"Рингу" Судзуки - странный предмет.
Вроде бредово, а вроде и нет.
Кажется, сегодня нет такого человека, который не слышал бы о синей ломанной девочке, выбирающейся из телевизора очередного глупца, посмотревшего проклятую видеокассету. Те, кто смотрел американский фильм, зовут этот мстительный призрак Самарой. Те, кто знаком с японским оригиналом, - Садако.
Много лет назад я даже не подозревала ни о существовании японских фильмов, ни о том, что сняты они по книгам Кодзи Судзуки, которого порой называют японским Стивеном Кингом.
Намного позже я посмотрела две части японской киноверсии. Тогда я удивилась тому, насколько сильно различались сюжеты американских и японских фильмов. И вот тогда-то решила прочитать книгу, чтобы узнать, что же было в первоисточнике.
Тут меня ждал еще один сюрприз. Оказалось, что "Звонок" - это целый цикл. Состоит он из четырех книг:
Звонок (Кольцо)
Звонок-2 (Спираль)
Звонок-3 (Петля)
Звонок-0 (Рождение)
Чтение растянулось на довольно длительное время, приходилось делать долгие перерывы. И, к сожалению, от книге к книге мой интерес к данному циклу угасал, а оценки снижались.
Но начиналось все очень даже хорошо. Опасения о том, что не получится избавиться от образов героев из фильма и что перед глазами постоянно будут всплывать сцены из кино, оказались напрасны. Уже через пару глав "Звонка (Кольцо)" я смогла полностью забыть о существовании экранизаций (даже японской).
Несколько затянутое начало немного настораживало, а кого-то, уверена, может и вовсе отпугнуть. Но вот всех героев представили, всех, кого надо, прокляли, и началось настоящее расследование. Вместе с этим возрастал интерес, и уже невозможно было оторваться чтения.
Тогда я еще не знала, что на первом романе из серии по-хорошему и стоило бы остановиться.
Дальше же Остапа Судзуки понесло. От мистики и ужасов автор перешел к детективу, зачем-то пытаясь объяснить все произошедшее рационально. А затем и вовсе ударился в научную фантастику и философские рассуждения о бытие.
Ничего не имею против этих тем в литературе, но когда настраиваешься на чтение истории про мстительных духов, не особо хочется утопать в рассуждениях о том, кто мы есть во Вселенной.
Прочитав вторую часть ("Спираль"), я наконец-то узнала, почему в японском фильме к проклятию Садако приплели вирус оспы. Эта загадка долгое время не давала мне покоя, потому что сам фильм я смотрела с ужасным переводом, и ничего тогда толком не поняла.
Третья книга ("Петля") и вовсе переворачивает с ног на голову все представление о вселенной "Звонка".
Совет, если вы все-таки решите прочитать этот роман: пропустите аннотацию. Тогда вас будет ждать сюрприз.
Ну а "Звонок 0" и вовсе кажется ни чем иным как жалкой попыткой выжать из умирающей франшизы последние соки, чтобы получить парочку лишних йен с продаж.
Это даже не полноценный роман, а сборник небольших историй, которые описывают некоторые моменты из предыдущих романов с иной стороны.
Но они вышли скучными, какими-то пустыми, бессодержательными. Сложилось впечатление, что автор уже не знал о чем писать, поэтому в этих рассказах много повторений. Герои в буквальном смысле повторяют одни и те же слова на каждой второй странице.
После прочтения этой книги у меня остался только один вопрос: зачем я потратила на это время?
А еще Кодзи Судзуки оказался тем еще занудой. В книгах огромное количество затянутых моментов.
Вот, например, парочка цитат из третьей книги:
1) "У разных генов количество основ было от нескольких единиц до сотен тысяч. На бумаге было девять строк, в каждой из них — от четырех до шести цифр. 3072 393 216 12 288 786 432 24 576 49 152 196 608 6144 98 304 У слова square было еще значение «вторая степень». Благодаря этой ассоциации он внезапно догадался. 3072 — это 2 в 10-й степени, умноженное на 3; 393 216 — 2 в 17-й степени, умноженное на 3; 12 288 — 2 в 12-й степени, умноженное на 3; 786 432 — 2 в 18-й степени, умноженное на 3; 24 576 — 2 в 13-й степени, умноженное на 3; 49 152 — 2 в 14-й степени, умноженное на 3; 196 608 — 2 в 16-й степени, умноженное на 3; 6144 — 2 в 11-й степени, умноженное на 3; 98 304 — 2 в 15-й степени, умноженное на 3. Удивительно, но все девять чисел были равны двум в энной степени, помноженным на три. Каору быстро посчитал в уме, какова вероятность того, что девять многозначных чисел, расположенных безо всякого порядка, все окажутся двойками, возведенными в некоторую степень и помноженными на три. Из всех чисел до шести знаков таких только восемнадцать. "
2) "Он заметил, что кости время от времени выбрасывают одни и те же числа: 33254136245163423425413624516343432541362451634133254136 245163423425. Если изъять из этого 133, 234,343, то окажется, что игральные кости постоянно повторяют одно и то же тринадцатизначное число, а именно 2541362451634. Хорошо разбиравшийся в шифрах Такаяма догадался, что три оставшихся числа являются кодом остановки."
Как признался сам автор, он "не приступал к написанию этой трилогии уже с полностью готовой концепцией".
Словно перекати-поле он двигался туда, куда его уводила внезапно возникшая мысль. Его воображение штормило в разные стороны, и Судзуки просто записывал все, что приходило на ум. Получилось не то чтобы совсем уж бредово, местами было даже очень занятно, но все же странно. Очень странно.
К тому же, я очень сильно не люблю, когда смешивают жанры. Пишешь ужасы или мистику? Так и пиши. Родилась идея для НФ? Создай отдельный роман, и не пытайся впихнуть рациональное в мистический триллер.
И все же, первая книга хороша и определенно заслуживает внимания. "Звонок" 2 и 3, специально советовать не стану, а "Звонок 0" так и вовсе рекомендую обойти стороной.