Как Жуковскому удавалось совмещать политику и творчество? Где хотела быть похороненной Цветаева? Как Заболоцкий создал бренд города Тарусы?
В одной местности на берегу реки Оки жили и творили поэты, которых можно причислить к золотому, Серебряному и бронзовому векам российской поэзии. Баллады Жуковского — это такая же часть золотого века, как и пушкинские строки. Серебряный век российской поэзии был бы неполон без Марины Цветаевой. Николай Заболоцкий — первый среди поэтов бронзового века, тех, кто после 1945 года вернул в поэзию народную правду, Белла Ахмадулина — духовная грация поколения шестидесятников. Как повлияла на них, как объединила их судьбы эта «русская река с татарским именем» (по словам еще одного приокского жителя), поможет нам понять путешествие из тульского патриархального Белёва в калужскую романтичную Тарусу.
Усадьба Василия Жуковского в селе Мишенском, что под Белёвом, утрачена. На ее месте несколько лет назад открылся культурно-исторический центр. Намного больше о поэте может рассказать местность, которая не изменилась. Рядом с культурным центром есть смотровая площадка с завораживающим видом на Оку.
Там небеса и воды ясны!
Там песни птичек сладкогласны!
О родина! все дни твои прекрасны!
Где б ни был я, но все с тобой
Душой,
– так сказал когда-то Василий Андреевич о своей малой родине.
А если говорить о памяти вещественной, то на сегодняшний день гораздо больше с именем Жуковского связан Белёвский районный художественно-краеведческий музей, который считается одним из самых богатых региональных художественных музеев страны. Он создан еще до революции, в 1910 году. Попечителем музея с первых лет его существования стал сын Жуковского, художник Павел Васильевич Жуковский. Тогда в коллекции музея появились работы Шишкина, Айвазовского, Репина, Саврасова. В советское время ценнейший дар музею преподнесла уроженка здешних мест Надежда Петровна Ходасевич (Леже) – ученица, друг и жена французского художника Фернана Леже. Так что если вы искали интересную музейную коллекцию и неизбитый маршрут, посещение Белёва – ваш вариант.
Таруса у многих ассоциируется с Мариной Цветаевой. Память о поэтессе хранит Тарусский музей семьи Цветаевых, а на берегу Оки стоит ее памятник. Но Таруса, Мекка творческой интеллигенции, помнит не только Цветаеву. В том же парке установлен памятник еще одной русской поэтессе – Белле Ахмадулиной, а если немного пройти от реки к центру города, то вы выйдете к памятнику Николаю Заболоцкому. Провинциальный городок по праву стал музеем поэзии и искусства. Повезло Тарусе с «дачниками». Что же объединяет поэтов, кроме летнего отдыха в этих местах и тихого обаяния природы среднерусской полосы? Что влекло сюда столько великих, что всех имен и не перечесть? А что привлекает нас, сегодняшних? Тайна творчества самая тайная. Ясно одно: здесь родилось столько бессмертных строк, полотен, музыкальных произведений, что исчезнуть бесследно такая концентрация духа просто не может.
Адреса:
Белёв
– Культурно-исторический центр имени В.А. Жуковского, село Мишенское, Белёвский район, Тульская область (координаты: 53.767419, 36.140967)
– Белевский районный художественно-краеведческий музей имени П.В. Жуковского, улица Карла Маркса, 114, Белёв, Тульская область (координаты: 53.804046, 36.140551)
Таруса
– Памятник М. Цветаевой, городской сад, Таруса, Калужская область (координаты: 54.729454, 37.181048) и Дом-музей семьи Цветаевых, улица Розы Люксембург, 30, Таруса, Калужская область (координаты: 54.730866, 37.175482)
– Памятник Б. Ахмадулиной, городской сад, Таруса, Калужская область (координаты: 54.728766, 37.181514)
– Памятник Н.А. Заболоцкому, угол улицы Карла Либкнехта и улицы Луначарского, 36, Таруса, Калужская область (координаты: 54.728778, 37.175577)
Длина маршрута:
Пешеходный маршрут Мишенское – Белёв на час.
Расстояние между Белёвом и Тарусой – 187 км, 3 часа на машине.
Пешеходная прогулка по Тарусе – 1 км, полчаса.
Кому подходит:
Маршрут подходит всем, кто любит поэзию и природу.
«Его стихов пленительная сладость...»
Точка на карте: культурно-исторический центр имени В.А. Жуковского, село Мишенское, Белёвский район, Тульская область (координаты: 53.767419, 36.140967)
Василий Андреевич Жуковский был в 1826 году назначен воспитателем наследника российского престола. И он же в свое время стал учителем русского языка для Шарлотты Прусской, будущей императрицы Александры Федоровны. Считается, что именно Жуковский привил юному Александру II идеи, за которые его потом назовут «царем-освободителем». При этом даже современные читатели помнят Жуковского как автора баллад и переводов. «Раз в крещенский вечерок девушки гадали…» или классический перевод «Слова о полку Игореве». Романтизм Жуковского – такая же часть золотого века русской поэзии, как и пушкинские строфы. Получается, что у незаконнорожденного уездного дворянина состоялись две карьеры – поэтическая и политическая, ведь назвать воспитателя будущего императора только «педагогом» слишком скромно.
Жуковский неохотно рассказывал о своем родовом гнезде, усадьбе в селе Мишенском под Белёвом, о своих детстве и юности. На это были особые причины. Семейная ситуация была сложная, хотя мальчика все любили и даже баловали. Вот только «всех» было много. Его мать была пленной турчанкой (по слухам, чуть ли не из сераля турецкого паши), которую отец, тульский помещик Афанасий Бунин, привез в свое поместье и сделал ключницей, практически второй женой. Первая жена была жива, здорова, у нее было в браке с Буниным 11 детей, но тем не менее она не только должна была благоволить прекрасной пленнице, но даже стала ей восприемницей при крещении. В итоге в имении было два дома для двух семей. Бедный дворянин Андрей Григорьевич Жуковский, приживал Буниных, усыновил мальчика и дал ему свою фамилию. Семейная жизнь Афанасия Бунина прошла как отголосок лихих и весёлых времен Екатерины II.
В Мишенском случилась первая любовь и у Жуковского. Она тоже вышла запретной. Поэт полюбил свою ученицу, дочку сводной сестры Марию Протасову. Родственники посчитали, что он нарушил законы человеческие, церковные, предал доверие, поэтому о браке не может быть и речи. На долгие годы Мария осталась только музой романтической поэзии Жуковского. К чести поэта, личная жизнь для Жуковского была личной, скрытой, он о ней не распространялся и даже в лирике не допускал намеков.
А вот красота окрестностей не только питала поэтический дар Жуковского, но и запечатлена во многих его произведениях. Именно эти места в Мишенском Жуковский воспел в стихах, которые стали хрестоматийными.
Как солнца за горой пленителен закат,—
Когда поля в тени, а рощи отдаленны
И в зеркале воды колеблющийся град
Багряным блеском озаренны,
— так звучит строфа из его элегии «Вечер».
Как только Жуковский смог финансово обеспечить себя, он купил матери дом на берегу Оки. В этом доме побывал будущий император Александр II в поездке по России. Дом не сохранился, на его месте возведен Культурно-исторический центр имени В.А. Жуковского. Главное достоинство места — смотровая площадка на Оку. Именно этот пейзаж видели пленная турчанка, молодой поэт, будущий император…
Став приближенным императора, Василий Жуковский, как учитель его детей, заступался за опального Пушкина, выкупил из крепостных поэта и живописца Тараса Шевченко, помог в ссылке Герцену и декабристам. Свои убеждения и своих друзей он не предавал. Кстати, именно Жуковский впервые употребил слово «интеллигенция» в том значении, в каком его употребляем мы.
Поэтическая слава Жуковского случилась в то время, когда в полную силу творил Александр Пушкин, и не потерялась на его фоне. Фразу «Победителю-ученику от побежденного-учителя», начертанную Василием Андреевичем на своем портрете — подарке Александру Сергеевичу, — знает каждый школьник.
Его стихов пленительная сладость,
Пройдет веков завистливую даль,
— набросал «солнце нашей поэзии» на том же портрете ответный стихотворный экспромт.
Он был пророком. Так и сбылось!
«Я слишком сама любила смеяться, когда нельзя!»
Точка на карте: памятник М. Цветаевой, городской сад, Таруса, Калужская область (координаты: 54.729454, 37.181048)
Цветаева, когда ее спрашивали о любимых писателях или тех, кто повлиял на ее мировоззрение, написала, что «все, что любила, — любила до семи лет, и больше не полюбила ничего. Сорока семи лет от роду скажу, что все, что мне суждено было узнать, — узнала до семи лет, а все последующие сорок — осознавала».
В Тарусу Марину Цветаеву родители привезли в первое же лето ее жизни. Семья Цветаевых облюбовала эти места в 1892 году и проводила здесь каждое лето до 1910 года, сняв в долгосрочную аренду городскую дачу «Песочное» на берегу Оки. Идеальный дом, по представлению Цветаевой, должен был быть таким, чтобы «воздух дома не буржуазный, не интеллигентский — рыцарский. Жизнь на высокий лад. Любимые вещи в мире: музыка, природа, стихи, одиночество». Все это Марина в избытке нашла в Тарусе.
К Богу идут облака;
Лентой холмы огибая,
Тихая и голубая
Плещет Ока.
Детство верни нам, верни
Все разноцветные бусы, —
Маленькой, мирной Тарусы
Летние дни,
— лучше поэта не скажешь.
Первые литературные впечатления тоже пришли здесь. «От матери я унаследовала Музыку, Романтизм и Германию», — писала Цветаева. Мать Цветаевой была по отцовской линии немкой, так что сказки братьев Гримм, Гофмана и Гауфа она слышал с детства. Позже немецкий романтизм: это Гёте и Шиллер. Переводы Гёте потом возникнут неслучайно.
Марина рано повзрослела как поэт. Первые стихи написала в 6 лет, а в 1910 году издала первый сборник стихов — за свой счет, кстати. Многие стихотворения в нем либо посвящены Тарусе, либо вдохновлены ею. Дебютный сборник Цветаевой сразу привлек внимание знаменитых поэтов. Максимилиан Волошин даже пригласил ее к себе на дачу, в Коктебель, где Марина, в частности, познакомилась и со своим будущим мужем, Сергеем Эфроном. С Эфроном Цветаева также приезжала в Тарусу, и молодожены провели здесь одну из самых счастливых своих недель.
Прибежище «германской души» Цветаевой было разрушено в 1939 году, когда началась Вторая мировой война. Война, которую начала Германия. Дальше постепенно разрушалось все, что когда-то ей было мило.
Цветаева хотела, чтобы ее похоронили в Тарусе, это место сейчас даже обозначено камнем.
Идешь, на меня похожий,
Глаза устремляя вниз.
Я их опускала — тоже!
Прохожий, остановись!
Прочти — слепоты куриной
И маков набрав букет,
Что звали меня Мариной
И сколько мне было лет.
Не думай, что здесь — могила,
Что я появлюсь, грозя…
Я слишком сама любила
Смеяться, когда нельзя!
Однако могила ее затерялась на кладбище в Елабуге, зато в Тарусе, по легенде, орешник, посаженный ее отцом, в год гибели Цветаевой засох. Кроме камня в Тарусе есть музей семьи Цветаевых, организованный в доме их тарусских родственников, так называемом «доме Тьо». Здесь мебель из московской квартиры, предметы из «Песочного», сборники стихов с автографами… Ну и, конечно, памятник в городском саду, установленный в 2006 году. Здесь ежегодно, в день рождения Цветаевой, собираются почитатели ее таланта. Отсюда открывается один из лучших в Тарусе видов на Оку. Очевидно, есть что-то волшебное в этом месте, что притягивает тихое счастье. Судьба Марины Цветаевой трагична, но здесь, в Тарусе, она была действительно счастлива.
Петухи и гуси в городе Тарусе
Точка на карте: памятник Н.А. Заболоцкому, угол улицы Карла Либкнехта и улицы Луначарского, 36, Таруса, Калужская область (координаты: 54.728778, 37.175577)
Заболоцкий первый из поэтов, кого принято причислять к «бронзовому» периоду советской поэзии. Он из тех, кто после 1945 года вернул в поэзию народную правду. С Тарусой Заболоцкого связывают два дачных сезона в самом конце жизни. Он приехал сюда впервые с дочкой Наташей и сразу полюбил этот городок, напоминавший ему город его детства — Уржум. Сады, река, куры, петухи, гуси...
А кому сегодня плакать,
В городе Тарусе?
Есть кому в Тарусе плакать —
Девочке Марусе.
Опротивели Марусе
Петухи и гуси.
Сколько ходит их в Тарусе
Господи Иисусе!
Из петухов и гусей в Тарусе нынче сделали бренд города, все хенд-мейд-лавки полны сувениров с гусями. Только прочитайте начало этого стихотворения, которое называется «Городок»:
Целый день стирает прачка,
Муж пошел за водкой.
На крыльце сидит собачка
С маленькой бородкой.
Совсем другая история встает у нас перед глазами. За простыми словами скрыты человеческие трагедии. Заболоцкий — поэт сложной судьбы, который прошёл сталинские лагеря и не предал никого, пережил яростную критику своего творчества и остался проникновенным лириком.
Зацелована, околдована,
С ветром в поле когда-то обвенчана,
Вся ты словно в оковы закована,
Драгоценная моя женщина!
Это Заболоцкий Наталье Роскиной, своей недолгой спутнице. В этих строках нет боли от ухода любимой жены, странной связи с почти «случайной женщиной». Личная жизнь — боль, а в лирическом наследие должна остаться песнь любви, разве нет?
Константин Паустовский, тоже живший в Тарусе, писал, что заходил Заболоцкий, читал свои стихи «совершенно пушкинские по блеску, силе поэтического напряжения и глубине».
Один из главных поэтических трудов Заболоцкого — перевод «Слова о полку Игореве». Он работал над ним в тюрьме и лагерях. «Я люблю «Слово», — пишет Заболоцкий, — и, ложась спать, вижу его во сне. Я рад, что на 43-м году жизни мне удалось пережить его в себе самом». Три классических стихотворных перевода этого литературного памятника принадлежат Жуковскому, Заболоцкому и Лихачеву. Сравнивать творческие методы переводов поэтов, которые жили с разницей в сто лет, бесполезно. Но из всех вариантов «Слова» именно в переводе Заболоцкого оно читается максимально легко.
Поэт Давид Самойлов так описал свою встречу с Заболоцким в Тарусе в самом конце его жизни. В этих строках прочитываются и судьба, и характер, и поэтическое кредо Заболоцкого, гениального и недооцененного поэта.
Мы оба сидим над Окою,
Мы оба глядим на зарю.
Напрасно его беспокою,
Напрасно я с ним говорю!
Я знаю, что он умирает,
И он это чувствует сам,
И память свою умеряет,
Прислушиваясь к голосам…
Я понял, что тайная повесть,
Навеки сокрытая в нем,
Писалась за страх и за совесть,
Питалась водой и огнем.
Что все это скрыто от близких
И редко открыто стихам...
На соснах, как на обелисках,
Последний закат полыхал...
В 2015 году в Тарусе был открыт памятник Николаю Заболоцкому. Он обрел свое место рядом с домом, где поэт провел два лета — 1957 и 1958 годов, последние в его жизни. Маленький городок на Оке теперь называют его поэтической родиной. А детский фестиваль «Петухи и гуси в городе Тарусе» очень популярен и стал ежегодным.
«С любовью и печалью»
Точка на карте: памятник Б. Ахмадулиной, городской сад, Таруса, Калужская область (координаты: 54.728766, 37.181514)
Белла Ахмадулина писала, что Таруса стала для нее тем же, чем было для Пушкина Михайловское. Впервые сюда ее привез муж — Борис Мессерер, талантливый художник, который взял на себя заботы обо всех бытовых вещах, включая даже систематизацию и издание стихов поэтессы. Здесь ее, неустроенную в быту, после всех жизненных передряг посетило спокойствие, здесь были написаны два цикла стихотворений, очень лиричных и очень личных.
Во время первого посещения Тарусы Мессерер и Ахмадулина гостили на даче Святослава Рихтера, которая находилась в деревне Алекино, в десяти километрах от города, потом подолгу жили в Доме творчества и на съемных квартирах. Бывали здесь в разные времена года, много гуляли, ловили малейшие изменения природы. А в 2005 году вышло коллекционное издание «Таруса», в котором стихи Беллы Ахмадулиной чередуются акварелями ее мужа, художника Бориса Мессерера.
Ахмадулина отсчитывала свой поэтический опыт от Марины Ивановны.
Марина, до! До — детства, до — судьбы,
до — ре, до — речи, до — всего, что после…
— пишет Ахмадулина.
Эльдар Рязанов вспоминал, что, когда снимал «Жестокий романс», в старинных романсах времен Островского ему не хватало глубины. Его Лариса Огудалова заговорила, запела словами Цветаевой («Под лаской плюшевого пледа») и Ахмадулиной («А напоследок я скажу», «Не довольно ли нам пререкаться»). И тут эта мистическая связь между двумя большими поэтами, никогда не встречавшимися лично!
Белла первой заговорила о том, что в Тарусе необходимо поставить памятник Марине Цветаевой. Противники у проекта нашлись, кто-то говорил, что нельзя ставить памятник самоубийце рядом с храмом. Другие «пробивали» установку на этом месте памятника генералу Михаилу Ефремову, уроженцу Тарусы, командовавшему 33-й армией во время Ржевско-Вяземской операции Великой Отечественной войны. Тяжелораненый генерал, чтобы не попасть в плен, застрелился. Похоронен он в Вязьме и там стоит ему памятник работы Вучетича. Генерал не обижен, и Марина Цветаева смотрит на свою любимую Оку.
Какая зелень глаз вам свойственна, однако…
И тьмы подошв — такой травы не изомнут.
С откоса на Оку вы глянули когда-то:
на дне Оки лежит и смотрит изумруд,
— это тоже Ахмадулина.
Памятник Цветаевой был установлен в 2006 году при самом активном участии Ахмадулиной. Кто бы мог тогда предположить, что через 7 лет и памятник Белле встанет в том же городском саду рядом с любимой ею Цветаевой. Теперь они видят воды Оки и небесный простор практически с одной точки зрения. Борис Мессерер никому не смог доверить такую значимую для него работу, сделал все сам. «Она стала моей первой скульптурой. Сейчас — доволен. Белла похожа на саму себя», — вспоминал он позднее. Тонкая, как струна, устремленная ввысь, с откинутыми за спину руками-крыльями. Так она обычно читала стихи, такой мы видим и ее фигуру, отлитую в бронзе.
Пред Окой преклоненность земли
и к Тарусе томительный подступ.
Медлил в этой глубокой пыли
стольких странников горестный посох.
Нынче май, и растет желтизна
из открытой земли и расщелин.
Грустным знаньем душа стеснена:
этот миг бытия совершенен.
К церкви Бёховской ластится глаз.
Раз еще оглянусь — и довольно.
Я б сказала, что жизнь — удалась,
всё сбылось и нисколько не больно.
Подпишемся под этими строками и мы. И обязательно съездим в Тарусу, чтоб положить цветы к памятникам и вдохнуть в себя воздух большой поэзии.
Что почитать:
Василий Жуковский (1783 — 1852)
«Слово о полку Игореве»
Стихи. Например, «Вечер», «Там небеса и воды ясны!..», «19 марта 1823», «Певец во стане русских воинов»
Марина Цветаева (1892—1941)
Стихи. Например, «Осень в Тарусе», «Прохожий», «Лесное царство»
Анастасия Цветаева. «Воспоминания»
Николай Заболоцкий (1903—1958)
«Слово о полку Игореве»
Стихи. Например, «Городок», «Признание», «Вечер на Оке»
Белла Ахмадулина (1937—2010)
«С любовью и печалью»
Стихи. Например, «Таруса. Марине Цветаевой», «Возвращение в Тарусу», «Путник»
Аудиогид по маршруту
С аудиогидами удобно путешествовать: их можно слушать во время прогулки. Ловите вдохновение и путешествуйте с русскими поэтами!
«Его стихов пленительная сладость...».
«Я слишком сама любила смеяться, когда нельзя!».