Итак, 4 ноября 1881 года тридцатипятилетний иеродиакон Нектарий Кефалас сдал экзамены за полный курс гимназии и в тот же день был принят на первый курс богословского факультета Афинского Университета. Поручителем будущего святителя из профессорско-преподавательской корпорации (так тогда было положено) стал профессор Николаос Дамалас, тоже уроженец острова Хиос, будущий ректор.
Поступление в университет было омрачено печальным событием: уже через несколько дней после того, как будущий святитель получил студенческий билет, пришло горькое известие о безвременной кончине господина Яниса Хоремиса, пожертвование от которого отец Нектарий внёс в плату за первый год обучения. Узнав о кончине своего благодетеля, отец Нектарий всю ночь горячо молился о упокоении его души в одном из храмиков на афинском холме Ликавиттос.
Предыдущие главы из Полного Жития Святителя Нектария Эгинского читайте по этой ссылке
Вы читаете отрывок из полного Жития святителя Нектария Эгинского. Русский перевод готовится к печати издательством «Орфограф». Будем признательны за ваши отзывы и пожелания в комментариях
Одновременно в Египте произошли восстания националистов и политические волнения, из-за которых патриарх Софроний был вынужден срочно покинуть Александрию и оказывать обещанную материальную помощь отцу Нектарию у него уже не было возможности.
Так начались годы его университетской учёбы. Поскольку будущий святитель показывал исключительные успехи, он сдал соответствующие экзамены и получил стипендию Пападакиса, сто драхм в месяц. Эта, более чем скромная сумма, вместе с крохотным вознаграждением за диаконское служение на одном из афинских приходов, позволяла ему вносить плату за обучение последующие четыре года учёбы, снимать комнату, покупать еду и удовлетворять свои скромные повседневные потребности. Денег на питание хватало, в лучшем случае, в обрез, да и то не всегда, поэтому часто будущий святитель оставался голодным.
Годы, в которые будущий святитель учился в Афинском университете, были не лучшими в духовной жизни Греции. После греческой революции 1821 года прошло уже шестьдесят лет. За эти десятилетия выросло новое, не жертвенное поколение и произошло колоссальное обмирщение греческой иерархии и священства. Архиереи и священники часто переставали быть образцами духовной жизни и христианской жертвенности. Священство медленно, но верно превращалось в касту наемников, профессионалов «религиозного обслуживания населения» с вполне земными целями и средствами их достижения. Многие тогда стремились стать священниками и архиереями «не ради Иисуса, а ради хлеба куса» и тёплого местечка. Среди одногруппников иеродиакона Нектария по богословскому факультету таких тоже, к сожалению, было немало. А простые люди прекрасно видели всё это и либо молча соблазнялись, либо прямо и агрессивно высмеивали священство. В конечном итоге, и те и другие отходили от Церкви, теряли веру в Бога и вечное спасение.
В те годы люди жили в Афинах очень бедно, царила безработица и нищета. Как сказано выше, часто иеродиакон Нектарий ложился спать голодным, поскольку отдавал последний кусок своим голодным и нуждающимся близким — тем самым людям, за которых умер Христос.
Спустя много лет Святитель вспоминал одну несчастную женщину из эвбейского городка Каристо. Похоронив одного за другим мужа и малолетнего сына, она пришла в отчаяние и повредилась умом. Без средств к существованию, без крыши над головой она, в неопрятной одежде и с растрепанными волосами, голодная, бродила по улицам под палящим афинским солнцем. Святитель вспоминал, что ему стоило немалого труда убедить своих однокурсников вскладчину помочь ей. Когда, убеждая их, он обмолвился, что воля Божия состоит в том, чтобы помогать ближним, один студент, впоследствии митрополит, насмешливо ответил:
— А в том, чтобы я подвергал опасности собственное здоровье тоже, по твоему «воля Божия»?» «Воля Божия», чтобы я, а не она голодал, «воля Божия», чтобы я вместо неё недоедал, так что ли, по-твоему? Да и сколько там я смогу ей дать от своего лишения? «Зерно горчичное»? И почему именно ей я должен помогать, она что: лучше других нуждающихся? Их же тысячи, Нектарий, тысячи, всем кушать хочется и всем не поможешь.
В изумлении и растерянности от услышанного, с трудом подбирая слова, отец Нектарий ответил:
— Брат! Всё то, к чему мы стремимся не ради Евангелия, а ради человеческих целей это не воля Божия, а наша собственная, человеческая воля.
— Вот как? — засмеялся будущий митрополит. — А то, что мы тут изо всех сил стараемся учиться, цитаты разные зубрить, чтобы получить диплом и стать преподавателями богословия это чья воля? Божия или наша собственная?
— Божия, — тихо ответил отец Нектарий.
— Ну это ты так считаешь. А я вот в этом не уверен. Это ведь не Бог за нас решил, чтобы мы именно сюда поступили, а не на любой другой факультет. Сами решили ведь? Сами. Значит и решение это не Божие, а наше, и воля в этом не Божия, а наша, и стараемся мы сами, а не Бог за нас.
Кто, кроме Ведущего человеческие сердца Бога знает, была ли от этой беседы какая-то духовная польза для собеседников будущего Святителя?
А, согласно вкладышу в диплом, на богословском факультете иеродиакон Нектарий Кефалас прослушал курс, состоящий из следующих дисциплин:
- догматическое и нравственное богословие;
- Ветхий Завет и древнееврейский язык;
- Новый Завет;
- пастырское богословие;
- патрология и христианская археология;
- история Церкви;
- апологетика;
- церковная риторика, гомилетика и катехизация;
- история догматов и
- христианская символика.
По результатам выпускных экзаменов 1885 года будущий святитель, иеродиакон Нектарий Кефалас был признан достойным диплома богословия с общей оценкой «хорошо». Ему было тогда уже 39 лет.
© Электронное издательство Орфограф, 2023
Все бумажные книги преподобного Паисия Святогорца здесь
Все аудиокниги преподобного Паисия Святогорца здесь
Все электронные книги преподобного Паисия Святогорца здесь