27.07 - 6 день - "Штурмуем перевал"
5 утра. Дежурные уже зовут на завтрак, и осталось всего лишь вылезти из тёплого и любимого спальника. Трудно это давалось, но надо. Палатка можно сказать стояла колом. Температура ночью опустилась ниже нуля, и нас хорошенько приморозило. У берегов нашего озерца был лёд.
Завтракаем и собираем лагерь. Разобрали мы свою палатку, нашли как это сделать. С ножом, но нашли! Теперь её можно по частям носить, и не мучиться. Небо чистое, и солнечный свет цепляясь за горы, кидает тень на поодаль стоящую сыпучую гору.
Пора выходить, и мы надеемся на хорошую погоду. Наш путь лежит в страну океана курума разной величины... Курумник это просто ван лав (нет)
Идём в том темпе к которому уже привыкли, останавливаясь на привалы, чтобы подождать отстающих участников. Скоро и я буду отставать, прям вот чувствую. Обезболы я выпила ещё в лагере, коленки замотала, и иду пока что не жалуюсь. Все камни которые встречаются на пути могут "рассказать" множество историй: кто проходил здесь до нас, как менялась погода за множество десятков лет, какие животные проходили мимо, и сколько сошло лавин... Что было до нас, что есть сейчас и что будет после - окружение обладает эффектом памяти, которое мы не можем видеть. Если конечно это не мусор туристов. А ещё, если камни захотят с тобой поговорить, то они начнут шевелиться в тот момент когда ты на них наступаешь. И я могу сказать, что со мной они РАЗГОВАРИВАЛИ ПОСТОЯННО!!! То я запнусь об одного, то скачусь с другого, то успею словить баланс на третьем чтобы не шлёпнуться с обрыва. Разговорчивые, гады.
Некоторые ребята, а в частности Костя, умудряются набирать пакеты чая: смородины, бадана, курильского чая. Потому что дальше будет ледник и камни, и после перевала тоже камни. И он решил сейчас заняться запасами, домой повезти. Идти и тяжело и легко одновременно. Иногда страшно наступить, когда идёшь по осыпи. Потому что если та маленькая тропка решит ПОЕХАТЬ то ехать вниз далековато..."а потом обратно подниматься уже будет лень, и вообще давайте как-то сами сходите до перевала и пойдём обратно на озере ещё побудем, а?" - мечты мечтами, а идти нужно дальше.
Постепенно набираем высоту, и постепенно открывается вид на перевал. И тут сюрприииииииз - перевал весь в снегу! Хотя не должен быть. Оля рассказывала, что когда поднимаешься на перевал и делаешь шаг вверх, то сразу же съезжаешь по сыпухе на два шага вниз. Так и поднимаешься, почти стоя на месте. Но вернёмся к снегу. Из головы совсем выпало что позавчера снег валил весь день. На вопрос: "И как мы там по снегу пройдём?", Андрей Михайлович ответил: "Пройдём как-нибудь, куда мы денемся".
Начинаются значительные такие моренные валы, по разные стороны от нас возвышаются горы со снежными балконами, которые норовят сорваться И тут Женя решил высказать своё пожелание: "Вот бы лавиииину увидеть, такую здоровую и чтобы мимо нас!". НАШЁЛСЯ, УМНИК! Спустя некоторое время раздаётся гром, где-то наверху. Секунды на то чтобы понять что это не гром небесный, потому что туч нет, а снег повалился с балкона на балкон... ЖЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕНЯЯЯЯЯЯЯЯЯЯЯЯЯЯ!!!!!! И думаете одна такая лавинка была? Нифига! Их потом было много и часто. Я каждый раз останавливалась и смотрела как валится эта река снега, с одного яруса на другой. Было красиво, не спорю, НО а если бы они не были такими маленькими?...то Женю бы потом кое-кто, как Тузик грелку, за его пожелания.
Подходим к леднику, дальше идём по нему. Руководитель идёт первый, проверяя наличие расщелин. Остальные отстают, но идут по нашим следам. В одном месте нужно было перейти через так называемый ручей, внизу в воде были камни и по ним можно было пройти. Но я же балда, решила подойти поближе и посмотреть что там за ручей такой интересный по леднику течет, протачивая ход во льду. Короче как стояла так и ушла вниз. Лошара. Но хотя бы ноги не замочила, только пятую точку и руки. Встала и пошла дальше, потому что этого фиаско никто не видел даже. Дальше ещё были такие ручьи, но их уже нужно было перепрыгивать. На втором таком меня что-то останавливало сигануть на другую сторону.
Надя перепрыгнула, а я не могу, стою думаю что делать. Все перепрыгнули, а я немощная что ли? Надя предложила помощь, но я же Рита, и Надя пошла дальше. Я хочу прыгнуть, но в последний момент останавливаюсь. До меня уже дошла Надежда. Смотрела как я мучаюсь, и сказала мне одну вещь: "Знаешь как мне говорил мой папа, если ты что-то боишься сделать, то говори три раза "Верю и Люблю. Верю и Люблю. Верю и Люблю" И ДЕЛАЙ! Верю и Люблю, это ангелы на твои плечах, они всегда с тобой и всегда тебя поддержат"....Да простит меня Надежда, если я написала то что не нужно было писать, но я перепрыгнула этот ручей и следующий.
Я совсем забыла что по снегу трудно идти. Каждая нога как будто 100 кило весит. Под снегом, в следах прошедших участников уже начинает скапливаться вода. Идёшь аккуратно, и чтобы в воду эту не провалиться и чтобы от следов не уклоняться. У кого-то сдают нервы...Алёна стала переживать за свою маму Юлю, что ей очень тяжело идти (не мудрено, человек первый раз в таком походе). Ждём всех и идём дальше.
Мы уже у подножия, и потихоньку начинаем подъём. Андрей Михайлович сказал что нужно всё-равно идти вперёд и подняться. Пока отстающие будут идти, они успеют подняться и спуститься за ними обратно. Решено. Мы пошли на подъём. Под снегом то мелкая осыпь, то камушки покрупнее, которые уходит из под ног. И под снегом ты не видишь - решил камень уйти у тебя из под ноги или нет. Лотерея очередная. Подниматься тяжело. Я осталась в числе отстающих. Колено начало ныть. Всё прекрасно. Ноги едут в произвольном направлении, и камни говорят тебе: "Импровизируй! Покажи как ты ловишь баланс и ложишься пузом на склон. Докажи что можешь!". ААА!!!
Ладно, спокойнее, идём дальше. Легче было в том плане, что впереди идущие оставили хорошие следы, по которым можно идти. Но фокус в том, что идущих впереди было много и все эти следы, а точнее камни под ними расшатаны донельзя...Я иногда прорубаю себе ботинками новые пути. Взгляд вверх показал мне, что часть группы скрылась за скальными основаниями, и Оля с Надей сидят ждут чего-то. Непонятно чего сидят, потому что обернувшись меня приветствовала высота, и здоровая такая свинцовая туча Эм, что ты принесла - снег или дождь? Громом отвечала она мне, и я поняла что дождь. Гром геремел на протяжении минут 10 наверно, и я всё это время шла и вслух бубнила "Иди отсюда! Не надо нам дождя! Ну пожалуйста! Иди отсюда! Не греми! И только без дождя давай а?!"....Со стороны это смотрелось бы странно, но вокруг меня на метров 10-15 никого не было, во все стороны склона. И тут.....капли. Зашибись, только этого нам сейчас и не хватало.
Надя с Олей тоже скрылись за скальными основаниями. Пофиг! Лей! Не стоять же на месте и ныть. Надо дальше ползти. Самое смешное, что на подъёме я не обращала внимания на рюкзак. Он стал единым целым со мной. Хотя он был не лёгкий. Ползу вдоль тех самых скальных оснований и вижу верёвку. Да ладно?!? Хотя у нас должна быть верёвка, но это не та что нёс Давыд. Значит местная. Хвататься за неё сначала было страшновато. Встала в удобное, устойчивое место и решила для начала её подёргать. Вдруг ребята которые прошли без неё поднимались. А она такая изношенная уже, и тянется.
Ладно, попробую. И немного погодя начинается крутой подъём. Содержимое склона просто с каждым шагом уходит из под ног. Верёвка вся мокрая, в снегу и в некоторых местах заледенелая. По итогу и перчатки с каждым захватом становились мокрыми, уже насквозь. Палка в правой руке, верёвка в левой. Просто так держаться за верёвку и подниматься было сложно, потому что рука соскальзывала. Пока никто не встал ниже на эту верёвку, я брала её рукой на излом и поднималась. Так было значительно легче и быстрее. Чувствую что верёвку внизу дергают и руку стягивает верёвка. Надежда добралась до верёвки, хорошо. Чуть ниже вижу остальных ребят, и Юля просто герой!
Ползём дальше, руки начинают замерзать. Верёвка теперь ещё и сверху натянулась, Андрей Михайлович спускаются с Мишей. Миша неправильно спускается, и ему отец объяснил как нужно. Он пошёл ниже, а я смотрю Миша так же спускается, неправильно. Я не выдержала: "МИИИИИШАААА! Встань так и верёвку возьми так! Молодец!", иначе бы улетел нафиг... Миша проносится мимо меня со словами: "Те кто вперёд ушли, они уже спускаются. А Надя в одном месте очень испугалась!"..."Это в каком это?"..."А там увидишь"....Надя, чего-то испугалась?!?!?!?!?!? В голове не укладывалось если честно. Но ладно, посмотрю.
Всё сложнее подниматься, из-за того что все осели на верёвке и как прежде её на излом взять уже не возможно. Я пытаюсь, но меня оттягивает назад и я просто повисаю над этим склоном. Нахрен надо. Буду пытаться так, двумя руками, скользить и ползти. Один раз из под ног выпало много породы и я улетела на шагов 5 назад, при этом знатно шлифанув брюшиной склон. Ползёёёёёёёёёёёём! Миша забрал рюкзак у Надежды и они вместе с ней обогнали меня. Начинают догонять Алёна с остальными ребятами и руководителем.
Немного погодя наверху начинает маячить Миша: "РИИТАААА ДАВАААААААЙ! ОСТАЛОСЬ СОВСЕМ НЕМНОГО! ДАЙ СЕБЕ МОРАЛЬНЫЙ ПИНОК!".... Блин, я итак себя пинаю как могу уже, но такое ощущение что я древний мамонт тяжеловес которого гонят в гору стая саблезубых тигров, чтобы забить и сожрать. Позади уже дышит в спину Алёна и Андрей Михайлович, который говорит Алёне чтобы пинала меня, морально конечно же.
Ноги, ну идите пожалуйста, я через каждый шаг останавливаюсь. Жесть какая-то, и слабость. Осталось всего пару шагов. И дойдя до места где кончается верёвка, я как мне кажется поняла чего испугалась Надя....
Верёвка была привязана за обычный камень, на обычный узел и без контролек. Вашужмать, она же на честном слове держится! Слава Богу что я уже поднялась! Нижнешавлинский перевал, высота 3300м, НАКОНЕЦ-ТО!
Забрались. Ждём ребят, и пишем записку. Ещё нужно сфотографировать своё замученное лицо, без этого никак. Достала из кармана куртки телефон, разбитый в паре мест. Хорошо брюшиной приложилась похоже... На перевале нас встретило солнышко, тучи немного разошлись, но всё-равно было холодно. Вид конечно офигенный, ничего не скажешь. С той стороны откуда мы шли, видно всю долину и даже наши следы на леднике. А с обратной стороны резкий спуск, и гору Маашей-Баш, одну из высочайших гор Сибири с высотой в 4177 метров.
Стоишь вот так смотришь на это всё, а мыслей вообще нет...Вот просто ни единой. Только окружающие горы с балконами снега, холодный ветер, пронизывающий до костей и просто чистота...чистота абсолютно всего!
"В голове так чисто....в голове так чисто..."
С обратной стороны видно как ребята уже спустились и идут в сторону места лагеря. Миша с Надеждой тоже ушли на спуск. Наша очередь. Спуск крутой и осыпной...и грязный. Но я нашла способ как спуститься почти спокойно: вставай на мелкую сыпуху и едь.
Главное не "проехать" свою "остановку", где нужно сойти с подвижной сыпухи на устойчивый курум. И ещё чтобы в тебя сверху не прилетело от позади идущего. Чего мне досталось дважды под колено, булыжниками. Раздаётся грохот и справа от нас с самого верха начался камнепад. ребята идут внизу и руководитель тоже. Летят как маленькие камни так и огромные булыжники, с грохотом, и будто не собираются останавливаться. Лишь бы до ребят не долетело...но обошлось. Летели эти булыжники знатно.
Егор с Алёной уже спустились с сыпухи и курума, стоят на леднике и ждут родителей. Мы остались втроём - я, Юля и Виталий. Ребята утопали вперед по леднику, по следам Андрея Михайловича. Мы же спускаясь по устойчивому куруму поняли что он нифига не устойчивый Осталось пройти по леднику и там рукой подать до озера. Но где блин взять силы на то чтобы дойти!? Остаётся ползти.
Время уже....не знаю который час, но уже "смеркалось", и кажется где-то 8 часов вечера. Издалека, по Надиной жилетке видно что ребята уже разбили лагерь. А мы втроём плетёмся по леднику. Я ушла далеко вперёд... иду слушаю как еле слышно где-то шумит вода, как "говорит" снег под подошвой ботинок, и смотрю как горы скрывает облаками немыслимого цвета И тут я подворачиваю ногу и падаю в снег. Я молодец! Стою на коленях в снегу и думаю - ....и не думается, в голове чисто.
И тут начала обнаруживаться амёбная усталость, физическая. Нужно встать, и колено мне не позволяет это сделать с рюкзаком. Пришлось снять его (рюкзак, а не колено) и потом встать. Пока я резвилась в снегу, меня успели догнать Юля с Виталием. Дальше я начала замечать что становится больше воды. Идёшь по снегу, а под снегом вода, а под водой лёд. Идёшь, проваливаешься и тебе по-фи-гу на то что ботинки будут мокрыми, вместе с ногами. Потому что сил уже просто нет. Шла как босоногий ребёнок в жаркую погоду по лужам.
Вдалеке, у края ледника, вижу что на встречу идут Андрей Михайлович и Миша. Плетусь, доплетаюсь, перехожу ручей и мне говорят: "Ну что, я за тобой, давай рюкзак". Миша спросил про колени, сказала что не чувствую левое колено как часть тела...а так всё хорошо, почти. Андрей Михайлович взял мой рюкзак, а Миша остался ждать Юлю. Дошли до лагеря. Надя встретила чаем, оставшимся в термосе. Потому что вода до сих пор не могла закипеть. Нужно ставить палатку, и делать всё остальное. У меня ноги кое как шевелятся, и медленно но верно я делаю.
Всё вокруг начинает заволакивать туманным облаком, и скоро будет ужин. Как же я хочу поесть горячего, кто бы знал. Но не у меня одной такое желание было. Все хотели кушать, 100%.
Уже стемнело, вокруг облако и только наши фонарики. Мой решил не работать, но советский метод "Ударь и всё пучком" сработал. Но пока фонарика не было, мне показалось что вдалеке сидит собака...давно я так не вглядывалась в свои галлюцинации. Не думала что и на Алтае они меня преследовать будут. Но это оказался камень, стоячий, и на нём что-то лежало.
Ужин, чай долго не мог закипеть. Все рты молчат ,потому что они заняты едой. Самой вкусной едой... которую ты ждал почти весь день. Сразу же отбой, нужно высыпаться. Андрей Михайлович пошёл прогревать палатки. Я стояла у палатки и всматривалась в слои неба. Звёзд единицы. Абсолютная тишина. И в голове чисто.
Отбой. Уснули сразу же...Ночуем на высоте 2700м.