Яйла Орта-Сырт. Маленькое плато площадью примерно 5 квадратных км. и высотой примерно 900м, зажатое долинами рек Бурульча и Су-Ат, прикрытое яйлами Караби, Долгоруковской, Тырке и Демерджи.
Это место не на слуху. Не надо путать с длинным хребтом в Восточном Крыму с таким же названием.
Здесь не проходят торные туристические маршруты. Здесь нет популярных экскурсионных объектов. Здесь особая атмосфера. Тишина и умиротворение. Это сейчас так.
Всего лишь 16 км горной дороги по руслу Бурульчи, ущелью Баксан (река Су-Ат) и хребту Яман-Таш отделяют этот райский уголок горного Крыма от села Межгорье.
Зуйские леса. Это как раз котловина между Долгоруковской яйлой и Караби, в центре которой и находится яйла Орта -Сырт, разделяя русла рек. Совсем небольшая по площади котловина, доступная с северной стороны. Это сейчас здесь тихо. Когда-то, сравнительно недавно, здесь было очень даже громко.
Это места базирования партизан 2-го района в 1941-1942 гг и Северного соединения в 1943-1944гг. Это места ожесточенных боев партизан с окупационными войсками (немцы, румыны, словаки и т.д) во время карательных экспедиций. Эти места слышали рев танков и самолетов, грохот орудий, разрывы мин и снарядов. Эта земля обильно полита кровью. Но сейчас здесь тихо и как-то очень спокойно и комфортно.
Пора в путь. 16 км от Межгорья вроде бы немного, но за один день пройти туда и назад, да еще и что-то посмотреть проблематично. Поэтому воспользуемся железным конём . Вахтовка на базе ГАЗ -66 вполне подойдет. Хорошая военная машина. Комфорт условный, но прет, как танк.
Нас ждут просторы яйлы, красивые виды, река Бурульча и многочисленные памятники партизанам, как след былой войны. Но сначала нас ждет замечательная горная дорога через лес и русла рек.
Хребет Яман-Таш весь зарос лесом. А в лесу ландыши. Просто полями.
Конечно, нужно остановиться.
Сегодня 6 мая. В этом году еще холодно. Поэтому много листьев и пока-что мало цветов.
Думаю, еще неделя, и поле ландышей станет белым. Проверим.
А вот лесные пионы уже в полном цвету.
Среди леса на Яман-Таше попадаются и открытые участки с красивыми видами, островками пиона узколистного и асфоделины
Еще немного усилий нашего железного коня, и мы на плато.
Дальше пешком. Тропа идет по красивым полянам,
затем вьется по лесу между деревьев и выводит на край плато, на Мокроусовские скалы (Алексей Васильевич (настоящее имя Фома Матвеевич) Мокроусов - командующий партизанским движением в Крыму в 1941-1942 гг), с которых открывается замечательный вид на долину реки Бурульча и окружающие горы .
Под скалами еще один памятник Богомолову
и тропа , уходящая вниз, к реке. Всего 100 метров спуска, и вы в другом мире.
Вот с чем не было у партизан этого района проблем, так это с водой. Река Бурульча никогда не пересыхает. Летом, конечно, поток воды ослабевает, но вода есть всегда.
В советское время здесь, вдоль реки, проходил плановый туристический маршрут. Тропа была хорошо набита и очищена от завалов деревьев.
Время изменилось, но тропа еще видна, хоть и завалена кое-где основательно. По ней и пойдем. Вверх по течению Бурульчи в сторону бывшей туристической стоянки Партизанская.
По пути встречается красивый мощный каскад
На этом каскаде находилась партизанская водяная мельница и электростанция Зуйского отряда.
К сожалению, весенний паводок 2023 года все это вновь разнес.
Колесо валяется в русле, желоб тоже.
Пик прошел, но воды в реке действительно много и сейчас
Продолжаем путь
Впереди подъем на гору Юки-Тепе (высота 1025) к партизанскому мемориалу. Подъем непростой, довольно резкий и крутой
А в конце подъема, как награда, обзорная площадка с шикарным видом
Гора Юки-Тепе (Липовая вершина) имеет высоту 1025 метров над уровнем моря. Перепад над долиной Бурульчи метров 200.
В народе эту гору называют Подкова. Но скорее ее форма напоминает трехпалую лапу птицы, развернутую пальцами в сторону Бурульчи
Немного выше обзорной площадки вершина горы, на которой установлены памятники партизанам
Фактически на этой горе не было именно партизанского лагеря. Лагеря располагались ниже. Это был мозг, управление. Здесь в 1941-1942 гг располагался штаб 2-го партизанского района, а в 1944 году командный пункт Северного соединения партизан Крыма.
На горе развернут целый мемориальный комплекс.
Главная деталь этого комплекса - 3-х дюймовая пушка производства 1902 года
Во время карательной экспедиции летом 1942 года эта пушка стреляла по фашистам и вызвала определенные опасения у немецкого командования. Они не поняли, откуда взялось у партизан орудие и подумали, что высадился десант.
Когда пушка отстреляла весь боекомплект, партизаны сбросили ее с обрыва.
Говорят, что эту пушку бросили отступающие советские войска в районе села Барабаново. Партизаны ее подобрали и подняли на гору. Это так легко говорится.
От Барабаново до Юки-Тепе почти 30 км не самого простого рельефа
Предположим, что у пушки есть колеса и большую часть пути ее притянули конной тягой по местности, контролируемой противником и недружелюбным местным населением. Но вот поднимать наверх ее пришлось вручную. Кто прошел этот путь, знает, что некоторые себя еле туда поднимают.
Второй раз пушку подняли на гору в 1966 году на День Победы. И установили в виде памятника
Кроме этого, есть еще шалаш радиста и книга памяти, где может оставить запись каждый сюда пришедший
Почтим память сражавшихся здесь партизан и будем спускаться. Пора возвращаться.
Прямо от пушки крутая тропка уходит вниз по скальной полке.
Как говорится, 20 минут позора и вы снова на ровной тропе у Бурульчи, довольные и счастливые
Как уходили партизаны от обложивших гору со всех сторон фашистов летом 1942 года, мы не знаем. Но тропки здесь есть незаметные и замысловатые.
Очередное испытание. Теперь наверх, обратно на Орта-Сырт, к Мокроусовским скалам.
Возвращаемся к вахтовке,
обедаем, чем бог послал, среди идилии Орта-Сырта, а потом переезжаем к партизанскому аэродрому.
Для партизан полевые аэродромы на Долгоруковке, Караби и Орта-Сырте были нитью жизни. Без этого снабжения выжить было просто невозможно.
Аэродром на Орта-Сырте называли Малая посадочная площадка. Сюда могли приземляться только маленькие бипланы У-2. Ночью, без приборов навигации и видимости, ориентируясь только на сигнальные костры. Очень сложно. Полеты осуществлялись с апреля 1942 года до апреля 1944 года.
Памятник в виде макета самолета установлен в 1983 году.
Вот пожалуй, и все на сегодня. Почти все. Осталось зайти в вахтовку и спуститься.
Вниз дорога веселее. Машине полегче.
Вот такая веселенькая остановка в Межгорье.
День удался. Собираюсь сюда вернуться через неделю. Надеюсь, ландыши расцветут. Да и посмотрели еще не всё.
______
Присоединяйтесь к нашим походам
Информация о текущих маршрутах на сайте https://lztravel.ru/pohod-crimea-raspisanie
Тел.,Viber, WhatsApp, Telegram +79787128324
ОК https://ok.ru/lztravel
VK https://vk.com/lztravel
______
#крым #туризм #походы по крыму #походы в горы #поход выходного дня #путешествия #походы #высота 1025 #орта-сырт #lztravel