Вчера я уже рассказала,что такое раннее развитие на самом деле.
Сегодня расскажу чем опасно раннее развитие ребёнка, и какие могут быть последствия
Долгое время человечество сильно заблуждалось, считая, что дети – те же взрослые, только поглупее и послабее.
Дети проделывали удивительные вещи, но никто не понимал, насколько они сложны, пока взрослые не стали пытаться научить роботов тем же «обычным» вещам, которым дети обучаются в первые годы жизни: ходить, распознавать человеческую речь среди всего многообразия звуков; понимать, что именно мы видим; выучивать язык, а то и несколько, не зная никакого языка; понимать речь…
Оказалось, что это и многое другое – невероятно сложные задачи.
Что нового мы узнали о детях за последнее время
Масштаб вреда раннего развития детей стал ясен не так давно.
Дети, лишённые возможности двигаться достаточно, исследовать себя и мир, перегруженные занятиями, для которых они не созрели, вопреки ожиданиям взрослых вырастали не более талантливыми, а более нервозными, страдали расстройствами внимания и обучения, плохо справлялись с эмоциями, с трудом сотрудничали друг с другом. Слишком многие дети, родители которых вложили много сил и в изучение передовых методик развития, и в то, чтобы следовать им, не были счастливы, не были инициативны и самостоятельны.
Почему это произошло? Почему это продолжает происходить, когда педагоги жалуются, что дети становятся всё более «трудными», а учёные могут обоснованно, аргументированно показать, что многие мероприятия по «раннему развитию» не только не достигают конечной цели, но и вредны для гармоничного и полноценного развитию?
Причин такого бедственного положения вещей множество. Произошла коммерциализация детства, и многие вредные или чрезмерные вещи пропагандируются как безопасные или полезные, потому что это выгодно производителям товаров и услуг. Мультимедийные технологии так быстро вошли в нашу жизнь, что взрослые ещё не разобрались до конца, что это значит, и не могут научить своих детей разумному и продуктивному обращению с ними.
Можно много рассуждать о происхождении проблемы, но родителям интересно не это. Родителю важно понять, как отделить зёрна от плевел, как не растеряться в море разношёрстных советов. Я не стану указывать конкретные методики как деструктивные, бесполезные и даже опасные. Я отмечу причины, по которым они бывают такими, и почему Монтессори-метод работает на благо ребёнка.
Полезность, придуманная взрослыми
Мы уже затронули эту проблему в нашем лирическом вступлении о царевне-лягушке. До сих пор не до конца понятно, как работает наша самообучающаяся, саморазвивающаяся нервная система, хотя за последние сто лет мы стали знать об этом гораздо больше.
Идея Марии Монтессори в том, что если у ребёнка есть страстное желание к какой-то деятельности, то это неспроста: за ним стоит какая-то потребность, и задача взрослого – дать возможность удовлетворить эту потребность развития.
Относительно многих задач детства мы можем сказать что-то осмысленное и подтверждённое полноценными научными данными, а не безосновательными предположениями о том, как всё устроено. Но опасно лишать малыша чего-то только потому, что мы не понимаем в точности, зачем он этого хочет и что это ему даёт.
Пример: ребёнок в диком восторге колотит ложкой по кастрюле.
- Может быть, он «поймал» правильное движение, при котором у него получается хлёстко ударить по кастрюле, но не стукнуть себя при этом палочкой в лоб.
- Может быть, он анализирует громкие звуки, учится воспринимать их, сравнивает с тишиной.
- Может быть, собирает впечатления в копилку собственной ценности, впитывая ощущение того, что он может влиять на мир: захотел издать громкий звук – и сделал его.
- Может быть, его заворожил необычный металлический тембр звука.
- Может быть, он заметил во взрослом новую реакцию и хочет понять, что это и почему.
- Может быть, вибрация кастрюли, передаваясь от коленей по костям в вестибулярный аппарат, упражняет его новым, недоступным ранее способом.
Это не значит, что нужно позволять ребёнку делать всё, что вздумается, делать так и тогда, как только пришло ему в голову. Но вы наблюдаете, мотаете на ус. И предлагаете не то, что кажется полезным вам (или маститому педагогу, пропагандирующему свои идеи), а приемлемые способ и место сделать то, что заинтересовало ребёнка. Не только ваши враги дарят малышу барабан. Или металлофон. Или маленького вибрирующего заводного жука. А может быть, вы, вообще, ковёр собирались выбивать и ребёнка с собой возьмёте.
Наблюдайте за своими детьми. В целом полезное вызывает интерес и приводит к уравновешенно-приятному расположению духа.
Последнее отсекает, к примеру, телевизор и видеоигры: дети могут проявлять к ним большой интерес, но становятся всё более неуравновешенными, нервными, раздражительными, либо, напротив, заторможенными и пассивными. Существует большое количество научных данных о вреде и опасности, наносимым малышам экранами и транслируемым ими контентом, но невооружённым внимательным взглядом это заметно и без высокоточных исследований.
Результат, придуманный взрослыми
Наряду со многими социальными мифами существует образ умненького, воспитанного, развитого ребёночка. Родители хотят, чтобы у их детей было всё лучшее, и сами дети были бы лучшими. Вольно или невольно почти все включаются в специальную олимпиаду «у кого ребёнок ребёнистее». Перечень критериев оценки создаётся не то что без учёта реальных особенностей того или иного возраста, а вообще безо всякого плана и ответственности. Просто отличник – значит, молодец.
Сколько неврозов и сколиозов нажито в погоне за отметкой, которая даже не отражает знаний, применимых в реальной жизни, а только показывает умение отлично выполнять проверочные работы. Не очень понятно, как оценивать дошкольника и поэтому фактически начинают рассматривать, насколько рано он станет похож на отличника. Начинают зубрить буквы и цифры и экзаменовать ребёнка. Справился на отлично – молодец. Не справился – не молодец.
В обоих случаях ребёнок – в проигрыше: либо он делал то, что ему не нужно и не интересно (потому, что он ещё не готов к этому, и у него остались не решены другие задачи возраста, пока он делал то, что казалось полезным взрослому), либо… всё равно не решал задачи возраста, пока делал то, что казалось полезным взрослому, только ещё и «не молодец», потому что дрессировка не удалась, и буквы он так и не вызубрил.
Запоминание не равно пониманию. В раннем возрасте дети хорошо запоминают, но на взрослом лежит большая ответственность за то, что именно мы предложим им запомнить, смогут ли они использовать то, что они зазубрили, для того, чтобы думать, действовать и понимать.
Субъект развития: акцент на инициативу родителя
Большинство методик раннего развития подразумевают, что взрослый как-то ребёнка развлекает и занимает. Родитель в этот момент себя справедливо ощущает активным и инициативным, а потому понимает, что он нелениво и со знанием дела (методика же!) исполняет свой родительский долг. Красиво? С точки зрения родителя – может быть, и да, хотя, в конечном счёте, он почти всегда оказывается перегружен. Беда в том, что ребёнок при этом попадает в положение объекта, потребителя, зрителя.
Ребёнок не учится даже тому, чтобы оставаться наедине с самим собой, не говоря уже о том, чтобы быть активным, самостоятельным, ответственным, инициативным. Более того, эти качества, скорее всего, подавляются, когда ребёнок проявляет активность, направленную не на то, чем его занимает взрослый сейчас; стремится уползти и заняться чем-то другим; проявляет инициативу и самостоятельно начинает манипулировать развивающими пособиями по своему усмотрению; делает что-то опасное, а родитель подхватывает малыша раньше, чем тот успевает понять, что сделал что-то не то.
Для того, чтобы научиться быть самостоятельным, надо быть им. Для того, чтобы научиться, нужно учиться, а не быть учимым. Этот аспект – слабое место большинства подходов к развитию и воспитанию.
Акцент на когнитивном развитии в ущерб созиданию личности
К сожалению, немногие родители, особенно родители детей раннего возраста, беспокоятся о том, каким вырастет их ребёнок: добрым / заботливым / великодушным / стойким / уверенным в себе / инициативным / ответственным / щедрым / отзывчивым / умеющим работать в команде / лидером / будет ли их он счастливым взрослым, и каково ему прямо сейчас?
Все методики раннего развития – не про воспитание, а про обучение. Хотя талантливые учителя понимают, что обучения недостаточно даже в школе, специализирующейся на обучении. Мы можем найти великолепные размышления на эту тему у Я. А. Коменского, А. С. Макаренко, Я. Корчака, Ш. А. Амонашвили. Между тем, основы личности закладываются до трёх лет, когда неактуальны большинство приёмов нравственного развития, предлагаемые педагогами, работавшими с детьми старшего возраста. Личность ребёнка до трёх лет развивается через то, как организована его жизнь, каковы его возможности действовать, примеры какого поведения он видит и копирует, на основе того, какую обратную связь он получает от взрослых.
#нейропсихолог #нейродиагностика #беременность #мамаималыш