Найти тему

Постоянный и переменный ток: разные участки железной дороги для разных электровозов

Все поезда дальнего следования делают в пути длинные технические остановки. Они могут быть вызваны разными причинами. Одна из них – необходимость замены электровозов на станциях стыкования родов тока. Расскажем об этом подробнее.

Железные дороги в России электрифицированы двумя родами токам – постоянным и переменным. Под каждый род тока выпускается свой подвижной состав – электровозы и электропоезда. Электровозы, выпущенные для эксплуатации на участках с постоянным током, не ездят на линиях с переменным током и наоборот. Именно поэтому на станциях стыкования родов тока производится замена локомотивов.

Двухсистемный электровоз ЭП20 в составе поезда «Таврия»
Двухсистемный электровоз ЭП20 в составе поезда «Таврия»

Род тока может меняться несколько раз на маршруте следования поезда. Например, участки от Петербурга до Москвы, от Москвы до Рязани и от Джанкоя до Севастополя электрифицированы постоянным током, а от Рязани до Тамани – переменным. 

Ситуация, при которой разные участки дорог электрифицированы разным типом тока, сложилась исторически. Изначально железные дороги электрифицировали постоянным током. Однако технический прогресс не стоял на месте, и в 1950-е годы с появлением силовых полупроводников появились технические возможности строить локомотивы переменного тока. Переменный ток считается более эффективным. Его главные преимущества в большем напряжении (напряжение в сети постоянного тока – 3кВ, переменного – 25кВ) и в том, что такой ток можно передавать на большие расстояния с минимальными потерями. Это позволяет в том числе строить тяговые подстанции на большем удалении друг от друга. 

При этом участки с электрификацией постоянным током перестраивать не стали – чтобы изменить род тока, нужно было бы не только перестроить всю инфраструктуру, но и поменять весь подвижной состав, что экономически нецелесообразно.

Электровозы (слева направо): пассажирский переменного тока ЧС4Т, грузовой переменного тока ВЛ80С и пассажирский постоянного тока ЧС7
Электровозы (слева направо): пассажирский переменного тока ЧС4Т, грузовой переменного тока ВЛ80С и пассажирский постоянного тока ЧС7

В последние годы промышленность освоила выпуск электровозов и электропоездов, способных работать как на постоянном, так и переменном токе. Хорошим примером является двухсистемный электровоз ЭП20. Он водит самые быстрые наши поезда из Москвы и Петербурга. Эти скорые поезда не делают долгой остановки в Рязани для смены локомотива и следуют с одним электровозом до Тамани.