1,2K подписчиков

Проблемы с Asus N61 и Solus: очередной дистрохоп?

Ненавижу перемены и ненавижу выбирать. Если что-то работает, не трогай, пусть работает! Но иногда выбора попросту нет, и то, что ещё вчера идеально работало, сегодня начинает глючить и тормозить. И как раз это случилось с моим стареньким ноутом Asus N61: когда-то он идеально работал в связке с Solus, но теперь начал чудить. А раз так, придётся снова искать оптимальный дистрибутив, теперь уже с расчётом на то, что ноут мой постепенно переходит в разряд антиквариата...
Ненавижу перемены и ненавижу выбирать. Если что-то работает, не трогай, пусть работает! Но иногда выбора попросту нет, и то, что ещё вчера идеально работало, сегодня начинает глючить и тормозить.

Итак, пару недель назад дистрибутив Solus наконец-то начал получать долгожданные обновления. Первый прилетевший патч починил те многочисленные мелочи, которые успели скопиться в системе за минувшие месяцы. Второй патч с обновлением ядра, рабочих окружений и ещё кучи важных штук принёс мне только проблемы: интерфейс покрылся какой-то рябью, а шрифты будто сыпятся и разваливаются на пиксили. И всё бы ничего, но теперь ноут начал периодически зависать, причём намертво: сидишь такой, никого не трогаешь, смотришь какой-нибудь видос в сплывающем окошке, и бац – браузер перестаёт реагировать на нажатия кнопок. Звук ещё какое-то время работает, курсор двигается, но интерфейс будто заменили на скриншот. Даже функциональные клавиши отваливаются, и единственное, что может спасти, – это Hard Reset.

Ненавижу перемены и ненавижу выбирать. Если что-то работает, не трогай, пусть работает! Но иногда выбора попросту нет, и то, что ещё вчера идеально работало, сегодня начинает глючить и тормозить.-2

Сперва я, конечно, грешил на старое железо, ибо чисто внешне это действительно похоже на отвал видеокарты (только отваливается она почему-то в конкретных местах, а не по всему экрану), но как-то я не особо верю в такие совпадения: обновление я накатил в субботу, перезагружаться не стал, а уже в воскресенье заметил косяки.

Страдал аж два дня, потом пошёл ныть на Reddit. Оказалось, подобные жалобы там уже есть, но почему-то они не особо массовые, и страдают в основном пользователи KDE и Budgie. Чуть позже пошёл на форум. Там уже и разрабы подтянулись. После нескольких дней обсуждений мы пришли к выводу, что во всём виновата старая видюха Nvidia 220M, на которую даже проприетарных драйверов нет, только открытые. Открытые драйвера обновляются вместе с ядром, и, видимо, теперь открытые драйвера мне не особо подходят. Вторая возможная причина – библиотеки Mesa, которые с последним патчем тоже обновились.

Терять нечего, так что я порылся в Центре приложений, и накатил ядро 5.15 LTS. Чуваки из комментов подсказали, как сделать его ядром по умолчанию, и попутно накидали команд для проверки целостности установленных пакетов: ошибок нет, всё работает. И в первый день всё было ОК: рябь никуда не делась, но и вылетов не было. Теперь можно было бы дождаться релиза Solus 4.4 и попробовать редакцию MATE или потратить это время для поиска нового дистрибутива.

Ещё пару недель назад я был морально готов перейти на Ubuntu. А потом Solus вернулся из небытия, и уходить как-то сразу расхотелось. Но теперь, судя по всему, придётся. Вот только теперь мне не особо нужны передовые дистрибутивы, и о модели обновления теперь думать бессмысленно: далеко не факт, что ноут протянет дольше, чем будет поддерживаться какой-нибудь LTS-дистрибутив. Так что я вспомнил про Mint. Запустил редакцию MATE: вроде работает. Вот только MATE Tweak я там почему-то не нашёл, а ведь это самая клёвая штука, которую можно было запихнуть в рабочее окружение. И Mint с MATE почему-то жрёт аж в два раза меньше оперативы, чем Ubuntu.

Ненавижу перемены и ненавижу выбирать. Если что-то работает, не трогай, пусть работает! Но иногда выбора попросту нет, и то, что ещё вчера идеально работало, сегодня начинает глючить и тормозить.-3

И вроде бы пока всё складывается более-менее неплохо: да, Solus с моим железом теперь сочетается слабо, но без постоянных зависаний у меня всё-таки есть время выбрать подходящий дистрибутив. Совсем скоро релизнится Debian 12, чуть позже – Mint 21.2, затем – новая версия LMDE и AntiX. Но это всё равно вопрос месяца-двух... А потом ноут опять завис, теперь уже на ядре 5.15 LTS. Так что проблема, скорее всего, не в ядре.

Короче, я теперь в печали: ненавижу выбирать! Это всё настолько не моё, что я в какой-то момент подумывал накатить домашнюю редакцию ParrotOS. Solus был максимально дружелюбным дистрибутивом, в котором вообще не надо париться по мелочам. Всё просто работало. И даже Mint на его фоне смотрится слегка колючим и нелогичным. Ну и к Nvidia теперь прям очень много претензий: резервный нетбук, который раньше служил печатной машинкой теперь работает в разы стабильнее топового ноута из 2010!

Единственный дистрибутив, который вызывает у меня хоть сколько-то схожие эмоции, это AntiX. И теперь IceWM на 4ГБ уже не кажется такой уж глупой затеей. Будем надееться, с релизом AntiX 23 тянуть особо не станут.

11 мая 2023