

Take-Two Interactive
Take-Two Interactive

Если E.T. делали всего 6 недель, то на Battlecruiser 3000 A.D. ушло целых 10 лет. Прилично по любым меркам, верно? Дерек Смарт задумал масштабный космический симулятор со свободой действий, сражениями и открытым миром. Подобные игры уже были — к примеру Elite (1984) и Sid Meier’s Pirates! (1987). Издатели не захотели вкладываться в амбициозное детище Смарта, но его это не остановило. На золото отправили сырую бету, получившую массу негатива от критиков и геймеров. А разговоров-то было… Реклама всячески доказывала потребителям, что ожидание не будет напрасным, и их ждет потрясающий опыт.

Batman: Dark Tomorrow (2003)

Kemco
Kemco

Это сейчас есть Gotham Knights, а в 2001 у геймеров не было игры о Бэтмене и его соратниках с открытом миром, Бэтмобилем и другими крутыми фичами. Batman: Dark Tomorrow анонсировали как разнообразный экшен со свободой действий эксклюзивно для Nintendo GameCube. Позже появилась версия для Xbox, а вот на PlayStation 2 (самой успешной консоли шестого поколения) игра так и не вышла. Если средненькую графику еще можно было простить, то проблемы с камерой и пресный геймплей точно никого не вдохновили. Хорошее в игре тоже было: сюжет и актеры озвучивания.

Duke Nukem Forever (2011)

2K
2K

Перед вами самый знаменитый долгострой в истории игр! Анонсировали новые приключения брутального Дюка еще в 1997, а вышла стрелялка аж в 2011. Менялись движки, издатели, сроки релиза и даже разработчики. В 2009 студию 3D Realms закрыли, и многострадальный проект подхватила Gearbox Software. После всех приключений DNF вышла, но выглядела гостем из прошлого — устаревшим, странным и слишком сложным. Критики наказали игру средней оценкой в 5 из 10. Геймеры оказались чуть добрее, но сенсации все равно не случилось. За 14 лет можно было сделать что-то более внушительное.

Aliens: Colonial Marines (2013)

Electronic Arts
Electronic Arts

«Чужой» и «Хищник» — две культовые франшизы, которые, может, не на подъеме, но живы и имеют свою фанбазу. От Colonial Marines ждали крепкого сюжета, динамичного геймплея и атмосферности. Игру не раз откладывали: вместо конца 2008 года она вышла в начале 2013-го. Итог был далек от идеала. Пресса прокатилась по «морпехам» катком за баги, недоделанную графику, проблемы с нарративом и глуповатый ИИ. Трейлеры оказались красивее финальной версии. Разработала игру все та же Gearbox, кстати.

GTA V (2013)

Take-Two Interactive
Take-Two Interactive

Серия GTA всегда получала от цензоров и блюстителей морали, и, наверное, это логично. Если говорить о пятой части, то претензий к геймплею и графике не было: об этом говорят высокие оценки. Зато много вопросов появилось к повествовательной части. Особенно к сценам пыток и пренебрежительному (по мнению некоторых обозревателей) отношению к женщинам. В Австралии одна из сетей даже сняла игру с продажи.

No Man’s Sky (2016)

Hello Games
Hello Games

Все игры серии X, Freelancer и «Космические рейнджеры» не ослабили тягу геймеров к звездам. Слишком уж классно выглядит идея свободы в космосе: летай, исследуй, открывай и осваивай. Такое обещала красочная No Man’s Sky, анонсированная в 2013 году. Инди-команда Hello Games из 4-х человек получила поддержку Sony и спустя 3 года отправила проект на золото.

Игра получилась пустоватой и скучной: огромные процедурно генерируемые миры не смогли занять игроков. За 2 недели с релиза их количество в онлайне рухнуло на 90%. К счастью, на этом история не закончилась. Разработчики не бросили свое детище. Обновления Atlas Rises, NEXT и Visions добавили контент, исправили ошибки и помогли NMS стать той игрой, которой она должна была быть изначально.

Mass Effect: Andromeda (2017)

Electronic Arts
Electronic Arts

Незаживающая рана на сердцах фанатов Mass Effect или просто нормальная игра без особых достоинств и недостатков? Трилогия от BioWare вышла завершенной и самодостаточной. Делать Mass Effect 4 было странно, и канадцы выбрали вариант со спин-оффом. Andromeda не назовешь ужасом, но многим не понравились тривиальный нарратив и проблемы с технической частью. Игру восприняли бы лучше, не будь она связана с культовой серией. Но она была и не приблизилась к планке, заданной трилогией ME.

Fallout 76 (2018)

Bethesda Softworks
Bethesda Softworks

В новую эпоху легендарную серию ждали метаморфозы. В Fallout 3 мир пустошей стал трехмерным, получил мощную прививку Oblivion и теплый прием игроков. Четвертая часть тоже не подкачала. В 2018 году анонсировали многопользовательскую Fallout 76: пообещали огромный открытый мир, кучу активностей и красивую графику. Пресса выдала игре весьма сдержанные оценки за баги и неинтересный геймплей. С продвижением тоже не заладилось: люди не оценили платный сервис Fallout 1st и то, что в специздание положили нейлоновую сумку вместо холщовой.

Cyberpunk 2077 (2020)

«СофтКлаб»
«СофтКлаб»

CD Projekt RED подарила нам «Ведьмака», поэтому хайп вокруг ее киберпанк-игры (основанной на настолке Cyberpunk) был огромен. Над проектом трудилось 500 специалистов, к нему привлекли Киану Ривза. Найт-Сити должен был погрузить игроков в атмосферу классического киберпанка в духе книг Уильяма Гибсона, Брюса Стерлинга и экранизации «Бегущего по лезвию» Филипа Дика.

Релиз не раз откладывался. Наконец пресса и комьюнити получили свои копии. Несмотря на все достоинства Cyberpunk 2077, стало ясно, что CD Projekt RED поспешили и не довели игру до ума. Особенно технические проблемы были заметны в консольных версиях. Проект не провалился, но не стал шедевром, вернувшим веру в киберпанк.

Какую игру (или игры) вы бы добавили в наш список?

Еще статьи здесь:

Гик-хобби: компьютер Raspberry Pi

7 ностальгических комиксов по играм 90-х и 2000-х

Как создать In-App Events в App Store: руководство для инди-студий