В «ЛизаАлерт» нередко поступают заявки на поиск людей с ментальными особенностями. Такие пропавшие не могут верно оценивать обстоятельства, не всегда способны обратиться за помощью и потому особенно уязвимы.
Так было и в случае с пропажей 21-летнего Никиты. Он совсем как ребёнок: любит мультики, почти не разговаривает, на улицу выходит только с мамой и очень плохо ориентируется в пространстве. Но однажды около шести утра, пока все спали, он почему-то вышел из квартиры в Калининском районе Петербурга и пропал.
Рассказывает инфорг Мария (Санта):
— Я взяла заявку в работу в 12.40. К тому времени сотрудники полиции вместе с родственниками пропавшего отсмотрели записи с камер наблюдения и увидели, что Никита сел в троллейбус недалеко от дома. Удалось также выяснить, на какой станции он вышел. Отправляем туда три автономные группы на автопатруль и опрос, но с тех пор прошло уже более шести часов и мы, конечно, понимаем, что юноша может находиться в любом районе, – достаточно снова сесть на какой-нибудь транспорт. Поэтому добровольцы из группы оперативного оповещения распространяют ориентировки не только в районе пропажи, но и по всему городу.
Объявляем выезд. Люди приезжают к штабу и уходят на задачи. В 15.15 на горячую линию «ЛизаАлерт» поступает свидетельство – сработала ориентировка в сети. Девушка Евгения говорит, что видела Никиту на Большом проспекте Петроградской стороны: тот зашёл в ресторан, где она сидела, и сразу вышел. Отправляем туда две группы. Первой надо найти других свидетелей и узнать, есть ли возможность посмотреть записи с камер ресторана, – важно убедиться, что это действительно тот, кого мы ищем. Второй – осмотреть ближайшие улочки.
В 16.20 приходит сообщение от второй группы: девушки видят Никиту. Идут за ним поодаль, не подходят ближе, чтобы не напугать. Присылают фото, родные подтверждают – да, это он. Вскоре отец прибегает на место и обнимает уставшего сына.
Своими впечатлениями делится поисковик Кристина (Блиночка):
— Утро того дня началось для меня с поиска ребёнка в Волхове. Точнее с попытки принять в нём участие. Я уже была в пути, когда объявили «стоп» – мальчик найден, жив. Вернулась к своим обычным делам. Ждала подругу у метро, и тут в тревожный чат пришла задача по актуальному поиску, прямо около меня. Желание реабилитироваться за утренний «прогул» меня не покидало. Пишу инфоргу и получаю задачу – осмотреть территорию, где потерявшегося видели совсем недавно.
Вводные – зовут Никита, дезориентирован, в руках синий пакет, на голове шапка с рыжими полосками, на ногах зимние ботинки. Со мной напарница Диана (Лапыч) и подруга Даша.
Начинаем с маленькой улочки, уж больно меня на неё тянет. Проходим по ней, заглядываем во все дворы – пусто. Перед нами Большой проспект, но мы решаем осмотреть ещё один переулок. Видим магазин – захожу в него, чтобы опросить сотрудников. Даша на всякий случай остаётся у входа, Диана – на другой стороне переулка. Не успеваю закончить опрос, как подруга забегает в магазин: «Посмотри!»
Выхожу – юноша в полосатой шапке, походка неровная, зимние ботинки, только пакет не синий, а обычный бумажный. Направляю фото инфоргу – наш!
Идём за Никитой, наша задача – не упустить его из вида, пока не приедут родители. Спустя буквально несколько минут Никиту забирает папа. Всё хорошо.
А мы уходим. Подруга воодушевлена: почувствовала себя героем фильма, впечатлилась слаженной работой отряда. Через пару часов приходит сообщение о ещё одном поиске – тоже рядом с нами. И мы снова идём искать.
P.S. Что делать, если потерялся человек с ментальными особенностями? Как можно скорее обращаться в полицию и на горячую линию «ЛизаАлерт». Поиск Никиты закончился быстро – всего за десять часов – во многом потому, что его родственники не стали ждать, быстро подключили профессионалов и добровольцев. А также благодаря своевременному свидетельству внимательной и неравнодушной Евгении.