Найти в Дзене

Записки молодого педагога. Кто закроет собой амбразуру? Молодой специалист!

Оглавление

Здравствуйте, дорогие читатели! На просторах интернета наткнулся на очень интересное мнение о том, почему из школ бегут молодые специалисты. По предположению одного из наших коллег, молодежь не справляется с той нагрузкой, которая на нее ложиться. Ведь молодых учителей заставляют вести не только свои уроки, но и замещать уроки других преподавателей, которые болеют/уволились/на курсах/решили взять отгул (нужное подчеркнуть или дополнить своей версией). Проще говоря, молодыми специалистами "затыкают дыры" и "бросают на амбразуру". Но все ли так плохо?

Я помню, как пришел работать в школу. Опыта нет, уроков не сказать, что много (всего 9 часов, в соответствии со ставкой преподавателя-организатора ОБЖ), но даже несмотря на маленькую нагрузку, меня, на начальном этапе, нечасто отправляли на замещение коллег. Да, бывало, но крайне редко. Директор постепенно вводила меня в профессию, наблюдала за тем, как я работаю. И вот только после того, как я оправдал доверие - меня стали загружать замещениями по полной.

Не знаю, может я какой-то другой человек, но я вот такой дополнительной нагрузке всегда был рад. И тому было несколько причин.

О пользе

Во-первых, я набирался опыта. Каждый урок был для меня важен. Я учился быть учителем. Искал подходы к ребятам. Пробовал различные методы и технологии. Любой профессионал скажет вам, что добиться успехов в профессии можно только тогда, когда ты в постоянной работе. Да, в какой-то момент, я стал "затыкать все дыры". Но меня это устраивало. Мне дали возможность быстро обрести профессиональные знания, умения, навыки.

Думал подобрать какую-то мудрость про опыт, но эта мне понравилась больше всего)
Думал подобрать какую-то мудрость про опыт, но эта мне понравилась больше всего)

Во-вторых, удалось завоевать авторитет у учащихся. Больше общения, больше различных ситуаций, больше времени вместе. Все это привело к тому, что к концу моего первого года в профессии, я без проблем общался со всеми ребятами в школе, от мала до велика (пришлось замещать уроки и в начальной школе). Ребята приходили со своими радостями и проблемами. Порой просто заходили узнать, как у меня дела. Быть с учениками на одной волне - дорогого стоит. Знаю, что многие скажут, что мол, пришел молодой парень в школу и просто позволял ребятам многое. Это не авторитет. Но я не позволял! Была выстроена четкая граница, переход которой, пресекался довольно жестко. Дети знали, что можно себе позволить в общении со мной, а чего нельзя. И знают до сих пор.

Нет, Доном Карлеоне я не стал, но авторитет заслужил)
Нет, Доном Карлеоне я не стал, но авторитет заслужил)

В-третьих, как правило, на замещениях не сильно "переламываешься". Почему? Да потому, что порой учитель замещает урок, который к нему не имеет никакого отношения. Например, я учитель ОБЖ, а отправили меня на урок вместо заболевшего учителя математики. Много я смогу объяснить? Скорее дать какие-то задания, которые, в лучшем случае попросит прорешать с ребятами штатный математик. Но, как правило, никаких заданий отсутствующий учитель не оставляет. И приходится только, либо давать задания на закрепление материала, либо вести свой урок (догонять программу, либо расширять знания по своему предмету). Вести замещения проще, они проходят, в более что ли, неформальной обстановке. Единственное, что отнимают у учителя - это свободное время. Но это время стоит денег!

Как правило, замещения проходят в более "расслабленном режиме"
Как правило, замещения проходят в более "расслабленном режиме"

В-четвертых, оплата труда. Банально, но все мы знаем, что каждый час замещения учителю оплачивается отдельно. Для меня это тоже было важно. Первый год зарплата была ничтожно маленькой и именно большое количество замещений, позволяло, пускай и не много, но все же увеличить сумму, поступающую на карточку, за отработанный в школе месяц. Не помню, сколько тогда платили. Да и сейчас точной суммы не назову. Но из того, что я видел в одном обсуждении на просторах интернета, сегодня средняя выплата за один час замещения, около 250 рублей (где-то, говорят, и до 400 доходит). Вроде немного, но когда таких замещений за месяц накапливается 12-15 уроков, то сумма на выходе, в принципе, приятная.

Везде платят по-разному, но главное, что платят
Везде платят по-разному, но главное, что платят

О вреде

Все, что я написал выше - было хорошо для меня. Мне нравится моя профессия и я с радостью работаю с детьми. Меня не пугали трудности на моем профессиональном пути. Я не боялся (и не боюсь) их и всегда преодолевал (и преодолеваю). Но далеко не у всех есть такой же характер. Многим нужно время на раскачку в профессии. Кому-то нужно очень медленно и постепенно увеличивать нагрузку. Кто-то не сразу сходится с детьми. И, как итог, банально выгорает. Не у всех все получается сходу (это мне повезло). Многие молодые учителя долго, без должной поддержки (особенно со стороны руководства), плутают в потёмках, зарабатывают некий опыт. Кто-то справляется с этим и становится профессиональным учителем. А кто-то бросает педагогическую деятельность полностью разочаровавшись в ней.

Кому-то крайне тяжело справляться с нагрузкой. не все выдерживают.
Кому-то крайне тяжело справляться с нагрузкой. не все выдерживают.

Молодой учитель, на самом деле, очень не далек от вчерашнего школьника. Придя работать в школу, он понимает, что все чему его учили в институте (из колледжей просто обычно приходят более подготовленные морально ребята), здесь не работает. И нужно учиться всему с нуля. Поэтому молодому специалисту очень важна поддержка. Нужен наставник.

Меня, в свое время, хорошо поддерживала администрация. Подсказывали, ругали (исключительно за дело), помогали исправить ошибки, давали советы. И это мне очень сильно помогало. И это работает не только со мной. В нашей школе, на сегодняшний момент, порядка 10 учителей, возраст которых не превышает 30 лет. Им всем всегда готовы помочь, подсказать, направить.

Да, большая нагрузка - это тяжело и сложно, но при правильном подходе со стороны администрации школы, она будет восприниматься как толчок к развитию и профессиональному росту.

А что по этому поводу думаете вы? Пишите в комментариях. Не забывайте ставить лайки и подписываться на канал! Спасибо за внимание.

P.S. Прикреплю ниже пару статей, которые будут полезны молодым педагогам.