Мотивация простыми словами ― стимул работать, учиться, делать что-то полезное. Любопытно, что слово стимул происходит от латинского stimulus, что в буквальном переводе означает заострённую палку, которой подгоняли крупный рогатый скот, заставляли работать в полях. Затем термин подхватили в медицинских кругах и окрестили им то, что раздражает ленивый орган. Таким образом, стимул есть нечто, что острым концом впивается в ленивый орган/корову/человека и заставляет делать полезные, нужные вещи. Редакция Synergy Times спросила у психолога Евгении Борискиной и нейробиолога Васили Абдуллиной, что влияет на нашу мотивацию и как её повысить.
- Что говорит о мотивации научная теория?
Отвечает нейробиолог:
- Основная задача человека (и организма) ― быть счастливым. Формирование чувства счастья напрямую зависит от количества дофамина. Дофамин ― молекула-нейромедиатор, которая отвечает за удовольствие от позитивного опыта. Если мозг перестаёт вырабатывать дофамин, у человека начинается клиническая депрессия.
Для изучение роли дофамина в мотивации проводили исследование на обученных обезьянах. После выполнения задания они в 100% случаев получали награду. Когда обезьяны слышали сигналы о начале задания, у них сразу же начиналась выработка дофамина. Отсюда вывод: получение удовольствия начинается не в момент награды, а раньше, уже в начале работы.
В другом исследовании изучали, как изменится уровень дофамина, если награду давать не в 100% процентах случаев, а только в половине (что больше похоже на реальную жизнь трудящегося человека). Обнаружили, что при этом уровень дофамина повышался в разы (по сравнению с обязательным награждением). Так удалось выяснить, что увеличение неопределённости получения результата вызывает повышение мотивации.
Поэтому, работая над новым большим проектом, полезно делить его на подзадачи и выделять время на их решение. При выполнении первых нескольких подзадач и получении награды в виде похвалы научного руководителя или повышения зарплаты будет происходить ваше обучение и регулироваться выработка дофамина. Затем, после закрепления факта получения награды, вы продолжите решать подзадачи со сформированным опытом положительного результата поделилась - Василя Абдуллина.
Отвечает психолог:
- На вопрос, разумно ли человек управляет своей мотивацией или на неё влияют подводные течения из бессознательного, мнения учёных расходятся. Функционалист Джеймс Уильямс считал, что мотивация связана с сознательным принятием решений, а Зигмунд Фрейд писал, что решающая роль принадлежит бессознательному. Вообще мотивации и мотивам человека посвящено большое количество работ. Только в зарубежной психологии известно около 50 теорий мотивации.
Выжимки из популярных концепций:
- Франко-канадский психолог Жо Годфруа писал, что мотив ― соображение, по которому субъект должен действовать.
- Немецкий психолог Хайнц Хекхаузен считал, что мотивация ― лишь конструкт нашего мышления, то есть теоретическое построение, а не реально существующий психологический феномен.
- Советский психолог Константин Платонов под мотивом понимал психическое явление, которое побуждает к определённой деятельности (то есть не из разума, а из нашей биологической природы). Лидия Божович считала, что мотивацию вызывают намерения, представления, идеи, чувства, переживания. Алексей Леонтьев назвал мотив предметом из внешнего мира.- Влияют ли врождённые особенности на уровень мотивации?
Отвечает психолог:
- С научной точки зрения мотивация формируется в течение всей жизни. Это одно из важнейших образований личности, ведь именно мотивация обусловливает активность человека, влияет на его поведение, формирует черты характера. Я частично согласна с тем, что на мотивацию влияют социальные установки. Но первостепенную роль отдаю бессознательному человека. Также нельзя исключать генетику и опыт предков конкретной личности, чей набор генов он несёт.
Мотивация бывает разной и зависит от опыта человека в конкретной деятельности: не обжёгся ли он, попробовав достичь чего-то в первый раз. Есть мотивация «от цели» ― избегание её достижения. В этом случае человеку хватает ресурсов только на поддержание базовых потребностей. И есть мотивация «к цели» ― любая планка по плечу, хочется достигать нового. В зависимости от того, что заложено у человека природой бессознательного, преобладает тот или иной вид мотивации.
Отвечает нейробиолог:
- Изучением подобных вопросов занимается психогенетика. Известно, что примерно 50% психологических характеристик передаются нам от родителей, примерно 30% зависят от внешних и внутренних факторов (гормональный фон, сенсорные сигналы), 20% ― от воспитания человека (и это очень много). Таким образом, высокая или низкая мотивация частично определяется генетически, частично воспитанием. Кстати, именно от воспитания зависит выработка нейромедиаторов, которые, поступая по нейронным отросткам (аксонам) в кору больших полушарий, модифицируют нейронную сеть и связь ситуаций с поведением. Это называется ассоциативным поведением.- Что влияет на мотивацию и почему она исчезает?
Отвечает нейробиолог:
- Можно выделить разные группы причин.
- Физические причины. Дофамин относится к классу моноаминов, производных аминокислот, которые мы получаем с пищей. Поэтому сбалансированное питание позволяет получить необходимый L-тирозин ― незаменимую аминокислоту, которая содержится в мясе, рыбе, бананах, овсяной крупе и т. д. Качественный сон, отдых, наличие спорта, правильные установки в голове также формируют мотивацию.
- Социальные причины. Хорошие наставники и правильное окружение тоже взращивают в нас мотивацию. Когда кто-то из знакомых достигает новых высот, наступает радость за этого человека, и в нашей голове откладывается: «Ага, значит это вполне реально, и я тоже могу с этим справиться». Если же вокруг люди, которые «гасят» наши интересы и обесценивают их, то это будет негативно отражаться на мотивации.
- Страх и неизвестность. Когда человек приступает к новому делу, на его мотивацию может повлиять страх. Когда неизвестных факторов слишком много, теряется возможность прогнозировать результаты. В этом случае естественное любопытство сменяется тревожностью. Частота проявления этого феномена зависит от темперамента человека.
Отвечает психолог:
- Одна из причин спада мотивации ― несоответствие результата ожиданиям. Значит, изначально были поставлены неверные цели. В нас есть сознательная часть, которая ответственна за жизнь в обществе, научена соблюдать правила и не нарушать чужие границы. Она же хочет впечатлить окружающих и оправдать чьи-то надежды. Бывает, сами того не замечая, мы устанавливаем цели, опираясь только на социальные установки. Это не истинные наши желания. Если наше внутреннее я не заинтересовано в поставленной задаче, мы будем выполнять её медленно и неэффективно. И расход энергии не будет оправдан.
- Что делать, если нет мотивации?
Отвечает психолог:
- Постарайтесь достучаться до своего внутреннего я. Оно не умеет разговаривать, поэтому прислушиваться надо к сигналам тела. Обращайте внимание, как организм реагирует на цели, которые вы перед собой ставите. Если при мысли о деле дыхание становится тяжёлым, сдавленным, скорее всего, вы на самом деле не хотите заниматься этой деятельностью. Обнаружив «ложные» цели, исследуйте их и попробуйте понять, в какой степени они важны для вас, а в какой — установлены окружающими. Будет ли вам лучше, если вы перестанете к ним стремиться?
Попутно обращайте внимание на то, какие вещи вызывают у вас улыбку и заставляют потерять счёт времени. Скорее всего, именно они для вас важны. Постарайтесь устанавливать свои цели в соответствии с ними - рассказала Евгения Борискина.
Ещё важно помнить, что недостаток мотивации может происходить из недостатка общения. Это особенно актуально для тех, кто работает дома. Тут снова следует прислушаться к сигналам, которые посылает тело. Если чувствуете себя немного лихорадочно, возбуждённо и никак не можете сконцентрироваться на работе, возможно, это тот самый случай. Организм берёт управление мотивацией в свои руки, чтобы отвлечь вас от работы и удовлетворить потребность в общении.
Возьмите перерыв и проведите его с друзьями или любимым человеком. Вы удивитесь, насколько сильно могут заряжать встречи с другими людьми.
Ещё для возвращения мотивации очень помогает составить список занятий, которые способны поднять вам настроение. Составили ― и идёте по пунктам, радовать своего внутреннего ребёнка.
Отвечает нейробиолог:
- Нужно понимать, что награду можно получить только в результате вашей хорошей работы. Чаще всего это не происходит мгновенно. В голове должна быть заложена связь награды и труда. Только так можно поддерживать высокий уровень мотивации и получать удовольствие во время работы.
Сам момент получения награды ― лишь мгновение, а путь достижения результата занимает длинные промежутки времени. Поэтому тренируйте свою волю и не ждите быстрого результата. Старайтесь мыслить в долгосрочной перспективе и развивать стратегическое мышление.
Материалы, которые вас могут заинтересовать:
7 полезных книг для повышения мотивации
Многозадачность ― благо или зло? 10 вопросов неврологу и карьерному консультанту
Не только здоровый сон: 6 привычек, которые улучшат работу мозга и сделают нас продуктивными