Екатерина Вадимовна Мурашова – психолог с огромным стажем. Она начинала свою практику в обычной поликлинике тогда ещё Ленинграда, она и сейчас ведет приём. Через её кабинет прошли поколения детей. Однажды Екатерина Вадимовна поняла, что её настоящее её призвание – рассказывать истории: смешные и грустные, поучительные и забавные, мудрые и меняющие взгляд на воспитание. С тех пор она выступает с лекциями и пишет книги. Я запоем читала одну за другой: «Любить или воспитывать?» (2014), «Лечить или любить?» (2014), «Все мы родом из детства» (2015), «Дети взрослым не игрушки» (2018).
У Екатерины Вадимовны два высших образования. Первое – биологическое. И хотя она не продолжила научную карьеру в этой области, дух исследователя у неё в крови. Я хочу вам рассказать о двух экспериментах, проведенных в разное время и о шокирующих результатах, полученных Екатериной Мурашовой. Описывая эти эксперименты, сама она предупреждает, что не претендует на громкое название «исследования», более того, про первый она говорит, что если б знала, чем всё закончится, никогда бы не стала предлагать подросткам.
Эксперимент первый. Восемь часов без гаджетов и общения
В силу профессии у Екатерины Вадимовны множество знакомых подростков. Они с радостью отзываются на её предложения. Особенно если сначала это выглядит как игра. Даже не испытание себя на прочность. Идея была – проверить, чем будет заниматься современный человек возраста 13-18 лет, если окажется в прошлом. Не очень-то далёком, по сути, в нашем детстве, когда не было компьютеров, мобильников, а телефон стационарный стоял далеко не в каждой квартире.
По условиям эксперимента, каждый участник должен был провести 8 часов наедине с собой, фиксируя своё состояние, мысли и чувства. Можно гулять, читать, заниматься спортом, вышивать или мастерить – что угодно, но без гаджетов и общения с другими людьми.
Когда я смотрю на эти условия, они кажутся мне очень легко выполнимыми. Более того, именно так я и проводила многие летние дни – отправлялась с книжкой на берег озера или весь день сидела в квартире, сочиняла стихи, пекла тортики по рецептам из маминой рукописной кулинарной книги… Я и сейчас ценю часы одиночества.
68 подростков с энтузиазмом согласились на 8 часов погружения в себя. Предупредили родителей, что пропадут со связи, чтобы те не волновались, придумали, чем будут заниматься. Казалось, никаких сложностей не возникнет.
Но до конца эксперимента дошли только трое. Остальные не смогли, многие испытывали физический дискомфорт, у кого-то дело дошло до панических атак и суицидальных мыслей…
Наедине с собой оказалось неуютно и страшно. Привычка к быстрому дофамину, удовольствию получаемому из соцсетей сформированная зависимость на уровне биохимии.
Чем занимались те, кто успешно завершил эксперимент? Один отправился в пешую прогулку по Санкт-Петербургу по бумажной карте. Второй мастерил деревянную модель корабля. Третий занимался пересаживанием растений. Они и не заметили, как пролетел день, весь были заняты любимым делом.
Эксперимент второй. Экранное время
Второй эксперимент Екатерина Вадимовна провела через 5-6 лет после первого, то есть не так давно.
Сейчас многие родители озабочены экранным временем: сколько минут или часов в день детям можно проводить в гаджетах без вреда для здоровья?
Называются разные цифры, идут дебаты. Екатерина Мурашова расспросила родителей, как принято у них в семье. Получилось три группы с разным отношением к происходящему.
- Чёткий контроль – программы, установленные в гаджетах, жёсткие рамки и правила пользования компьютером и мобильником. Эти родители точно могли назвать время, которое ребёнок проводит в интернете в день, в неделю.
- Непрекращающаяся борьба. Очень хочется контролировать экранное время, но по разным причинам не всегда получается. Поэтому точно сказать, сколько времени ребёнок успевает урвать, эти родители не могли. Цифру взяли с потолка – что-то среднее между «хотелось бы» и «это ужасно много».
- Расслабься и получай удовольствие. Это те родители, которые считают, что уйти от цивилизации в лес не получится, а значит не стоит и мучиться. Гаджеты – часть нашей действительности, нужно умело ими пользоваться и учить этому детей. Чтобы прикинуть экранное время, родители вычли из 24 часов сон, школу, кружки и т.д.
Экранное время, сосчитанное родителями первой группы, получилось примерно в 2 раза меньше, чем второй, и в 4-5 раз меньше, чем у третьей.
Детям этих родителей было от 9 до 13 лет. Младшие подростки обожают тайны, поэтому Екатерина Вадимовна дала им секретное задание: в течение недели фиксировать каждое своё соприкосновение с гаджетом. Не важно, своим или чужим. В школе, дома или в гостях. Взял в руки – запиши, как долго в нём находился и что конкретно делал: играл, занимался, общался, смотрел ролики.
Результат эксперимента: во всех трёх группах дети проводили в интернете примерно одинаковое время!!!
- У контролирующих родителей дети научились врать и изворачиваться. Например, делать вид, что готовят доклад по биологии, а сами, скачав необходимые материалы за 5 минут, наслаждались любимой игрой в сети
- Дети умудрялись отвоевать чуть больше времени, чем могли предположить родители
- Дети проводили в интернете меньше времени, чем думали родители
А вы к какой из групп себя относите? Как считаете, нужно ли контролировать экранное время?