Вы наверняка слышали это имя. Эрте. Да, совершенно верно, дорогие читатели. Это имя - настоящее открытие для любителей мира арт деко. Это имя обладает настоящей магической силой, открывая нам целый мир искусства.
Он - наследник древнего дворянского рода, решил полностью изменить свою жизнь, отказавшись от старого имени. Он решился на смену страны, имени, посвятив себя любимому делу.
Мальчик Роман родился 23 ноября 1892 года в Санкт-Петербурге. Его отец был адмиралом флота. Петр Иванович Тыртов был начальником Морского инженерного училища. Понятно, что отец надеялся на карьеру военного для единственного сына. Ведь это была настоящая военная династия - пять поколений фамилии служили военной мощи России. Но у Романа были совершенно иные планы. Он начал рисовать в три года, и еще в детстве понял, что именно искусству посвятит свою жизнь.
В шестилетнем возрасте он сделал эскиз платья для мамы. Он так понравился портнихе, что та воплотила задумку мальчика в ткани. Платье произвело фурор. Он с увлечением занимался традиционными танцами под управлением танцовщицы Марии Мариусовны Петипа. Настольными книгами мальчика стали альбомы по искусству. Игры во дворе с друзьями заменили регулярные походы в Эрмитаж и другие музеи. Он мог проводить в музеях все дни, восхищаясь искусством Египта, Греции, Рима, Индии, Китая, Востока. В юном возрасте он открыл для себя театр. Мариинский театр с его невероятно красивыми постановками, полный музыки, сказочных сцен и умопомрачительных костюмов производил невероятное впечатление на ребенка.
Видя увлечения ребенка миром искусств, родители взяли мальчика на парижскую выставку 1900 года. Ему тогда было всего семь лет. Да и сам Париж произвел на него очень сильное впечатление.
По возвращении в Россию Роман серьезно занялся рисованием. Мама представила его известному художнику Илье Репину. Репин положительно оценил стиль рисунков мальчика и увидел в нем прекрасные перспективы в мире искусства. По совету Ильи Ефимовича мальчик будет обучаться живописи у художника Дмитрия Лосевского, воспитанника Репина. Роман с отличием закончил гимназию, ему открывались огромные перспективы. Но он стал упрашивать отца о поездке во Францию. Конечно, Петр Иванович был не очень доволен таким выбором сына, но не стал давить на него.
В 1912 году Роман Тыртов навсегда оставил Россию и переехал в Париж. Он работал специальным корреспондентом известного петербургского журнала «Дамский мир». Он стал писать статьи о модных новинках, делал наброски костюмов известных модных Домов, их витрин, уличные зарисовки жизни столицы Франции. Он подрабатывал модельером в модном доме «Каролин», однако уже вскоре хозяйка выгнала его оттуда, посоветовав ему больше никогда не заниматься костюмами для женщин...
Это заставило юного художника задуматься о своем будущем в Париже. Но он не оставлял надежд. Роман отправил свои эскизы костюмов к самому знаменитому кутюрье того времени Полю Пуаре. Этот модельер превратил создание одежды в настоящее искусство, он рассматривал платье как художественный объект. В Доме Paul Poiret Роман оказался как нельзя кстати. Роман Тыртов делал эскизы платьев, пальто, головных уборов и аксессуаров.
Но во Франции его имя было слишком сложным для публики. Так из жизни ушел Роман Петрович Тыртов и родился настоящий творец абсолютной, мистической, космической красоты во всех проявлениях искусства. Он вместо знаменитой на родине благородной фамилии взял псевдоним Эрте, составленный из его инициалов, прочитанных по-французски.
Работая на Пуаре, Эрте отточил технику рисунка, доведя ее до совершенства. Его стиль, полный изысканности, оригинальности и фантазии, отразил саму суть только зарождавшегося тогда арт-деко. Вот что значит мечта, непрерывный труд и умение оказаться в нужном месте в нужное время... Этого стиля Эрте будет придерживаться всю оставшуюся жизнь и именно он принесет ему славу.
Посмотрите на работы Эрте. Его рисунки яркие, полные радости жизни, получаемой в первую очередь от созерцания красоты. Посмотрите на эти пластичные тонкие силуэты, роскошные ткани, текучую пластику линий, сочные тона и удивительные сочетания красок.
Кстати и сам художник был похож на образы в свои рисунках. Он был невысокого роста, очень тонкий и грациозный, всегда щегольски одетый. Говорят, он производил впечатление ожившей модной картинки и иллюстрации к поэтическому сборнику одновременно....
Работая на Пуаре, Эрте получил навыки, финансовое благополучие, знакомства. Но он не видел для себя перспективы в модном доме. Эрте решил открыть модный дом, назвав его своим именем. Некоторые его коллеги помогли в создании и оформлении новой прекрасной коллекции. Но Пуаре подал в суд, ведь многие модели созданы были в его ателье и выиграл его...
Лишившись финансовой и моральной возможности для открытия своего дела, Эрте начал работать для сцены. Это были эскизы костюмов для парижского мюзикла, а потом и костюмы для спектакля «Минарет» парижского театра «Ренессанс», где блистала самая знаменитая в истории экзотическая танцовщица Мата Хари.
Костюмы Эрте произвели настоящий фурор. С тех пор сценография стала для Эрте одним из любимых жанров. В это же время ему предложили контракты самые известные журналы мод - Vogue и Harper's Bazaar. Говорят, Эрте бросил жребий. Так он подписал долгосрочный контракт с Harper's Bazaar. Он проработает в этом журнале почти двадцать лет. За это время было создано 250 уникальных обложек Harper's Bazaar и двух с половиной тысяч рисунков и набросков, украсивших страницы этого журнала. Тогда медиа-магнат Уильям Херст, владелец журнала, говорил «Чем бы был наш журнал без обложек Эрте?». Посмотрите на эти работы:
В 1922 году в Монте-Карло он познакомился с Сергеем Дягилевым, который предложил молодому художнику сотрудничать. Он нарисовал два эскиза, но на следующий день ему предложили гораздо более выгодный контракт на работу в США. Дягилев тогда сказал, что никогда не нужно отказываться от денег, ведь сам-то никогда не отказываюсь.... Так что Эрте принял предложение американцев и отправился покорять Америку.
В период между двумя мировыми войнами Эрте очень много работал в Америке. Эрте сотрудничал со всеми знаменитыми бродвейскими мюзиклами. По эскизам Эрте с удовольствием одевались самые знаменитые актрисы американского кино того времени. Да и костюмы его авторства в кино не оставались не замеченными...
Он многое придумал и в мире моды. В 1921 году Эрте первым представил платье с ассиметричным декольте. В 1929 году он стал выбирать для мужских костюмов бархат, шелк и парчу. Тогда это было совершенно неожиданно, хотя и вполне обычно в восемнадцатом веке. Костюмы были очень удачны, что с тех пор даже самые консервативные модные Дома используют эти ткани для пошива мужских моделей. Его модели, имевшие одинаковые линии для мужчин и женщин, пользовались большой популярностью среди модной молодежи, а его спортивные костюмы совершили прорыв в моде. Его модели отличала кажущаяся простота кроя, которая тем не менее смотрелась дорого и изысканно, демонстрируя естественную пластику тела.
Эрте был и живописцем, и иллюстратором, и сценографом, декоратором, и архитектором, и модельером, и путешественником. Чем бы он не занимался, он смог оставить невероятно яркий след в искусстве. Он прожил долгую, яркую и очень насыщенную жизнь. Его творчество переживало и взлеты, и забвение, и новые успехи. Он мог вызывать настоящий экстаз у публики красотой творений и признание придирчивой французской критики... А его невероятные работы по сей день вызывают восхищение даже у современных ценителей искусства... Последний спектакль, бродвейский мюзикл «Звездная пыль», Эрте оформил в возрасте 97 лет!
В начале апреле 1990 года Эрте, находясь на острове Маврикий, внезапно заболел. Его доставили в парижской госпиталь, но 21 апреля 1990 года Эрте скончался. Он готовился в своей смерти. Все пригласительные билеты на свои похороны Эрте заблаговременно оформил сам. Осталось вписать только дату.... Все они вручались близким людям по списку, им же и составленному. Его гроб был сделан из красного дерева с венками в стиле арт-деко. Да, его тоже изготовили по эскизу Эрте. Он похоронен на Булонском кладбище вместе с родителями...
Эрте оставил нам очень много своих великолепных работ. Хочется бесконечно любоваться этой потрясающей красотой, открывать для себя новые детали и наслаждаться пластикой этих прекрасных работ. Надеюсь, Вам понравилась эта статья. На сегодня я прощаюсь с Вами, не забывайте ставить лайки, писать комментарии, подписываться, это вдохновляет меня на новые интересные публикации. До новых интересных встреч, Ваш Алекс.