На протяжении веков Большой Зимбабве вызывал бурные споры о его месте в наследии и истории Африки. Но все дебаты и теоретизирования сводятся к одному, непреодолимому основному вопросу: что именно представляет собой Большой Зимбабве?
Привет! Меня зовут Артур, я увлекаюсь историей и веду свой Телеграм-канал "Века Древних", где публикую фотографии древних артефактов и исторических мест. Мне интересно исследовать прошлое, делиться уникальными находками и рассказывать о культурных и археологических сокровищах со всего мира.
Структурно Большой Зимбабве выглядит как средневековый африканский город недалеко от Масвинго в Зимбабве, с большой конической башней и круглой куртиной. С самого начала, примерно с 1100 года нашей эры, в Большом Зимбабве жили люди.
Однако в XV веке он был заброшен по неясным причинам, и сегодня можно увидеть только каменные останки.
Массивные руины Зимбабве
Считается, что Большой Зимбабве строился на протяжении многих веков, между 1100 и 1600 годами нашей эры. Ближе к концу этого периода в 1531 году название Большого Зимбабве было записано Висенте Пегадо. Известно, что "Зимбабве" - это название, данное руинам племенем шона (местные крестьяне), и относится оно к каменным домам, найденным в руинах.
По мнению исследователей, Большой Зимбабве не был построен по центральному плану. Вместо этого он был спроектирован таким образом, чтобы иметь возможность адаптироваться к меняющемуся населению и задачам. Исторический объект явно преуспел в этом, разросшись до площади почти 720 гектаров.
Центр Большого Зимбабве состоит из трех основных зон, а именно: Великой Ограды, Долины руин и Холмового комплекса.
Холмовый комплекс - самый древний из трех, некоторые исследования показывают, что он мог быть построен еще в 900 году нашей эры. Это ряд развалин, расположенных на вершине самого крутого холма Большого Зимбабве, и считается, что это религиозный центр исторического места.
Второй район, Великая Ограда, находится чуть ниже комплекса холмов и представляет собой круглую, обнесенную стеной территорию, датируемую XIV веком. Окружность ограждения составляет около 250 м, а высота стен - 10 м. Фактическое назначение Великой Ограды неизвестно. Однако некоторые археологи считают, что это могло быть символическое сооружение для хранения зерна или королевская резиденция.
Третьей значительной зоной Большого Зимбабве - это Долина Руин. Место включает в себя ряд глинобитных домов, расположенных рядом с Великой Оградой. Количество домов и их распределение указывает на то, что в Большом Зимбабве проживало значительное количество людей - от 10 000 до 20 000 человек.
Большой Зимбабве необычен не только по размерам, но и по каменной кладке. Ряд сооружений, имеющихся на территории городища, были построены из прямоугольных блоков. В некоторых местах каменная кладка удивительно сложна.
У входа в ряд домов сохранились округлые ступени, которые выглядели тщательно вырезанными. Некоторые стены были украшены узорным орнаментом. Все это указывает на то, что город был изысканным и живописным.
Не "затерянный город"
Многие исследователи называют Большой Зимбабве затерянным городом. Однако на самом деле он никогда не был потерян. Народ Зимбабве всегда знал об этих руинах.
В XIX и XX веках европейские исследователи достигли Большого Зимбабве, собрали некоторые артефакты и сразу же начали утверждать, что город был построен не африканцами. Руководствуясь предрассудками, они отказывались признать, что африканская культура могла построить такое сооружение.
Вместо этого они решили, что финикийцы или группы из Европы или Азии в действительности имели отношение к строительству Большого Зимбабве. Карл Маух был одним из первых европейцев, описавших Большой Зимбабве. Он утверждал, что библейская царица Савская стояла за строительством города.
Однако все подобные утверждения были отвергнуты современными археологами. Сегодня ученые считают, что Большой Зимбабве действительно был построен предками шона и других групп населения Зимбабве.
Люди и климат
Когда речь заходит о людях, живших в Большом Зимбабве, многие приходят к выводу, что правителями этих руин были люди, говорящие на языке шона, по имени Каранга, но это далеко не окончательное решение научного сообщества.
Некоторые свидетельства, такие как керамика, найденная в руинах, указывают на то, что в Большом Зимбабве жили люди каранга. Однако это не окончательно, и существует еще одна теория, касающаяся людей, живших в Большом Зимбабве.
Согласно этой теории, считается, что эти люди были потомками жителей Леопардового Копья, стоянки железного века, расположенной на расстоянии примерно 161 км от Большого Зимбабве.
Тем не менее, причина выбора этого места представляется очевидной с точки зрения погоды. В Большом Зимбабве климат тропической саванны, где осадки выпадают с октября по апрель или май.
Большая часть осадков в развалинах выпадает в виде тонкого тумана, приносимого юго-восточными пассатами. Климатические условия в этом регионе были весьма благоприятными и вполне подходили для поддержания растущего населения.
Сокровища Большого Зимбабве
На протяжении всего периода обитания человека материальная культура Большого Зимбабве состояла в основном из импортных стеклянных бус, местной керамики, шлифовальных камней, веретен и готовых металлических предметов. Но и здесь можно отыскать сокровища.
Самыми значительными артефактами, обнаруженными в Большом Зимбабве, были восемь птиц из мыльного камня, каждая высотой около 33 см. Большинство исследователей считают, что эти восемь птиц - хищники. Однако их вид не был точно идентифицирован, а резьба, похоже, сочетает в себе птичьи и человеческие элементы.
По словам Пола Хаббарда, научного сотрудника Национального музея и памятников Зимбабве, у некоторых птиц были человеческие губы. Кроме того, у всех птиц было четыре или пять пальцев на руках или ногах. Каждая из восьми птиц имела уникальную раскраску или рисунок. Однако ни одна из них не имела никакого сходства с местными существами.
Из восьми птиц шесть были найдены на холме в месте Большого Зимбабве, называемом Восточным замком. Большое количество культурных свидетельств, найденных в Восточном замке, указывает на то, что он в основном использовался для церемониальных функций.
Другие заметные артефакты, найденные в Большом Зимбабве, включают железные гонги, медную и железную проволоку, бронзовые наконечники копий, медные тигли и слитки, обработанную слоновую кость, железные отверстия, ножны, подвески, золотые бусы и браслеты. Из Большого Зимбабве также были извлечены различные артефакты, свидетельствующие о существовании здесь торговых путей на большие расстояния.
Среди них фарфор и стеклянные бусы из Персии и Китая, а также арабская монета ХIV века. Сирийское стекло, железные ложки, бронзовые колокольчики, кораллы, персидские фаянсовые чаши и китайская посуда селадон - эти и другие артефакты, по-видимому, были приобретены в далеких странах.
Огромное богатство
Большой Зимбабве, безусловно, был богатым городом. Помимо торговли, богатство города в основном формировалось за счет производства золота и скота. В западной части Большого Зимбабве на расстоянии около 40 км находятся различные рудники.
Согласно одной из популярных теорий, правители Большого Зимбабве не имели прямого контроля над этими рудниками, вместо этого они торговали золотом со старателями. Они покупали огромное количество золота в обмен на свой скот. И для этого Большой Зимбабве был идеально расположен в центре, что позволяло ему торговать по всей Африке и за ее пределами. Здесь определенно прослеживаются связи с крупными торговыми городами восточноафриканского побережья, такими как Малинди, Могадишо и Килва. Торговые сети простирались даже до различных городов Персидского залива, Китая и западного региона Индии.
Упадок Большого Зимбабве
К XV веку Великий Зимбабве, по-видимому, пришел в упадок. Фактические причины заброшенности и упадка этого места до сих пор неизвестны. Исследователи предполагают, что среди возможных причин могут быть политическая нестабильность, нехватка воды и голод из-за климатических изменений, сокращение торговли или истощение золотых рудников.
Хотя существует ряд теорий, связанных с упадком города, одной из наиболее известных является экологическая. Считается, что засуха и чрезмерный выпас скота привели к истощению почвы Зимбабве.
По оценкам исследователей, на землях Большого Зимбабве и в близлежащих районах проживало около 30 000 человек. Снижение продуктивности их земель привело к голоду и сделало выживание жителей весьма затруднительным.
Другое известное объяснение упадка Большого Зимбабве заключается в том, что люди были вынуждены сменить место жительства, чтобы укрепить и расширить свои сети торговли золотом. Какова бы ни была причина, к 1500 году нашей эры городище Большого Зимбабве было полностью заброшено, а его жители были разбросаны на севере и юге.
Присвоение и разграбление
После оставления Большой Зимбабве пролежал заброшенным около 200 лет, изредка его использовали для некоторых религиозных церемоний. Но к концу 1800-х годов европейцы добрались до города, привлеченные легендами о золотых рудниках царя Соломона.
К сожалению, наплыв искателей приключений привел к тому, что археологическая летопись этого места полностью уничтожена. То, что осталось, очень трудно интерпретировать. Карл Маух, немецкий исследователь, упомянутый ранее, впервые прибыл в Большой Зимбабве в 1871 году.
Он подружился с Адамом Рендером, другим немцем и вождем каранга, который и привел его на это место. Просто осмотрев руины, Маух сразу же пришел к выводу, что Большой Зимбабве был построен не африканцами. Поскольку культура этого места была развитой, а каменная кладка - сложной, он считал, что это могли быть только работы израильских поселенцев или финикийцев.
После Карла Мауха Большой Зимбабве посетил Вилли Поссельт, человек менее щепетильный. Он украл резных птиц и спрятал другие артефакты этого места, чтобы потом вернуться и забрать их.
После Поссельта было еще несколько визитеров, которые приходили на место и забирали золото и другие ценные вещи. Многое из того, что не представляло для них ценности, было уничтожено.
Неуклюжая археология
Джеймс Теодор Бент был известен как первый настоящий археолог, посетивший Большой Зимбабве. Однако его методы не были идеальными, и в 1891 году он создал еще большую путаницу, раскопав коническую башню в Большом замке.
Это не только разрушило пластовую структуру, но и сделало практически невозможным для других археологов определить реальный возраст ограждения. Бент даже выбросил металлические и глиняные артефакты, найденные на месте раскопок, так как считал их незначительными.
Позже, в 1905 году, на месте раскопок вновь появился египтолог по имени Дэвид Рэндалл-МакИвер. Дэвид учился под руководством известного археолога Уильяма Мэтью Флиндерса Петри. Он нашел ряд артефактов, которые были похожи на те, что использовались карангами или людьми, говорящими на языке шона.
Он обратился к коренным жителям, чтобы те дали ему культурные подсказки, которые помогли бы интерпретировать его находки. По мнению Рэндалла-МакИвера, персидские и арабские бусы в Великом Зимбабве относятся к XIV или XV векам.
Он также пришел к выводу, что каменная кладка не была арабской, и что Большой Зимбабве был построен коренными африканцами. Два других исследователя также согласились с выводами Рэндалла-МакИвера: Дж. Ф. Шофилд в 1926 году и Гертруда Катон-Томпсон в 1929 году.
Хотя с годами археологические доказательства накапливались, большинство европейских поселенцев продолжали отвергать эти выводы. Такие археологи, как Питер С. Гарлейк, высказывавшиеся о местном происхождении Большого Зимбабве, были заключены в тюрьму.
Африканцы, придерживавшиеся подобных взглядов, увольнялись с работы. Экспонаты на территории Большого Зимбабве подвергались цензуре, а местные жители не могли использовать это место для своих церемоний.
Отказ от колониальных предрассудков
Возвращаясь к современности, Большой Зимбабве символизирует культурное развитие Африки. Ряд популярных книг о Большом Зимбабве сделал это место более доступным для местных жителей.
Однако из-за различных археологических ошибок, допущенных в прошлом, история Большого Зимбабве до сих пор остается неуловимой. Сейчас руины находятся под защитой "Национальных музеев и памятников Зимбабве". Большой Зимбабве также был объявлен ЮНЕСКО объектом Всемирного наследия.
Однако здесь работает менее 10 археологов и только 2 хранителя, которые должны следить и изучать все археологические объекты в стране, включая Большой Зимбабве. Несмотря на то, что предпринимаются определенные усилия, состояние объекта будет продолжать ухудшаться, и еще больше секретов этой загадочной африканской торговой страны могут быть утеряны навсегда.
Если вам было интересно, подписывайтесь на мой канал @agesofancients.
Там я делюсь фотографиями древних артефактов и исторических мест, сопровождая их познавательными описаниями и уникальными деталями.