Найти тему

🔥Красавица в странном наряде.

Художник Карл Вах. Портрет Анны Елизаветы Рачинской (1788-1879 гг.).
Художник Карл Вах. Портрет Анны Елизаветы Рачинской (1788-1879 гг.).

Портрет этот нашла случайно. Искала интересное для своей группы во ВК, и обратила внимание на красивую женщину в платье странного для 1827 года кроя.

Впечатление, что портрет был написан в подражание портретам более ранней эпохи. Я бы даже сказала - весьма напоминает конкретно вот этот портрет эпохи Возрождения:

Рафаэль Санти. Иоанна Арагонская, 1518 г.
Рафаэль Санти. Иоанна Арагонская, 1518 г.

То есть человек, заказавший этот портрет как минимум должен был быть знаком с творчеством Рафаэля.

И я стала искать - что это за дама была - Анна Елизавета Рачинская?

Нашла следующее.

Дама происходила из рода Радзивиллов. Ее предки по отцу напрямую восходят к жрецу Лиздейке, который в 14 веке этот богатейший литовский род и основал.

Она вышла замуж за Афанасия Рачинского (1788-1874 гг.)

-3

Родила троих детей:

1. Сына Карла Эдуарда Рачинского (1817 - 1899 гг.), который был прусским придворным:
-4
2. Дочь Ванду Изабеллу Клару (1819 - ???)
3. Дочь Терезию (1820 - 1909 гг.)

Сын умер бездетным, обе дочери вышли замуж и имели детей.

Сама Анна Елизавета на портрете хоть и изображена молодой, но в 1827 году уже не являлась дамой первой молодости - ей было 39 лет.

Прожила она долгую жизнь, но больше, кроме описанного выше, мы о ней ничего не знаем.

Самые основные биографические женские данные никак не приближают нас, казалось бы, к ответу на вопрос - откуда взялся именно такой образ на портрете.

Однако ответ внезапно появляется, когда мы всматриваемся в биографию ее мужа.

-5

Господин Рачинский был очень богатым человеком. Свою жизнь он посвятил службе Пруссии на дипломатическом поприще. В частности, он долго жил в Лиссабоне (столице Португалии) и Мадриде (столице Испании).

Он всю жизнь был вхож в высший европейский свет.

Но не в этом была его главная изюминка.

Он был великим искусствоведом и коллекционером живописи.

Он проводил самые настоящие научные исследования и публиковал их. Его многочисленные монографии по искусству Португалии и Германии и сегодня являются бесценными с научной точки зрения. И до сих пор на них ориентируются исследователи.

Он собрал грандиозную коллекцию картин, и прусский король Фридрих Вильгельм IV даже подарил ему в центре Берлина отличный участок земли, чтобы Рачинский построил себе новый дворец и галерею для своей коллекции. Но по условиям подарка - коллекция должна была быть доступна всем желающим.

Дворец этот не сохранился. Он был продан сыном Рачинского обратно прусскому государству, снесен, и на его месте построен... Рейхстаг!

Сама же коллекция Рачинского составляет основу художественной коллекции музея в Познани.

Но это все детали.

Главное - портрет любимой жены в стиле портрета королевы Неаполя, известной красавицы своего времени. Портрет королевы был написан в год ее смерти, когда ей, между прочим, было 40 лет.

Думаю, это был, своего рода, подарок к соответствующему возрасту Анны Елизаветы. Которая прожила в итоге столько, что это был еще совсем не возраст)

Такой портрет мог заказать только любящий муж, хорошо разбирающийся в искусстве.

Портрет-комплимент, в наряде, который был к лицу Анне Елизавете, в стиле, который нравился мужу - искусствоведу, и с образца работы написанной великим художником для знаменитой красавицы. Которая была на портрете в том же возрасте, что и жена Рачинского.

Вот такая история создания портрета вырисовывается...

Прошу вас ставить лайки, если вам нравятся материалы канала. Без них материалы не будут вам показываться в ленте в дальнейшем.

Так же не забывайте самостоятельно заглядывать на канал.