— Начинаем заниматься, — стряхнул тренер пыль с чата ноузворка, — Скоро соревнования. Чтобы все были в воскресенье. Я сказал.
Все, конечно же, обрадовались. Лабрадор Валдай ночи не спал, вспоминал запах трюфеля... Бублик мать замучал: «а уже воскресенье? а когда воскресенье? а сейчас воскресенье?»... Бордер Топа по такому случаю срочно закончила течку... Куба с Лялей тоже оживились, повалились на пол и стали друг другу доказывать, кто из них больше трюфелей вынюхал.
— Ляльку никуда не тащи, дома оставь, — ворчливо посоветовала мне кошка, видя радостные собачьи сборы на занятия к Ивану, — На кой ляд сдался нам этот трюфель, если я его не ем.
Надо признаться, что с трюфелями у нас действительно пока не сложилось. Не научились ещё Куба и Ляля искать этот ценный земляной гриб. Если точнее, то найти-то они его найдут, а вот показать — вот, мол, туточки ваш дурацкий гриб, копайте вот под этим дубовым листочком — до такого мастерства ни Куба, ни Ляля ещё не доросли.
Единственный, кто их нашей команды дорос и перерос точное обозначение, так это Бублик. Если Бублик нос в землю воткнул и замер, то его экскаватором с места не сдвинешь, пока мать Таня или тренер Иван не подойдут и не скажут: молодец, Бублик, расслабься.
Бублик настолько перерос школу трюфельного поиска, что мы его первого в лес засылаем. Если он там носом к земле приклеился, то всё! Есть трюфеля! Можно доставать вилку и копать землю, на ужин себе точно парочку трюфельных «горошин» накопаешь. А может, повезёт, и будет трюфель размером с грецкий орех.
Если же Бублик в лес уходит и начинает там балду пинать и за бабочками бегать, то сто процентов нет там никаких трюфелей.
Вот такой высший класс образовался у нашего Бублика по вопросам использования его замечательного собачьего носа. И я бы очень хотела, чтобы и мои собаки также ТОЧНО обозначали не только трюфель, но и любой другой запах, который им предстоит искать.
Например, запах корицы
Видя такую отсталость моих собак в вопросах точечного обозначения лесного деликатеса, тренер Иван перевёл обоих в класс Ноузворка. Есть такая дисциплина в собачьем спорте. Работа носом.
— Двоечники, — тут же прокомментировала наша кошка решение тренера, — Ладно бы ещё Кубка, ему положено быть второгодником, но ты, Лялька, могла бы показать себя с лучшей стороны! Позорище...
— Я как Куба, — возразила Ляля Маняхе, — Он второгодник, и я второгодник. Он двоечник, и я двоечник. Мы всегда вместе.
На самом деле никто не двоечник и не второгодник. Просто мы изначально пропустили этап изучения Ноузворка, сразу запрыгнув в группу собак, приступивших к поиску трюфелей. Однако до этого и Валдай, и Топа, и Бублик досконально изучили работу носом, пройдя поиск не только ароматной корицы, с которой начинаются занятия в Ноузворке, но и других запахов, порой не очень приятных.
И вот мы снова у тренировочной кирпичной стенки на площадке у Ивана. В ячейки кирпича заложены коричные палочки, которые надо правильно обозначить. Правильно — это сесть напротив запаха и смотреть в точку, откуда тот исходит. Не вертеть головой, не лаять, не скрести лапами, а молча сесть и смотреть.
Куба со своей задачей справился на отлично! Как только он находил нужную ячейку с коричной палочкой, он усаживался напротив, не сводя глаз с точки выхода запаха. Усаживался и дрожал всем телом — ждал награды.
Награда у Кубы одна — мячик. Куба может четыре дня не есть, но, предложи ему выбор — еда или игрушка, — он выберет второе.
— Браво!!!! Куба маладес!!!!! — ору я и награждаю собаку, стараясь попасть мячиком в тот самый кирпич с коричной палочкой.
Попасть не всегда получается, но я тоже учусь. Если раньше я поощряла свою собаку, швыряя мяч в заросли ежевики, что растёт за границей ивановой площадки, то сейчас я метко попадаю в металлическую бытовку, где у Ивана хранится многочисленный тренировочный инвентарь. Не за горами тот день, когда я начну попадать в саму кирпичную кладку, а там и в кирпич с заложенным в него запахом.
Однако есть у Кубы проблемка... Куба присаживается далеко от запаха. С трюфелем такой номер не «прокатит». Трюфель не любит дистанцию. Куба же, мало того, что садится далеко от источника запаха, так ещё и пятится назад, привлекая внимание к себе и своей находке.
— Это мы поправим, — обещает Иван, — Это мелочи. Главное, что он всё делает по уставу, как солдат на срочной службе.
Ляля, в отличие от брата-срочника, по уставу работать отказывается. У Ляли творческий подход к задаче. Ляля ищет коричную палочку витиевато и с присуще только ей креатинизмом.
— Ляля, просто найди, сядь и смотри! — отправляю я на поиск собаку с расстояния двух метров от тренировочной кирпичной кладки.
— И всё?! — ужасается Ляля, — А завязка сюжета? А драма героя? А кульминация?
Ляля начинает спектакль. Она бродит вдоль кирпичной стенки, пять раз натыкаясь носом на торчащую из ячейки коричную палочку, но заставляя себя не обращать на неё внимания.
— Герой в поисках! — комментирует она своё представление, — Ему надо найти палочку-вонючку, а он хочет на море и пожрать. Вонючка лезет в нос и обещает карьерный рост, но Герой мужественно преодолевает соблазны...
Мне надоедает такое брожение вдоль стены и я отзываю Лялю к себе. По правилам Ноузворка «перезагрузка» собаки составляет не менее тридцать секунд, после которых собака якобы забудет прошлые ошибки и начнёт поиск с чистого листа. Закон о тридцати секундах действенный, Куба не раз доказывал его правоту.
Но Ляля не такая. Ляля всё помнит.
— На помощь Герою приходит красивая Героиня с зелёной шерстью, — выждав положенные протокольные секунды, выскакивает к стенке Ляля, — На ней золотой ошейник с вуалью, восточные глаза задёрнуты проволокой, а изумрудный хвост развевает невзгоды Героя до ветру.
Ляля даже не делает вид, что она что-то ищет. Ляля в образе. Она скользит вдоль кирпичной стенки, развевая до ветру невзгоды героя и кося на кончик носа свои восточные глаза, подёрнутые поволокой.
— Ляля, твою мать! Работаем! Ищи! — грубо обрывают бескультурные зрители становление образа Героини с зелёной шерстью.
Героиня спускается на землю, останавливается напротив кирпича с коричной палочкой и сообщает мне и тренеру:
— Нашла. Я молодец?
— Отзывай собаку, — говорит Иван, — Ловим момент, пока она не успела повернуть голову на тебя и поощряем резко и мгновенно. Если опоздаем и она повернёт голову, то закрепим у неё неправильное обозначение.
Ещё и ещё раз мы посылаем Лялю на поиск. Нам надо, чтобы она не оборачивалась на меня в момент нахождения искомого запаха. Ляля должна сесть и НЕ ОБОРАЧИВАТЬСЯ.
Но тут либо одно, либо другое. Либо собака села и обернулась, либо собака не села и не обернулась. Поймать ту сотую долю мгновения. когда собака уже села и ЕЩЁ не повернулась, совершенно невозможно!
И что с этим делать?!
— Как только она увидит нужный кирпич, легонько нажми ей на круп, чтобы она села, — советует Иван.
Но Лялька пугается, когда ей нажимают на круп.
— Что?! — оборачивается теперь она на того, кто ей на круп нажимает, — Я что ли там некрасивая?!
Получив от хитрого тренера невыполнимое домашнее задание научить собаку садиться и не оборачиваться, я приступила к его выполнению.
Ляля вела себя так же, как и всегда: бродила вдоль стенки, кокетничала со мной и с кирпичами, изображала сцены из одного ей ведомого спектакля... но поиск искомого запаха у неё был хуже некуда. Нажимание на круп приводило к обратному результату. Я зашла в тупик.
— Итить-колыхать! Ляля!
— Чо?! — вытаращила на меня Героиня свои восточные глаза с поволокой.
— Пожалуйста, просто — СЯДЬ и СМОТРИ на кирпичик. Не на меня! НА кирпичик! Поняла?
— А ты меня будешь нажимать?
— Я тебя не буду нажимать, обещаю.
Вы не поверите, но это сработало. Я отошла от Ляли подальше, а она — умница! — села на попешник и уставилась на кирпичную ячейку с палочкой корицы.
— Браво!!! — заверещала я и резко метнула Ляле мячик.
С тех пор у Ляли наметился прорыв в обозначении. Теперь важно его не испортить.
Мы стараемся )))
На фото Куба не отвлекается на красивых Героинь с изумрудными хвостами, а чётко следует законам Ноузворка, как солдат-срочник армейскому Уставу.