Продолжение. Начало тут.
И еще немного о фильме "Учености плоды". Оказывается Игорь Угольников считает его своей самой большой удачей.
— Я считаю, что в фильме «Учености плоды» был самый интересный опыт – сценарный, режиссерский, актерский. Еще фильм выделяется своим необычным подходом к теме русского культурного кода. Поэтому я считаю, на нынешний момент самый мой интересный проект – это фильм «Учености плоды».
И казалось, что в своем следующем фильме Угольникова нас ждут новые "необычные подходы к теме русского культурного кода". Но увы и ах. Если "Учености плоды" действительно было неким новым словом в создании русофобских фальшивок, то его следующий фильм - "Позывной "Журавли", откровенно разочаровал.
Разочаровал своей даже не вторичностью, а какой-то четвертичностью. То ли, вдохновение иссякло, то ли Угольников решил, что назвав фильм "военно-патриотический", все опять на "ура" пойдет. Вот он, поясняет, что хотел сказать в своем фильме.
И вот однажды я наткнулся на воспоминания полковых и дивизионных разведчиков образца 43-го года под Смоленском. Сильные и отважные люди, воевавшие на самых передовых рубежах. У них был их особый кодекс: «своих не бросаем». Согласитесь, весьма современный кодекс.
Есть такая расхожая фраза: «Пошел бы я с ним в разведку?» Я бы с такими людьми в разведку точно пошел. Мне показалось важным сохранить память, рассказать и об этих защитниках нашей Родины.
Ну, да "фронтовые разведчики", "своих не бросаем", "пошел бы с ними в разведку", "память о защитниках нашей Родины". Полный комплект, априори не может быть никаких претензий. Фронтовиков почти не осталось. А критикам можно ответить - на святое посягаете, мы память сохраняем, а вы тут с претензиями.
О чем же фильм? "Позывной "Журавли" - это фильм о взводе пешей разведки стрелкового полка, тех самых разведчиках, которые еженощно ходят за "языками" в немецкие окопы, иногда неделями находятся в разведрейдах в ближних тылах противника, осуществляя диверсии, добывая важные сведения. И действительно, у них такой закон - "своих не бросаем", потому что каждый разведчик должен быть уверен, что его раненого или мертвого свои не бросят, потому как каждый может быть ранен или убит. И еще потому, что вернуться, живыми или мертвыми, должно столько же, сколько и ушло в разведку, потом опер из СМЕРШа все жилы из командира вытянет - а не перешел ли невернувшийся на сторону немцев.
Что характерно, в советское время об этих разведчиках было снято не так уж и много фильмов - "Звезда", "Иваново детство", "Это было в разведке", "Разведчики", "Мерседес" уходит от погони", "Взять живым", "Ожидание полковника Шалыгина". Вот практически и все именно по теме непосредственно фронтовых разведчиков полкового и дивизионного уровня.
И не мудрствуя лукаво, авторы сценария, а их там целых четыре, взяли из некоторых из перечисленных советских фильмов о разведчиках по кусочку.
А может не нужна российскому зрителю такая "память" авторов фильма? Молодежь эту халтуру не смотрит, а зритель постарше прекрасно помнит старые фильмы, из которых понадерганы сюжетные линии.
Хорошее патриотическое кино вызывает чувство гордости за свою страну. Желание соответствовать, чувство сопричастности. Историческое кино рассказывает о событиях нашего общего прошлого, иногда трагических, горьких. Но свершения, победы и временные неудачи наших предков, если рассказано о них достоверно и правдиво, остаются в памяти, вызывают то же чувство общности, единства. И невозможно достучаться до сердца человека, если ты врешь. Поэтому - достоверность и эмоциональность, сопричастность и общие нравственные ценности. Это основной посыл кино патриотического и любого хорошего, в том числе исторического кино.
Это Угольников елейным пафосом прикрывает полную несостоятельность своих "Журавлей". Хотя и правильное есть - невозможно достучаться до сердца человека, если олжешь.
Под конец жизни Лев Николаевич Толстой пришел к выводу, что
Мне кажется, что со временем вообще перестанут выдумывать художественные произведения. Будет совестно сочинять про какого-нибудь вымышленного Ивана Ивановича или Марью Петровну. Писатели, если они будут, будут не сочинять, а только рассказывать то значительное или интересное, что им случалось наблюдать в жизни.
А все потому, что ни один сочинитель не может придумать таких невероятных событий и глубоких переживаний, какие повседневно происходят в жизни людей.
Скромно потупив глазки Угольников в своем интервью сообщает о том, что "как-то наткнулся на воспоминания полковых и дивизионных разведчиков образца 43-го года под Смоленском." Не будем придираться насчет "разведчиков образца 1943 г.", а только отметим, что и мы наткнулись на эти "воспоминания" и нам они давно и хорошо известны.
Это роман "Взять живым" советского писателя с уникальнейшей судьбой, по происхождению уральского казака, который был и курсантом Ташкенсткого пехотного училища, и заключенным ГУЛАГа за антисоветскую агитацию, и рядовым штрафной роты, и командиром взвода пешей разведки. Который, начав воевать в январе 1943 г. рядовым штрафником, войну закончил капитаном и Героем Советского Союза. А после войны служил в Главном Разведуправлении Генштаба МО СССР, а закончил воинскую службу в 44 года полковником и начальником штаба мотострелковой дивизии.
А пока служил, закончил вечерне Литинститут и к моменту выхода в отставку имел уже несколько напечатанных книг. Потом он после смерти С. С. Смирнова вел документальную передачу по ЦТ "Подвиг", был главным редактором "Нового мира" и последним первым секретарем Союза советских писателей. Речь о писателе и патриоте Владимире Васильевиче Карпове.
По его автобиографическому роману "Взять живым", исковерканному цензурой и напечатанному в 1974 г., а в полном варианте вышел только в двухтысячные, в 1983 г. был снят трехсерийный художественный фильм. Не думаю, что авторы сценария "Журавлей" читали полный вариант романа, он же большой, читать надо долго, но вот фильм посмотрели однозначно. Потому как все основные сюжетные ходы взяты из этого советского телефильма.
Экранизируй они полный вариант этого интереснейшего автобиографического роман о полковых разведчиках, написанного именно о реальных событиях, там только изменены фамилии героев и сдвинуты временные рамки, вот это действительно была бы память и настоящее историческое кино. А так перед нами конъюнктурная халтурка "про войну". Прямой плагиат, разбавленный влажными фантазиями авторов фильма.
Вот начало фильма. 1943 г., Западный фронт. Лейтенант Ивашов, 25 лет, командир штрафной роты. Во время боя за высоту вся рота штрафников погибла, остался в живых один лейтенант, которого контузило. После лечения в госпитале его везут под конвоем в штаб фронта для вынесения соответствующего приговора. Следствие, наверное, уже закончено, он числится аж за трибуналом фронта, хотя такие дела чаще всего рассматривал трибунал дивизии. Крутое начало. Чувствуется полет фантазии.
Вот он, будущая "жертва репрессий", в исполнении Владимира Веревочкина. Надо отметить, что к актеру никаких претензий нет, он больше молчит по ходу фильма и правильно делает.
Но по дороге им встречается переодетая в советскую форму немецкая ДРГ, которая захватила машину с советским комдивом. Конвоиры не догадались, а Ивашов сразу понял, что это немцы, у одного из диверсантов орден Красной Звезды по старому на форме привинчен. Надо по новому с правой стороны, а у него по старому - с левой стороны груди. Значит диверсанты. В итоге лейтенант не растерялся, всех диверсантов перебил и комдива освободил.
Комдива играет Сергей Пускепалис, он успел сняться в первый сьемочный день в этом эпизоде, а через несколько дней погиб в ДТП. Пришлось несколько переделать сценарий.
Комдив забирает лейтенанта у конвоиров, на то что того в трибунале фронта ждут не дождутся - это мелочь. Комдив главнее всех. И пишет он записку командиру полка своей дивизии - прими как родного, обогрей парня с хорошей наблюдательностью, пусть искупает свое нарушение. Комполка не против, но вот начальник штаба, тот скептически настроен. Авторы фильма понимают, что "кровавый СМЕРШ" сейчас не в моде, но ведь нужен же в фильме какой-нибудь гад, который главному герою все время будет жизнь портить. Никак нельзя без гада. И этого негодяя, начальника штаба полка, играет Игорь Угольников.
В общем, лейтенанта по блату пристроили командиром взвода пешей разведки, прежний командир тяжело ранен. А взвод этот больше похож на банду махновцев. И общаются между собой в основном по кличкам - "Патефон", "Боцман", "Жила, "Кострома", "Бесо". И новый командир им до одного места. Они, типа, крутые. Это их новый командир попытался поставить по команде "смирно".
И все-таки откормленные.
И дальше они нового командира чуть ли не на пинках выдворяют из блиндажа, нету тут для тебя спального места, все занято. А самый борзый из них, актер очень старается изобразить "одэсский" акцент и некую приблатненность, "Одесса-мама" по кличке для особо приближенных "Жила", садится помузицировать на стоящем в блиндаже пианино. Ну, какой же одессит не умеет играть на фортепьянах. А тем более не спеть "Журавлей", приписываемых эмигранту Петру Лещенко. Вообще-то эта песня стала широко известной только после войны. Но, может быть, в Одессе это уже былО?
Да, и у разведчиков позывной для связи "Журавли", потому как разведчик по кличке "Патефон" перед возвращением с задания начинает на нейтральной полосе изображать курлыканье журавля, чтобы наши поняли, что это возвращается разведгруппа.
Авторы нам хотят показать, что непросто новому командиру завоевать авторитет у таких подчиненных. Его не только из блиндажа вытуривают, но и во время задания грузин "Бесо" ему и морду бьет. Это подчиненный, сержант, бьет морду своему командиру и офицеру. Ачетакова, это же орлы-разведчики, им все можно. Хотя в реальности штрафная рота для этого "Бесо" была бы просто подарком, а так расстрел перед строем полка.
Да и помначштаба по разведке, капитан Баланда,
который весь фильм мучается угрызениями совести, о том, что во время одного из разведвыходов струсил, при подчиненных называет лейтенанта "бараном". А начштаба, гад который, зорко следит и ищет любой промах, чтобы отправить Ивашова в СМЕРШ. Ну, никакой ему жизни. И как тут воевать.
И как же без любви. Одна любовная пара это командир полка и его ППЖ, начальник медсанбата. Тут все бесперспективно, так как комполка женат, но переживает. А его ППЖ все понимает, не бросит подполковник семью. Но и у лейтенанта любовь случается. Здесь авторы вспомнили "В бой идут одни "старики".
Как-то сел в расположении полка У-2 , на разведке был. Летчица молоденькая сообщает, что видела немецкие танки недалеко. А как раз недавно Ивашов со своими там разведку проводил и никаких танков не заметил. Командир девчушке не верит, а начштаба, гад который, сразу Ивашова во вредительстве стал подозревать. Девчушка обиделась, что ее за маленькую принимают и хрясь - куртку летную снимает, типа жарко тут у вас, и оказывается. что она капитан, что у нее вся грудь в орденах и к тому же Звезда Героя. Это вам не мелочь по карманам тырить. У нее 44 боевых вылета. Правда, девушкам из полка "ночных ведьм" Героя давали за 500-600 боевых вылетов. Но тут 44 и уже капитан.
Очень этот эпизод напомнил сцену из "Свадьбы в Малиновке", где Назар Дума, командир красных котовцев, внедряясь в банду, скидывает перед паном атаманом Грицианом Таврическим солдатскую шинель, а там золотые погоны с аксельбантами и "Георгий" 4 степени.
В общем, у летчицы и лейтенанта любовь образовалась. И постепенно с подчиненными у него все устаканилось. Вот только начштаба, гад, все время потихоньку так и норовит пакость сотворить. А с другой стороны должен же быть в фильме какой-то конфликт с подоплекой.
А из Германии специально против этого взвода прислали эсэсовский спецназ, вот их командир. Очень он злой на Ивашова и его "журавликов". Они во время одного из рейдов танк нмецкий угнали и на нем в свое расположение доехали. И правильно, не пешком же ходить. А немцам за танк абидна.
И чтобы досадить лейтенанту похищают эти эсэсовцы ночью начальника связи полка, прибивают его к кресту, минируют, и ставят крест на нейтральной полосе. Тут уж точно плагиат из фильмов "Внимание, говорит Москва" и Это было в разведке". Но лейтенант белым днем идет во весь рост к кресту, вырывает его и тащит на виду у немцев к себе. Но этот эсэсовец очень хитрый. Крест не взрывает, и только Ивашов дотащил его до своих окопов, из снайперской винтовки убивает начальника связи.
В финале взвод разведчиков должен обеспечить захват моста во вражеском тылу, чтобы облегчить наступление наших войск. Мост наши захватывают, но тут приезжают те самые эсэсовцы, завязался бой, весь взвод героически гибнет, даже их боевой товарищ девушка-санинструктор, и лейтенант с их командиром сходятся в решающей схватке. Наш, конечно, побеждает. А затем оказывается, что взвод не погиб. Вот их только что десятками пуль в грудь решитили, а вот они у себя в блиндаже, живые, хоть и малость подраненные. Пьют и ничего им не сделается.
В финальных кадрах нам сообщают, что Ивашов стал капитаном и Героем Советского Союза. Прямо как В.В. Карпов. А с другой стороны его летчица уже капитан и уже Герой советского Союза, поэтому было бы неправильно и лейтенанту не дать капитана и Героя.
Вот опять скажут - чего придираешься, это же о войне, патриотично, в воспитательных целях, сними лучше. И ведь правда - о войне, и должно быть патриотично, и в воспитательных целях. И придраться то по крупному не к чему. Ну, плагиатят, ну фантазируют, ну не знают темы, ну актеры каких то картонок изображают, ну халтура неприкрытая. Но ведь же "про войну", но ведь же для "сохранения памяти", но ведь же типа "достоверность и эмоциональность, сопричастность и общие нравственные ценности". А все равно чувство, что посмотрел что-то неприличное. И может и действительно придираюсь и не сниму лучше, потому как просто зритель. А "им нравится".
И все-таки не все так плохо. Еще кое-что у нас могут про полковую разведку. Настоящее. Маленький музыкальный бонус, песня времен ВОВ "Сталинградский вальс".