Найти тему
Политический механизм

Вашингтон толкает Европу в пропасть

Для многих европейцев уже не секрет, что именно они стали главными пострадавшими от санкций против России — их промышленность лишилась дешевых энергоресурсов и в одно мгновение стала менее конкурентоспособной на мировой арене.

Однако прошлый год европейская экономика пережила на удивление хорошо — не смотря на энергетический кризис, резкого обвала производства не произошло, а ряд отраслей даже сумел показать неплохой рост. Во многом это стало возможно благодаря гигантским субсидиям со стороны национальных правительств — так только Германия направила на эти цели около 260 миллиардов евро, а общие расходы Евросоюза превысили 650 миллиардов.

Да и с зимой европейцам откровенно повезло — она оказалась аномально теплой, в результате чего цены на газ стабилизировались и существенно снизились. Правда энергоемкой промышленности все равно пришлось не сладко — падение в некоторых отраслях стало довольно таки серьезным, но оно было компенсировано ростом технологичных производств. Тут сказался фактор отложенного спроса со стороны населения — в период пандемии европейцы копили деньги, а в прошлом году они их активно тратили.

Однако любые сбережения рано или поздно заканчиваются, а кредиты при текущей ключевой ставке стали слишком дорогим удовольствием — весной потребительский спрос начал затухать, что сразу же сказалось и на объемах промышленных заказов. В той же Германии этот показатель в марте рухнул почти на 11% - если настроение потребителей не улучшится, то через уже пару месяцев немецкую экономику ждет рецессия.

И в этом нет ничего удивительного, ведь без российских энергоресурсов Европа оказалась в крайне невыгодном положении — да, какое-то время при помощи дотаций и субсидий она еще сможет показывать экономический рост, но в долгосрочной перспективе ее ожидает постепенная деиндустриализация. Европейским странам еще только предстоит переварить последствия антироссийских санкций - эффект от них будет накопительным, и проявляться он будет в самых неожиданных сферах, начиная с сельского хозяйства и заканчивая ценами на туалетную бумагу.

Только вот США проблемы Европы явно не волнуют — Вашингтон не собирается давать ей никакой передышки и толкает ее на открытое противостояние с Китаем. Последствия такого шага станут для европейской экономики настоящей катастрофой, поэтому Франция и Германия так отчаянно сопротивляются и изо всех сил пытаются оттянуть этот момент.

При этом Эмманюэль Макрон даже набрался смелости и призвал снизить зависимость Европы от США, за что сразу же получил от своего союзника по шапке. Сначала Байден осадил его по телефону, а затем американское агентство Fitch снизило кредитный рейтинг Франции - это сразу же привело к распродаже французских государственных бумаг крупнейшими пенсионными и инвестиционным фондами.

Но как бы Франция и Германия не сопротивлялись, избежать торговой войны с Китаем им вряд ли удастся — в свое время они сами отдали часть своего суверенитета Брюсселю, который и занимается их внешней политикой. Все прекрасно понимают, в чьих интересах действуют брюссельские чиновники — вот и сейчас они пригрозили ввести санкции против китайских компаний, сотрудничающих с Россией.

Китай не сможет оставить этот недружественный шаг без ответа — в качестве ответных мер Пекин пообещал резко сократить инвестиции в европейскую экономику. Китайцы в последнее время и так не балуют европейцев своими деньгами — в прошлом году их вложения в Европу упали до десятилетних минимумов. Причем большая часть этих инвестиций пришлась лишь на три страны — Францию, Германию и Венгрию, которым пока удается усидеть на двух стульях.

Однако помимо Брюсселя, в Европе есть и другие антикитайские ястребы - и одним из них неожиданно стала Италия:

Во время встречи в Риме, которая состоялась на прошлой неделе, премьер-министр Италии Джорджия Мелони заверила спикера палаты представителей США Кевина Маккарти, что ее правительство выступает за отказ от своей роли в китайской инициативе «Один пояс, один путь».
Италия присоединилась к этому инфраструктурному проекту в 2019 году, когда премьер-министром был Джузеппе Конте, став единственной страной Большой семерки, которая присоединилась к этой инициативе Китая, - пишет агентство Bloomberg.

Во время своей предвыборной кампании Джорджия Мелони обещала снизить зависимость Италии от Брюсселя и Вашингтона — именно это и обеспечило ей убедительную победу. Но как только она пришла к власти, мнение итальянского народа перестало ее волновать — ухудшение отношений с Китаем будет стоить экономике Италии десятков миллиардов долларов, что явно скажется на уровне жизни простых итальянцев.

США продолжают действовать крайне цинично и прагматично — они не хотят подставлять собственную экономику под удар, поэтому в качестве тарана Вашингтон использует своих европейских вассалов.

А пока европейцы несут потери, американцы неплохо на них зарабатывают — ничего личного, просто бизнес.