Есть многое не подвластное рациональному взгляду. Например, чем отличается хорошая музыка от плохой? Можно конечно, найти несколько критериев определения хорошей музыки. Но это в первую очередь касается грамотности и неграмотности, но грамотная музыка может быть написана Моцартом, а может и Сальери (условно). Причем зачастую Сальери бы написал грамотнее. В этом смысле можно рассмотреть любое искусство. Как найти рациональный критериЙ для определения талантливости или гениальности произведения? Нет, такого критерия, кроме ощущения человека. А если возьмем религию, тут вообще все субъективно. Люди могут служить строго по правилам, по Типикону, но никого это не будет трогать. А другой священник может быть в чем-то нарушает службу, но прикладывает что-то от себя. Вроде на первый взгляд это как-то неправильно, но это именно так. Но рационализм., невнимание к душевной стороне богослужения происходит от схоластики, я бы выразился от торжества гнозиса в нашей церковной жизни. Контроль есть только за внешними формами богослужения, никто не хочет вникать в сущность молитвы, особенно общественной. Мне приходилось не раз слышать от священников старшего поколения, что они чувствовали молящихся и им было совершенно не безразлично, кто пришел в храм. И вопрос не в том, что они шумят, разговаривают или у них звонит мобильный телефон. Это вопрос внутреннего состояния молитвы, верующие чувствуют эту общую молитву. То есть общественная молитва это соединения словесной молитвы и некоторой духовной составляющей, определить которую весьма непросто. Сейчас же чаще всего ощущаем некоторую окаменелость молитвы., все произносится, но жизни нет.
Сегодня праздник Преполовения и освящается вода. Во многих храмах освящение воды совершается только в дни, обозначенные в календаре. В прежние времена священники освящали воду малым чином малого едва ли не каждый день. Момент кропления неизменно вызывал у молящихся живую радость. Едва ли не единственный момент на службе, столь живо переживаемый. И всегда были бабушки с бидонами и банками, готовые устроить битву за святую воду. Возможно все это правильно подвергалось позже, так сказать, критике со стороны молодого поколения. Сегодня я взял ковшик, чтобы набрать себе воды сразу после освящения и выпить ее после потребления Даров. В храме было не так много людей - после воскресения и Дня Победы многие отдыхали, и вот ко мне бросились буквально все, решив, что я буду разливать воду. Кто с бутылкой, кто со пластмассовым стаканчиком -всех сосудов я не успел разглядеть, настолько был ошеломлен. Обычно вода почти сразу относится к специальному баку и туда сливается. У бака есть кран- наливайте, пожалуйста. А так как чин малого освящения один и тот же, то смешения вод ничего не изменяет с точки зрения рационализма. Но какую радость испытывали люди, сразу испившие из своих стаканчиков! Мне представилось, что это продолжение богослужения. Проявления жизни. Можно пригласить на службу православных, выдающихся певчих, можно сделать так, чтобы богослужение возглавлял заслуженный протоиерей, можно еще многое чего сделать, но нельзя привести в храм наших, бабушек, давно почивших, которые будучи необразованными, простыми, грубоватыми, могли даже подвинуть диакона, идя к цели со своими бидонами, но имели гораздо больше живой веры, чем мы.