Портрет этот нашла случайно. Искала интересное для своей группы во ВК, и обратила внимание на красивую женщину в платье странного для 1827 года кроя.
Впечатление, что портрет был написан в подражание портретам более ранней эпохи. Я бы даже сказала - весьма напоминает конкретно вот этот портрет эпохи Возрождения:
То есть человек, заказавший этот портрет как минимум должен был быть знаком с творчеством Рафаэля.
И я стала искать - что это за дама была - Анна Елизавета Рачинская?
Нашла следующее.
Дама происходила из рода Радзивиллов. Ее предки по отцу напрямую восходят к жрецу Лиздейке, который в 14 веке этот богатейший литовский род и основал.
Она вышла замуж за Афанасия Рачинского (1788-1874 гг.)
Родила троих детей:
1. Сына Карла Эдуарда Рачинского (1817 - 1899 гг.), который был прусским придворным:
2. Дочь Ванду Изабеллу Клару (1819 - ???)
3. Дочь Терезию (1820 - 1909 гг.)
Сын умер бездетным, обе дочери вышли замуж и имели детей.
Сама Анна Елизавета на портрете хоть и изображена молодой, но в 1827 году уже не являлась дамой первой молодости - ей было 39 лет.
Прожила она долгую жизнь, но больше, кроме описанного выше, мы о ней ничего не знаем.
Самые основные биографические женские данные никак не приближают нас, казалось бы, к ответу на вопрос - откуда взялся именно такой образ на портрете.
Однако ответ внезапно появляется, когда мы всматриваемся в биографию ее мужа.
Господин Рачинский был очень богатым человеком. Свою жизнь он посвятил службе Пруссии на дипломатическом поприще. В частности, он долго жил в Лиссабоне (столице Португалии) и Мадриде (столице Испании).
Он всю жизнь был вхож в высший европейский свет.
Но не в этом была его главная изюминка.
Он был великим искусствоведом и коллекционером живописи.
Он проводил самые настоящие научные исследования и публиковал их. Его многочисленные монографии по искусству Португалии и Германии и сегодня являются бесценными с научной точки зрения. И до сих пор на них ориентируются исследователи.
Он собрал грандиозную коллекцию картин, и прусский король Фридрих Вильгельм IV даже подарил ему в центре Берлина отличный участок земли, чтобы Рачинский построил себе новый дворец и галерею для своей коллекции. Но по условиям подарка - коллекция должна была быть доступна всем желающим.
Дворец этот не сохранился. Он был продан сыном Рачинского обратно прусскому государству, снесен, и на его месте построен... Рейхстаг!
Сама же коллекция Рачинского составляет основу художественной коллекции музея в Познани.
Но это все детали.
Главное - портрет любимой жены в стиле портрета королевы Неаполя, известной красавицы своего времени. Портрет королевы был написан в год ее смерти, когда ей, между прочим, было 40 лет.
Думаю, это был, своего рода, подарок к соответствующему возрасту Анны Елизаветы. Которая прожила в итоге столько, что это был еще совсем не возраст)
Такой портрет мог заказать только любящий муж, хорошо разбирающийся в искусстве.
Портрет-комплимент, в наряде, который был к лицу Анне Елизавете, в стиле, который нравился мужу - искусствоведу, и с образца работы написанной великим художником для знаменитой красавицы. Которая была на портрете в том же возрасте, что и жена Рачинского.
Вот такая история создания портрета вырисовывается...
Прошу вас ставить лайки, если вам нравятся материалы канала. Без них материалы не будут вам показываться в ленте в дальнейшем.
Так же не забывайте самостоятельно заглядывать на канал.