В Сахалинской области Арбитражный суд наложил арест на 4 судна компании Svitzer, которая входит в структуру датской группы предприятий Maersk. Владелец буксиров потребовал, чтобы транспорт покинули российские воды. Судна использовались в проекте Сахалин-2, в рамках которого осваиваются нефтегазовые месторождения на северо-востоке сахалинского шельфа. В инфраструктуре проекта есть терминал отгрузки нефти и завод сжижения газа. После начала международного конфликта компания Maersk заявила об уходе с российского рынка.
Дальше история запутанная. На момент ареста буксиры использовались оператором «Сахалинская энергия». Но есть сообщения, что договор аренды владелец буксиров изначально заключал с компанией «Сахалин Энерджи Инвестмент Компани Лтд» (СЭИК). СЭИК — это старый оператор Сахалина-2, который был заменен на нового оператора - «Сахалинская энергия» - согласно указу президента РФ В Путина «О применении специальных экономических мер в ТЭК в связи с недружественными действиями некоторых иностранных государств и международных организаций». Поскольку 50% +1 акция СЭИК принадлежали Газпрому, а остальные акции крупным иностранным компаниям, и при этом сам оператор был зарегистрирован на Бермудах, указом президента ее заменили на российского оператора, а имущество прежнего оператора перешло в российскую собственность. Сейчас новый оператор - «Сахалинская энергия» - якобы утверждает, что договора аренды на буксиры были перезаключены трехсторонним соглашением между новым оператором, старым оператором, и владельцем буксиров, а новый оператор не нарушал своих обязательств по аренде. Насколько это все достоверно, и кто здесь прав, а кто виноват — в этом, как вы понимаете, разберется суд. А пока что буксиры арестованы и переданы на временное хранение сторонней компании с правом использования. Такое решение суд объясняет тем, что разрыв технологической цепочки ведет к нарушению процесса, и может привести к «колоссальным убыткам».
Дальнейшая судьба буксиров якобы будет зависеть от решения суда по иску арендатора, если арендатор подаст в суд на датскую компанию. Но в том случае, если иск не будет подан арендатором до 18 мая, то обеспечительные меры в отношении буксиров будут сняты. Означает ли это, что в этом случае буксиры отпустят, и что вообще там происходит - не понятно. Но можно предположить, что если арендатор буксиров — оператор Сахалина-2 «Сахалинская энергия» - не подаст иск в суд, то буксиры смогут уйти из России.
Словом, история эта очень запутанная, и проверить все эти данные без доступа к архивам и специальным базам не представляется возможным. Остается только строить догадки, но главная мораль этой истории абсолютно типична.