Найти тему

«Сами не разберутся», или что мы знаем о моббинге и буллинге

228 прочитали

Что такое буллинг, знают все. А что такое моббинг?

И то, и другое – травля одного человека другим или другими, но есть отличия.

Юлия Гурьянова, ведущий специалист по социальной работе Программы профилактики социального сиротства и укрепления семьи в Вологде, дала советы, как отличить одно от другого, и, главное, что с этим делать детям и их родителям.

Фото из открытых источников
Фото из открытых источников

- В двух словах моббинг мы видим в фильме «Чучело», где Лену Бессольцеву травит почти весь класс, а буллинг – в фильме-римейке «Розыгрыш», где ученик жестоко издевается над учительницей, - объясняет Юлия Гурьянова.

Мо́ббинг (от англ. mob агрессивная толпа, банда) — форма психологического насилия над отдельным человеком со стороны группы людей. Моббинг бывает в семье, группе сверстников, школе, на работе или в интернете.

В школе это могут быть сплетни, распускание слухов, унижение со стороны одноклассников, чтобы вытеснить кого-то из коллектива.

Буллинг - это травля, агрессивное преследование одного человека другим или другими. Он может выражаться по-разному: от непристойных шуток и оскорблений до избиения. Основная цель — запугать жертву, подчинить ее себе. В школе это часто словесная травля, бойкот, но бывает и рукоприкладство.

– Моббинг или буллинг могут начаться уже в детском саду, – говорит наш специалист. – Не так важны эти термины, как то, что родители должны быть внимательны к ребенку и вовремя понять, что в садике, школе или другом коллективе его травят. И помочь ему разрешить эту ситуацию.

КТО СТАНОВИТСЯ АГРЕССОРОМ?

Юлия Гурьянова объяснила, какие дети склонны нападать на других:

  • уверенные в том, что добиться своего можно силой и подчинением;
    претендующие на роль лидера или стремящиеся любой ценой быть в центре внимания;
  • физически сильные и легко возбудимые,
  • с низким уровнем эмпатии, не умеющие проявлять сочувствие;
    бескомпромиссные, не привыкли и не умеют договариваться.

КТО ТАКИЕ СОЮЗНИКИ?

К агрессору всегда присоединяются союзники или преследователи, которые вместе с ним травят жертву. У них - свои особенности и мотивы.

Как правило, это:

  • неуверенность в себе и стремление получить высокую оценку себя извне;
  • отсутствие автономности;
  • конформность - следование правилам, готовность быть "удобным", соответствие ожиданиям;
  • не склонны принимать на себя ответственность за собственную деятельность;
  • ведомость, подверженность контролю со стороны стар­ших (отголоски взаимодействия в семье).
  • озлобленность и малодушие.


Они могут иметь высокий эмоциональный интеллект, но распознают эмоции других для того, чтобы успешно ими манипулировать.

КТО МОЖЕТ СТАТЬ ЖЕРТВОЙ?

А жертвой моббинга и буллинга в детском коллективе часто становится ребенок «не такой, как все»:

  • отличник или круглый двоечник;
  • ребенок с заболеванием, «изъянами» внешности или дефектами речи;
  • плохо одетый, из малообеспеченной и/или неполной семьи;
  • представитель сексуальной ориентации или гендерной идентичности, отличающейся от "общепринятых";
  • проявляющий другое мировоззрение и нестандартность мышления;
  • физически слабый, "тихоня", младше всех в коллективе;
  • этнически, расово и религиозно выделяющийся на фоне окружающих;
  • ребенок с низкой самооценкой и повышенной чувствительностью;
  • ябеда или любимчик учителей.


КАК ПОНЯТЬ, ЧТО РЕБЕНКА ТРАВЯТ?

Если ваш ребенок замкнулся и молчит, а вы встревожены, первым делом обратите внимание на его поведение. Изменилось ли что-то за последнее время? Важно поговорить с ребенком, понаблюдать за ним, а также выяснить, нет ли какой-либо еще настораживающей причины, вызывающей такое поведение.

"МНЕ ЖАЛЬ, ЧТО У ВАС НЕТ ДЕЛ ПОИНТЕРЕСНЕЕ"


- Если ваш ребенок подвергается травле, донесите до него главное: очень важно сохранять спокойствие, не поддаваться на провокацию и не проявлять гнев или обиду на агрессоров. Если травля происходит онлайн, нужно блокировать его или их в телефоне, но обязательно сохранить оскорбительные сообщения. Далее нужно сообщить о нападках родителям и учителю, - советует Юлия Гурьянова.

Разговоров с обидчиками избежать сложно, но нужно научить ребенка отвечать нейтрально, безразличными фразами: «Я знаю, что ты любишь так говорить»; «Я знаю, что не умеешь по-другому развлекаться»; «Мне жаль, что у вас не находится дел поинтереснее».

ЧТО ДЕЛАТЬ РОДИТЕЛЯМ

А вот родители, в отличие от ребенка, могут и должны действовать в правовом поле, а именно:

  • Сообщить о ситуации учителю. Лучше при личной встрече. Нужно описать ситуацию в заявлении с просьбой разобраться и принять участие в ее разрешении.
  • Описать ситуацию в заявлении и на имя директора школы.
  • Сохранять спокойное эмоциональное состояние. Не обвинять коллектив школы. Дать понять, что вы надеетесь на помощь и поддержку.
  • Если по каким-то причинам сотрудники школы пытаются замять явные случаи травли и нанесения вреда ребенку, обратиться в управление образованием и прокуратуру с целью провести проверку действий участников травли, сотрудников и администрации школы.
  • Если ребенку нанесли физические травмы (даже легкие) необходимо засвидетельствовать их в травмпункте и обратиться в правоохранительные органы.
  • Поддерживать связь со школой, учителем.
  • Регулярно узнавать у ребенка, как обстоят дела.

Встреча с родителями обидчиков должна проходить в присутствии школьного совета: классный руководитель, директор, психолог, социальный педагог, педагог по безопасности.


ЧТО НЕЛЬЗЯ ДЕЛАТЬ РОДИТЕЛЯМ

  • Искать причину в жертве травли. Есть родители, которые начинают искать причину травли в самом ребенке: «Сам виноват, не умеешь общаться, учишься плохо, не можешь за себя постоять». Делать так ни в коем случае нельзя!
  • Ждать, что ситуация разрешится сама.
  • Путать травлю, конфликт и непопулярность.
  • Самим разбираться с обидчиками.

И, конечно, нужно повышать самооценку ребенка, его уверенность в себе. Возможно, для этого стоит обратиться к психологу.