Флоренция - город, прекрасный, как жемчужина. К нему невозможно остаться равнодушным. Стоит прогуляться по его улочкам, взглянуть на церкви и великолепные дворцы, увидеть изящество скульптур, и ты уже влюблён навсегда. Иногда кажется, что время здесь просто остановилось, и ты каким-то чудом попал во времена Возрождения. Город, где родились Боттичелли и Данте, где жили и творили Микеланджело, Рафаэль, Леонардо да Винчи, хранит в своих музеях огромное количество сокровищ, при взгляде на которые захватывает дух от восхищения.
Мы провели в городе два дня, хочу показать вам, что успели увидеть.
С XV по XVIII век городом правила династия Медичи. Именно благодаря тому, что представители этой фамилии поддерживали художников, архитекторов и скульпторов, во Флоренции так пышно расцвело искусство. На домах в городе очень часто встречается герб Медичи. На гербе находятся пять красных шаров и один синий. Существует красивая легенда о происхождении шаров - будто бы рыцарь из рода Медичи сражался с мощным противником, и от ударов последнего на щите образовались вмятины, которые и стали впоследствии шарами. Однако скорее всего это пилюли (Медичи от слова медик) или просто монеты, ведь семейство разбогатело когда-то, занимаясь ростовщичеством.
Капелла Медичи
Эта усыпальница рода Медичи, известная своими скульптурами и надгробиями работы Микеланджело, находится в церкви Сан-Лоренцо. В 1514 году папа Лев Х из рода Медичи пригласил Микеланджело, чтобы архитектор построил новый фасад церкви Сан-Лоренцо. Проект был грандиозный, но осуществился лишь частично, по причине того, что не хватило денег. Кроме того, Микеланджело, имевший весьма неуживчивый характер, разругался с папой из-за того, каким материалом облицовывать церковь, и она осталась с фасадом из грубого камня. В 1520 году Лев Х умер, и следующий папа из рода Медичи решил увековечить память о своей семье поскромнее, ограничившись скульптурными надгробиями, которые и выполнил Микеланджело. Работа скульптора прекрасна, но показать её я не могу по правилам Дзена, поскольку надгробия украшены обнажёнными фигурами. Желающие могут сами найти их фото в интернете и посмотреть. Кстати, по этой же причине я не могу показать большинство фотографий, сделанных во Флоренции - все статуи и картины пестрят обнажённой натурой.
В центре, на Соборной площади находится главный собор города - Санта Мария дель Фьоре, посвящённый Святой Деве с цветком лилии в руке. Собор поражает своими масштабами. Когда его закончили (строительство, как водится, затянулось, и продолжалось почти 150 лет), в нём могло уместиться всё население города, а оно составляло примерно 90 тысяч человек. Причиной постройки гигантского сооружения послужило соперничество города с ещё одним городом Тосканы - Сиеной. Кстати, в Сиене собор тоже великолепен, я обязательно покажу его фото в следующей статье.
Конечно, при таком длительном строительстве собор сменил несколько архитекторов. Например, колокольню проектировал знаменитый Джотто и она так и называется его именем - колокольня Джотто. Самой большой проблемой при строительстве оказался купол, диаметр которого составляет 42 метра. Дело в том, что за эпоху Средневековья многие знания, в том числе связанные со строительством (в котором были мастерами жители древнего Рима) были утрачены. Проблему удалось решить архитектору Филиппо Брунеллески. Он сделал купол двойным и использовал особую кладку кирпичей. Секреты постройки купола изучают до сих пор, и современные архитекторы удивляются искусству Брунеллески, ведь вес купола составил сорок тысяч тонн.
Фасад собора поражает своим великолепием. Но такой вид он приобрёл не так уж давно - в девятнадцатом веке. В XVI веке фасад был украшен совсем другими скульптурами, но они не понравились придворному архитектору Буонталенти. Фасад был ободран, а вот украсить его снова не могли три столетия. Доходило до того, что на важные мероприятия, вроде свадьбы герцога, фасад завешивали муляжом, нарисованным на холсте.
Колокольню Джотто строили три архитектора один за другим. Самому Джотто удалось построить только первый ярус. После его смерти второй архитектор успел возвести ещё два, и во Флоренцию пришла чума. Только третьему архитектору удалось завершить башню, достроив три последних яруса. Если присмотреться, ярусы отличаются друг от друга, нижние более массивные, верхние изящнее и легче. Устремленная ввысь, лёгкая, ажурная башня колокольни сразу покорила моё сердце. Могу честно сказать, что пару часов бродила вокруг, как приклеенная.
Могила Беатриче Портинари
Захоронение находится в церкви Санта Маргарита. Когда-то именно в этой церкви Данте увидел Беатриче в первый раз. Ему было девять лет, а девочке восемь. Мимолетной встречи хватило, чтобы мальчик влюбился. Второй раз он увидел её уже в семнадцать лет, красивой молодой девушкой. Никаких отношений между ними не было, вскоре Беатриче вышла замуж за другого, а в двадцать четыре года умерла. Данте же стал известным поэтом и философом. Он пронёс любовь к Беатриче через всю свою жизнь, посвящал ей стихи, а спустя много лет после её смерти написал "Божественную комедию", в которой именно Беатриче проводит его по сферам мира, показывая адские муки и райское блаженство. Кстати, сам автор назвал своё произведение просто "Комедия". Слово "Божественная" к ней добавилось с лёгкой руки... Джованни Боккаччо, для которого Данте был кумиром.
На стенах в церкви висят три картины, посвящённые встрече Данте и Беатриче.
Рядом с церковью находится музей Данте Алигьери. Этот дом был воссоздан в первоначальном виде на месте того, в котором когда-то проживал поэт. В музее можно увидеть старинную одежду, рукописи, картины. Также там хранится судебная книга с записью об изгнании Данте из Флоренции (его политическая партия проиграла, и в родной город он так и не вернулся).
Церковь Орсанмикеле
Название церкви переводится как церковь "Святого Михаила в саду".
Фасад в готическом стиле украшен четырнадцатью статуями святых, покровителей ремёсел Флоренции. Статуи работы Донателло и Гиберти, а также других скульпторов находятся внутри церкви, в нишах стоят копии.
Церковь знаменита также своим мраморным табернаклем (алтарём).
В 14 веке во время эпидемии чумы измученные горожане щедро жертвовали церкви и собрали 350 тысяч флоринов, это было больше годового бюджета города. На собранные деньги приглашённый скульптор Андреа Орканья изваял из белого мрамора табернакль, в котором стоит икона Мадонны с младенцем работы Бернардо Дадди.
Площадь Синьории. Палаццо Веккьо
Палаццо Веккьо - это дворец, где когда-то находилось правительство Флорентийской республики. В нём же была тюрьма, а теперь находится городская ратуша. Рядом на площади можно увидеть скульптуры мастеров Возрождения. Сейчас все они ради сохранности заменены копиями, кроме "Персея" работы Бенвенуто Челлини.
Вот эта небольшая памятная плита в мостовой площади говорит о том, что на этом месте был когда-то казнён Джироламо Савонарола. История его очень интересна. Савонарола был монахом-проповедником времён Лоренцо Великолепного. В своих проповедях он призывал флорентийцев к покаянию и отказу от роскоши. Всё, чему покровительствовал герцог Лоренцо (правителем был уже его сын Пьетро), было признано греховным. Обстоятельства сложились так, что на некоторое время монах стал фактически правителем города. Он стал устраивать "костры тщеславия", на которых горожане жгли книги, украшения, дорогую одежду. Для художников и скульпторов наступило тяжёлое время. Микеланджело перебрался в Рим. Боттичелли сжёг на костре несколько своих картин. Но правление Савонаролы было недолгим. Очень скоро флорентийцам надоела его политика, особенно в отношении денег, он был арестован, осуждён и казнён на площади. С позиции наших дней трудно сказать, был ли он религиозным фанатиком или святым. Католическая церковь признала его мучеником веры. Но скольких шедевров искусства лишило нас его рвение?
Галерея Уфицци
Галерея Уфицци - один из самых знаменитых музеев мира. В нём находятся картины Боттичелли, Леонардо да Винчи, Микеланджело, Рафаэля, Тициана и других мастеров эпохи Возрождения. Я не буду сейчас подробно рассказывать о том, что мы увидели в галерее, возможно, я сделаю отдельную статью про свои любимые картины Возрождения. Скажу только, что впечатления незабываемые.
Так же, как в Риме, во Флоренции множество питьевых фонтанов с вкусной водой. На выходе из галереи Уфицци на углу можно увидеть вот такой фонтанчик.
Площадь Сантиссима Аннунциата (Святейшего Благовещения)
Это здание с изящными арками - Воспитательный дом - было построено в XV веке для брошенных детей. Это был первый сиротский дом такого масштаба в Европе. Мальчиков обучали ремёслам по способностям, девочек домоводству. По достижении 18 лет им давали приданое. Приют просуществовал до девятнадцатого века. Сейчас в нём находятся благотворительные организации Флоренции.
Архитектура приюта даёт нам возможность ещё раз восхититься способностями архитектора Брунеллески, того самого, который построил купол центрального собора. Арки опираются на капители колонн, что было редкостью в строительстве того времени.
Фонтан "Морские чудовища" был изготовлен совсем для другого места, и даже для другого города (Ливорно) и попал на площадь Святейшего Благовещения случайно. Герцог Фердинандо ll, увидев монстров фонтана, был так впечатлён, что приказал поставить фонтан во Флоренции.
Надеюсь, вы ещё не устали путешествовать со мной по городам Италии. В следующей статье нас ждёт Венеция. В общем, продолжение следует...