Россияне неосознанно, но активно содействуют препятствованию развитию нашей страны со средней школы.
Редкий ребенок хочет неизвестно зачем «вкалывать» добровольно. Почему он может быть мотивирован к сознательному «впитыванию» знаний? Мотивация в виде поощрений от родителей, образ себя в светлом будущем, любопытство и целеустремленность.
Субъективно сейчас лишь десятая часть учеников средней школы имеют настоящую мотивацию к знаниям, для половины хорошо учиться «немодно», а оставшимся «пофиг», лишь бы отстали. Итак, устремленные, модные и пофигисты в пропорции 10 – 50 - 40.
Школьная программа сегодня составлена истинными методологами-садистами (характеристику качества программ и учебников опустим). Учителя (их достаточность и компетентность также опустим) поддерживают и развивают систему издевательств над детьми, но с благими намерениями. Дают «домашку» в объеме, который ответственный ребенок освоит лишь пожертвовав сном целиком. А ещё там есть г..предметы, которые с благими намерениями вводили разные чиновники от образования, - они тоже отнимают силы и время.
Мотивированные «выгорают», болеют, пропускают и, естественно, перестают успевать. Через некоторое время они плюют на учебу и переходят из мотивированных в модные и далее в пофигисты. Здоровый психологический климат в отношениях между учениками и с учителями также небывалая редкость. Психологи не справляются, хорошо, что они сейчас хотя бы предусмотрены. Актива знаний в итоге почти не остается, лишь устойчивый негатив к школе.
Ситуация резко изменяется при приближении времени специализации по «вертикалям», спецклассам (кем же будет моя кровиночка) и многократно усиливается при приближении очередной образовательной ступени (кто за это всё будет платить). Тут начинается гонка за будущий «бюджет». Муштра к спецолимпиадам в ущерб общему образованию, целый год на подготовку к ЕГЭ без какой-либо серьезной учебы, поиск квот, льгот, писем от начальников руководству нужных ВУЗов и прочих блатов.
Олимпиады и ЕГЭ – это не про знания и мотивацию, а про муштру и натаскивание к схеме сдачи. Квоты и льготы – это совсем не про знания, это чаще халява абитуриента, здесь мотивации к знаниям почти нет. На олимпиадниках, стобальниках, квотниках и льготниках бюджетные места в вузах почти заканчиваются. Таким образом бюджет узурпируется ловкачами и льготниками. Сколько там остается из тех 10 процентов мотивированных? Один процент от общего числа? Хорошо бы. Хоть какая-то вероятность вырастить нормального специалиста.
Хорошо, когда у родителей мотивированного ребенка есть 3 миллиона на учебу. Но откуда? Маткапитал даст лишь шестую часть. Среднему россиянину где-то нужно изыскать три-четыре годовых зарплаты на учебу одного чада. А если детей два, три, больше? Демографическая политика, да?
А дальше прошедшие немотивированные и ловкачи плюс «богачи» имеют такое же отношение к учебе, как и в школе, те же 10 процентов учится осознанно. Часть вылетит на сессиях, часть купит экзамены, часть доползет до диплома и займется чем-то другим, потому что это не его выбор, а родителя. Да и качество профессуры у нас не растет. А мы обсуждаем Болонья – не Болонья. До того ль...
Каких специалистов с высшим образованием мы ожидаем? Какую добавленную стоимость они будут способны создавать на выходе? Как они смогут конкурировать в своей сфере? Так же как и учились – ловко, по блату.
Не суйте голову в песок, Сергей Сергеевич, Валерий Николаевич, там нет спасения от неизбежной жесткой и жестокой деградации. Это наше настоящее, что в частных разговорах подтверждает (но публично усиленно молчит) профессура наших ведущих «кузниц кадров». Критическая масса уже накоплена. Если завтра не изменим подходы к производству необходимых нам как воздух знаний и компетенций, проблема может стать непреодолимой. Пока же мы в совершенстве умеем надувать щеки, юлить и лепить шилдики «мейдинраша».
PS. Что там у нас среди перспектив для России – цифровизация? Какая-то существенная доля выпускников школ умеет программировать на базовом уровне? В 1989 году умели!