Вот оно как бывает - один небольшой рассказ, а идей в нём столько рассыпано, что у меня уже третья публикация выходит. Сначала поговорили о том, что даже наука может быть магией, потом о роборуках, которые из фантастики пришли в реальность и получили фантастическое название. Теперь пришла очередь разобраться в том, как в одном рассказе совместить идеи фантастики и фэнтези.
Статья, как понятно из названия статьи, будет основана на рассказе Роберта Хайнлайна "Уолдо", написанном в 1943 году. Перед тем, как читать статью, рекомендую с ним ознакомиться - отличная история, хоть и финал невнятный. Кроме "вальдосов", ссылка на историю возникновения которых будет в конце статьи, рассказ примечателен ещё и тем, что в нём автор смело смешивает и даже взбалтывает научную фантастику и фэнтези. Вот об этом и предлагаю поговорить.
Как писать научную фантастику: пример Хайнлайна
На самом деле с написанием НФ всё просто, как мне кажется - достаточно иметь инженерный склад ума, как у того же Хайнлайна, дружить с логикой и любить фантазировать. И тогда можно смело брать законы физики и прикладывать их к различным ситуациям, чтобы получить фантастическую смесь.
Смотрите сами: Уолдо болен, у него патологическая дистрофия всех мышц. Неизлечимая болезнь - чем не повод с помощью фантастики поработать над её излечением? И Хайнлайн находит выход для своего героя, отправляя его в космос, подальше от гравитации. Но ведь гравитация не только враг, она ещё и делает наши мышцы сильнее. И для того, чтобы суметь вернутся, автор даёт Уолдо... мечту. Мечту танцевать.
Вот то самое, что позволяет фантастике даже спустя десятки лет после первого издания захватывать умы читателей. Слияние науки и мечты!
Идём дальше: мышечная дистрофия, казалось бы, навсегда ставит крест на возможности полноценной жизни Уолдо. Но Хайнлайн, как и потом, в более крупных своих произведениях, типа "Имею скафандр - готов путешествовать", чётко показывает, что безвыходных ситуаций не бывает, если использовать разум. И даёт Уолдо великолепный, острый, мыслящий ум.
Более того, именно разум, само понятие которого до сих пор является предметом спора между философами и учёными, позволяет Хайнлайну проложить мостик от науки к магии, от НФ к фэнтези, от познанного к непознанному.
Что ещё надо для НФ? Взять известное и сделать из него нечто новое. В этом рассказе Хайнлайн берёт медь вместо урана и создаёт на её основе источник энергии, которую (практически впервые в фантастике) передаёт по воздуху, не используя провода. Это то, к чему мы только собираемся придти со всеми этими беспроводными зарядками для смартфонов. А в рассказе на передаваемой без проводов энергии уже давно работают автомобили и нефть с газом, как источники топлива, позабыты.
И третье, что нужно для хорошей НФ - это проблема, которую нельзя решить известными способами. В случае с "Уолдо" это радиоактивный фон от использования нового вида топлива, который постепенно настолько окружает планету, что человечество переселяется под землю. Рукотворный ползучий апокалипсис в рассказе почти не заметен, но чувствуется между строк. И вот эту проблему... нет, не решает Уолдо. Более того, он будет стремиться разобраться с тем, чтобы приёмники беспроводной энергии работали без сбоев (и, значит, радиация на Земле становилась бы всё опаснее).
И тут на помощь в решении проблемы Хайнлайну приходит фэнтези.
Последняя треть рассказа, после мощного нагнетания научных идей: беспроводной энергии, летающих машин, частной космической станции, роборук-манипуляторов-вальдосов, рождённых к невесомости птиц и не умеющих ходить по земле собак - так вот, третья часть рассказа уходит чуть ли не в эзотерику, переводя науку в магию.
Раскрывать сюжет не буду - если не читали, пусть будет сюрприз. А если читали - можно идею, открытую Уолдо, обсудить в комментариях. Но сам факт перевода НФ в другую жанровую плоскость оказался для меня довольно неожиданным. Вот так резко уйти от разбора нейронов и синапсов к духовным практикам - это надо быть как минимум храбрецом, как максимум безумцев, а проще всего Хайнлайном.
Вот финал рассказа, соглашусь с мнением де Кампа, когда-то написавшего на него рецензию, слит, стремительно летевшая история резко скатилась и до кульминации не добралась. Но это единственный недостаток рассказа, хоть и сильный.
Впрочем, если не обращать внимания на финал (это сложно, согласен, но можно попробовать), рассказ Роберта Хайнлайна "Уолдо" - яркий образец того, как нужно писать научную фантастику. Достаточно взять мечту, нарушить хотя бы один фундаментальный закон физики и разобраться с несуществующей проблемой, чтобы твоими словами начали говорить инженеры. Ну и ещё немного таланта не помешает, как у Хайнлайна.
Так что да: "Уолдо" - это фантастика, а не фэнтези, от которого тут только магия слов. Да и магия это такая наука, в которой мы просто пока не разбираемся. Рассказ очень жизнеутверждающий, хоть и со слабым финалом. Рекомендую.
Статья в тему: почему инженеры в США роборуки называют "вальдо"?