Найти тему
Ada Knight

"Время жить и время умирать" Эриха Марии Ремарка, обзор на книгу. Секунда жизни и вечность смерти, пустота и надежда

Оглавление
Обложка книги "Время жить и время умирать" Эриха Марии Ремарка
Обложка книги "Время жить и время умирать" Эриха Марии Ремарка
"Они нас учат. Все время учат. Днем - та липа, сейчас - вот это дерево. Они продолжают расти и дают листья и цветы, и даже когда они растерзаны, какая-то их часть продолжает жить, если хоть один корень еще держится за землю. Они непрестанно учат нас и они не горюют, не жалеют самих себя."

Всем привет!😉

Сегодня я хочу продолжить начатые недавно обзоры на произведения бессмертного Ремарка, чьи тексты можно перечитывать много раз, не теряя при этом ни грамма разрывающих чувств.

"Время жить и время умирать" раскрывает обратную сторону войны. Сторону, которую выжгла и опустошила безвременная смерть целых народов и поколений.

Сюжет

Действие разворачивается в 1944 году во время отступления немецких войск из России.

Главный герой - Эрнст Гребер, обычный немецкий солдат, которому (ему и еще нескольким юношам) поручили расстрелять пленных русских партизан.

В этой страшной сцене мы начинаем разглядывать характер Гребера, смотря на его размышления о происходящем.

"Раньше, когда его назначали в такую команду, он стрелял в воздух, но теперь уж давно этого не делал. Ведь людям, которых расстреливали, это не помогало. Другие чувствовали то же, что и он, и случалось, чуть ли не умышленно стреляли мимо."

Эрнст будто просыпается и позволяет себе думать о том, что делает он сам и тысячи других людей на войне.

"Слишком часто он до сих пор отводил глаза и ничего знать не хотел. И не только он, так же поступали и сотни тысяч других, надеясь этим успокоить свою совесть. Он больше не хотел отводить глаза. Не хотел увиливать."

Ремарк показывает нам и другой тип людей - эталонного национал-социалиста, готического ангела 19 лет по имени Штейнбреннер. Молодой человек искренне верил в партию и ее идеи. Например, он хотел жениться на девушке, опираясь на ее "чистую кровь" и хорошее происхождение (о любви речи не было).

"Штейнбреннер одним прыжком подскочил к нему и наотмашь ударил по лицу.
Штейнбреннер улыбнулся. На лице его не было злобы, только выражение удовольствия, как у ребенка, когда он отрывает мухе ножки."

Каждый день линия фронта смещалась не в пользу Германии, это наводило солдат на мысли о том, что они уже не понимают, для чего и кого развязалась эта почти проигранная жестокая война.

Сослуживцы Гребера начали говорить украдкой между собой, что они разоряют чужую землю, служа высоким идеалам правительства.

"Удивительно, как начинаешь понимать других, когда самому подопрет… А пока тебе хорошо живется, ничего такого и в голову не приходит!"

Впервые за два года солдатской жизни главный герой получил трехнедельный отпуск и отправился в родной город, где ожидал увидеть родителей.

Я чувствовала сильную тревогу вместе с Эрнстом во время поездки до фронтового вокзала, ожидание отбытия поезда было очень напряженным из-за страха, что могут передумать и забрать отпускной билет, отправить обратно на фронт.

"Им пришлось ждать до ночи. Полевые жандармы дважды делали поверку. Раненые прибывали. С каждой новой партией отпускники все более нервничали. Они боялись, что их здесь так и бросят. После полуночи, наконец, подали состав. Похолодало, в небе ярко сияли звезды. Каждый смотрел на них с ненавистью: значит, будет хорошая видимость для самолетов. Природа сама по себе уже давно перестала для них существовать, она была хороша или плоха только в связи с войной. Как защита или угроза.
Затем последовали раненые, которые могли идти сами. Их проверяли очень тщательно. "Нет, нас не возьмут, - говорил себе Гребер. - Их слишком много. Поезд битком набит". Он с тревогой уставился в темноту. Его сердце стучало. В небе кружили невидимые самолеты. Он знал, что это свой, и все-таки ему было страшно. Гораздо страшнее, чем на передовой."

Легче стало только после того, как пейзажи за окном поезда стали меняться и оживать. На границе с Германией отпускников вывели на дезинфекцию, они сидели в парилках, давя вшей и обсуждая самые обыденные вещи.

"К границе подъехали вечером. Все вышли из вагонов. Отпускников повели в санпропускник. Они сдали одежду и сидели в бараке голые, чтобы вши у них на теле подохли. Помещение было как следует натоплено, вода горячая, выдали мыло, резко пахнувшее карболкой."

Солдатам запретили говорить о фронтовых делах под угрозой смерти, в тылу ни в коем случае нельзя было вести разговоры о поражении Германии, это приравнивалось к измене.

Здесь отлично видно, как работает пропаганда с обеих сторон: солдатам не говорят о налетах на мирные города, а гражданские не знают о голоде и поражениях на передовой.

"Офицер сделал паузу. Потом заявил совсем другим тоном, что фюрер, несмотря на чудовищную занятость, печется обо всех своих солдатах. Он хочет, чтобы каждый отпускник отвез домой подарок, поэтому все они получали пакеты с продовольствием. Пусть передадут своим семьям, как доказательство, что солдатам на фронте живется хорошо и они даже могут привозить домой подарки.
- Всякий, кто откроет пакет в пути и сам съест что-нибудь, будет наказан. Контроль на станции назначения немедленно это обнаружит. Хайль Гитлер!"

В родном городе Эрнст обнаружил, что немецкие города бомбят, большая часть его родного городка разрушена, как и родительский дом. Улица его детства превратилась в развалины, из под которых пытались вызволять выживших. Мертвых почти не успевали вытаскивать и хоронить, так как налеты происходили регулярно.

Родителей Гребера не было среди мертвых и живых, они просто пропали без вести. Эрнст начал поиски матери и отца, расспрашивая оставшиеся разные государственные органы и знакомых семьи, никто не знал о том, куда они исчезли.

Во время поисков главный герой встретил школьную знакомую - двадцатилетнюю Элизабет Крузе, отец которой был доктором его матери. На момент встречи Бернхард Крузе (отец Элизабет) находился в качестве узника в концлагере, а в квартиру к девушке насильно подселили прилежную нацистку фрау Лизер с дочерью.

Гребер постепенно сблизился с Элизабет, они даже стали любовниками, а после и вовсе поженились.

Отчаявшиеся и опустошенные молодые люди стали друг для друга олицетворением жизни. Они обедали в ресторане "Германия", пока он не был разбомблен во время налета, гуляли по ночным улицам, рассуждали о войне, много пили и старались отхватить от нестабильной военной жизни максимум.

Эрнст и Элизабет полюбили друг друга, ухватились за ускользавшую от человечества жизнь и старались не думать о глубине чувств, ведь вместе с любовь приходит и сильнейший страх вновь остаться без нее.

"Отчаяние охватило их, и одновременно ливнем нахлынула нестерпимая нежность, но ей нельзя было поддаться. Они чувствовали, что стоит только впустить ее, и она разорвет их на части."
"… в тылу война совсем иная… На фронте каждому приходится бояться только за себя; если у кого брат в этой же роте, так и то уж много. А здесь у каждого семья, и стреляют, значит, не только в него: стреляют в одного, а отзывается у всех. Это двойная, тройная и даже десятикратная война."

Я не хочу рассказывать весь сюжет, так как иначе первое чтение будет не настолько захватывающим, как может быть.

Хочу выделить несколько особенно зацепивших моментов!:)

Ресторан-островок жизни

Меня очень тронули походы героев в ресторан "Германия", то, как они наслаждались едой и размышляли о мимолетности жизни. Каждая минута пребывания в этом роскошном месте равнялась для Гребера нескольким месяцам на фронте.

Я чувствовала вместе с ним ценность мгновений, важность каждого вдоха, глотка чудесного вина и красоты сидящей напротив него живой Элизабет.

"Ну, как вино, ваша честь?
- Вероятно, очень хорошее, иначе мне бы вдруг не пришли в голову вещи, о которых я давным-давно не думал.
- Это солнце, ваша честь. Под его лучами осенью зрел виноград. Теперь вино возвращает эти лучи. Такое вино в Рейнской области называют дароносицей."

Ремарк очень точно передает читателю эту тонкую грань между жизнью и смертью, у которой стоят люди во время войны. Тут даже не просто страх, а именно тонкая материя жизни, которую может прорвать в любой момент.

Двоякость всего и всех

Эрнст встретил своего бывшего одноклассника Альфонса Биндинга, который теперь занимал высокую должность креслейтера со всеми вытекающими бонусами.

Альфонс вовсе не был типичным нацистом-фанатиком, он представлял из себя нечто худшее. Биндинг был одним из тех людей, которые своими руками зло не творили, а просто наблюдали и отдавали не такие уж и страшные на первый взгляд приказы.

Он не убивал людей голыми руками, но и против этого ничего не имел, а также с удовольствием пользовался своим положением. Например, Альфонс отправил в концлагерь своего бывшего учителя, который когда-то поспособствовал его исключению из школы, для него это было забавной шуткой.

Женщины из высшего общества стояли перед ним на коленях, умоляя выручить своих мужей из лагерей, а ему это льстило.

С этой стороны Биндинг кажется мерзким человеком, но вот если посмотреть с точки зрения Эрнста, то он выглядит хорошим (пусть и напыщенным) другом, который старается помочь отпускнику хорошо провести время на родине. Альфонс снабжал главного героя продуктами, алкоголем и сигаретами, то есть всеми дефицитными товарами.

Конечно, главный герой был не в восторге от старого знакомого, очень интересно наблюдать за его мыслями на счет двоякости происходящего и жизни в целом.

Биндинг не был убийцей в прямом смысле слова, но ведь если каждый человек хотя бы крохотной частицей своего существа делает некое зло другому, то это и является основой громадной разрушительной силы.

"Обычно считают, что убийца всегда и всюду должен быть убийцей и ничем иным. Но ведь даже если он только время от времени и только частицей своего существа является убийцей, то и этого достаточно, чтобы сеять вокруг себя ужасные бедствия..."

Природа живет, жизнь продолжается

Одна из самых сильных сцен произошла после бомбежки ресторана. Гребер и Элизабет вышли из разрушенного здания и в пылающей огнем ночи увидели почти полностью вывернутое из земли дерево, покрытое только распустившимися цветами.

"Они нас учат. Все время учат. Днем - та липа, сейчас - вот это дерево. Они продолжают расти и дают листья и цветы, и даже когда они растерзаны, какая-то их часть продолжает жить, если хоть один корень еще держится за землю. Они непрестанно учат нас и они не горюют, не жалеют самих себя."

Жизнь идет, несмотря на все бедствия, если остался хоть один корешок, соединяющий человека с ней.

Я очень советую прочитать "Время жить и время умирать", ведь это произведение о времени, которое есть (и заканчивается когда-то) у каждого. Книга достаточно тяжелая, возможно, вам будет трудно идти через нее, но это и хорошо, иногда такое нужно каждому.

Надеюсь, что вам понравилась эта статья! Делитесь своими впечатлениями о произведении и творчестве Ремарка, ставьте лайки и подписывайтесь на канал, я рада каждому из вас😁

Спасибо за внимание!