Каждый крупный проект начинается с малого: песня рождается из нот, книга — из идеи, а мультфильм — из набросков. Быстрые зарисовки, которые отражают внешность, характер персонажа и его окружение, называются скетчами. Без этого кирпичика невозможно создание большого кино или мультфильма. Художник-постановщик фильмов, которые побеждали в международных фестивалях, Наталья Варламова рассказала, что такое скетчинг, как создать цельный образ персонажа и почему художнику-аниматору важно ходить в музеи.
Что такое скетчинг
Cкетчинг вышел из подготовительных набросков и эскизов, которые создавали для больших картин. Сейчас он превратился в отдельное направление и развивается быстрыми темпами.
В скетчинге объединяются графика, рисунок, набросок и живопись, потому что можно использовать абсолютно все материалы, за исключением масляной краски: она долго сохнет. Скетчи можно рисовать даже в цифре, но я ратую за то, чтобы сперва изучать скетчинг в традиционных материалах.
Почему скетчинг — это так быстро
Система подхода алла прима сформировалась в бытность импрессионизма, когда художники приходили на пленэр и писали всё очень легко и быстро. Это было нужно для передачи непосредственного впечатления от природы или образа.
Скетчи могут быть нарисованы максимально быстро, иногда за 30 секунд. Но порой время их создания доходит до полутора часов.
Скетч может быть как реалистичным, так и стилизованным рисунком. Но его главная задача состоит в передаче впечатления, поиске формы изображаемых образов, в том числе и через композиционное решение. Есть определённые детали в людях, в окружении или целиком в композиции — их можно выхватить скетчем. Учитывая современные тенденции на ускорение жизни, скетчинг стал своего рода фотографией, только в графической форме искусства.
Я сотрудничала с «Союзмультфильмом» и Гарри Бардиным, работала в его проекте «Песочница» как художник-постановщик. В своё время я проходила стажировку в Weta Workshop в Новой Зеландии. Вы знаете эту студию по «Хроникам Нарнии», «Хоббитам» и «Властелину колец». Это очень богатый опыт, который я применяю в преподавании композиции и основ создания персонажа на факультете анимации — совместном проекте «Союзмультфильма» и университета «Синергия».
Художники анимационного и игрового кино, постановщики, художники по костюмам работают над созданием своего собственного визуального багажа (библиотеки) путём накопления большого количества скетчей в течение всей творческой жизни. Это своего рода исследование мира и формирование собственной вселенной. Скетчинг для рисующего режиссёра может быть идеей для создания будущего мира.
Создание яркого персонажа
Персонажа можно сформировать из нескольких прототипов. Есть некий человек, от которого режиссёр или художник отталкивается при создании характера. На него влияет несколько других источников, и формируется единый, цельный образ. Он может содержать черты характера или визуальные особенности, например, длинные ноги, кучерявую шевелюру.
Это касается не только людей. Посмотрите фильм Томма Мура «Легенда о волках». Сюжет разворачивается в Ирландии, поэтому вся команда выходила на пленэры. Художники делали большое количество скетчей, чтобы передать характер природы. В команде были представители разных стран: итальянцы, французы, ирландцы, англичане. Мультинациональный коллектив напитался окружением и передал состояние и настроение природы, свойственной именно Ирландии.
Так же работали в компании Уолта Диснея над фильмом «Король Лев», только команда делала скетчи саванны и львов, а не лесов и волков. Стояла задача разобраться с пропорциями, пластикой героев. Львы, хоть и относятся к семейству кошачьих, имеют особую пластику — не такую, как у тигров или гепардов, и это было необходимо подчеркнуть.
Основы скетчинга
Передача окружения, анимация движений и создание персонажа — это три кита. Сначала черепаха — скетчинг, на ней три кита, и сверху тарелочка — готовый фильм.
Единицы тех, кто работает в области анимационного кино, становятся хорошими художниками-аниматорами. Всё-таки для работы в кино должны быть очень уверенные навыки.
Человека, который начал рисовать скетчи, уже не остановить. Это допинг для мозга: ты не просто срисовываешь, а анализируешь увиденное. Я так и учу своих студентов: не срисовывать, а анализировать. Для этого необходима сильная рука, грамотный рисунок. Это один из двенадцати принципов аниматора, которые были сформированы ещё на студии Диснея.
На этих принципах держится вся анимация. Бывают исключения, как «Масяня», которая выстрелила в определённый период времени. Но большинство людей достаточно консервативны и имеют реалистичные вкусы, поэтому тенденция именно к реалистичному движению кукольной анимации сохраняется и развивается.
Скетчинг — кирпичик для всех специалистов анимационного кино: супервайзеров по анимации, супервайзеров по лейаутам, аниматоров, художников по фонам, лейаут-художников, фазовщиков, художников заливки и компоузеров. Креативное мышление, которое развивается при помощи скетчинга, позволяет привносить что-то своё в проект.
Дружба в кино
Сфера кино — абсолютно коммуникативная система работы, всё построено на общении. Каким бы интровертом ни был художник, в анимации нужно уметь контактировать, выстраивать отношения в команде. Люди, которые долго работают над проектом, становятся семьёй. Когда мы работали над коротким метром «Привередливая мышка», команда сформировалась настолько плотная и крепкая, что мы могли проводить друг с другом большое количество времени, но при этом чувствовать себя комфортно.
Во время обучения студенты факультета анимации создают команды. В качестве выпускной работы планируется создание небольшого трёх-пятиминутного мультфильма. Время идёт быстро, первый выпуск уже через два года, поэтому совсем скоро мы увидим результат.
Есть очень креативные ребята, которые пишут сценарии, придумывают свои истории и рисуют комиксы со своими персонажами. В этом году они ездили на фестиваль анимации в Суздале. Несмотря на то что выпускаются они как бакалавры, многие размышляют о дальнейшем развитии: кто-то думает о режиссуре, кто-то — о сценарном мастерстве.
Развитие, практика, насмотренность
Повышать уровень рисования нужно постоянно. Едешь в транспорте, видишь интересного человека — зарисовал скетч. Нельзя останавливаться на достигнутом. Рисовать нужно так, чтобы семь потов сходило, но вдумчиво — анализировать то, что рисуешь. Обязательно нужно делать паузы через каждые 20 минут. Мозг отдохнул — возвращаешься. На парах, безусловно, такого не происходит, и студентам приходится плотно рисовать, но в самообразовании паузы обязательны.
Чтобы прийти на обучение уже подготовленным, в «Синергии» есть курсы скетчинга. Они помогут набить руку, освоить азы. Сейчас мы дарим такие курсы тем, кто поступает на факультет анимации.
Чтобы развить насмотренность, нужно смотреть много кино и мультфильмов. Желательно пересмотреть всю золотую коллекцию фильмографии — и западной, и отечественной. В университете «Синергия» есть дисциплина «история кино и анимации», но если студент уже поднаторевший и знающий композицию, ему будет проще обучаться, прогресс пойдёт быстрее.
Насмотренность имеет грандиозное значение, и к ней относятся не только кино, но и музеи. Есть целый ряд фильмов, которые построены на изобразительном искусстве.
Книжные рекомендации Натальи Варламовой
Список книг, которые стоит прочесть тем, кто собирается поступать на факультет анимации в университет «Синергия»:
- Для начинающих: Йен Смит, «Главное в истории кино. Фильмы, жанры, приёмы, направления»; Адам Бордмен, «Как снимается кино. История кинематографа».
- Книги по анимации: С. Гинзбург, «Рисованный и кукольный фильм: очерки развития советской мультипликационной кинематографии» (1957); Уильямс Ричард, «Аниматор: набор для выживания. Секреты и методы создания анимации, 3D-графики и компьютерных игр».
- Книги по скетчингу: Феликс Шайнбергер, «Скетчи без границ. Смелые зарисовки в дороге, в городе, на пляже и где угодно»; Франс Белльвиль-Ван Стоун, «Скетчи!»
Материалы, которые вас могут заинтересовать:
«Смотрю на мультфильмы с позиции создателя, а не зрителя», ― студентка факультета анимации
«Иллюстрация — это предпринимательство»: цифровой художник о тонкостях профессии
Как стать диджитал-художником и зарабатывать на цифровом искусстве