Найти в Дзене
Визит в Карабах

Авигдор Либерман о первой встрече Гейдара Алиева с Нетаниягу, заложившей основы дружбы Израиля и Азербайджана

Авигдор Либерман — бывший министр иностранных дел, министр обороны в двух правительствах, лидер партии. В 1997 году, он занимал пост генерального директора министерства главы правительства Израиля.

Летом того года, Нетаниягу поручил ему составить план посещений стран Азии. Тогда Нетаниягу в первый раз стал премьером, поэтому это было ознакомительное турне.

Либерман собрал совещание из сотрудников МИД и Совета национальной безопасности, и начали решать вопрос. По поводу дружественных стран, типа Японии и Южной Кореи, быстро пришли к консенсусу, а вот по поводу мусульманских стран (Средней Азии и Азербайджана) возникли бурные дискуссии.

Выслушав доклады МИДа и Совбеза, оценив эрудированность их сотрудников и подытожив их аргументацию, я высказал свою точку зрения: у Израиля есть единственный реальный союзник в Центрально-Азиатском регионе и на Кавказе – это Азербайджан.
На всем протяжении его истории в Азербайджане никогда не было антисемитизма, не было погромов и гонений на евреев. Евреи всегда чувствовали себя здесь спокойно и в безопасности. Это касается не только горских евреев, но и ашкеназов, которые начали селиться в Азербайджане с начала 19-го века.
Рассматривая потенциал стратегического сотрудничества между Израилем и Азербайджаном с долгосрочной точки зрения, стабильности и общности интересов, я высказал уверенность, что никакой альтернативы Азербайджану нет.

Все согласились с доводами Либермана, и в августе 1997 года израильская делегация уже была в Баку.

-2
Мы приземлились около 7 часов вечера. Встреча с президентом Азербайджана должна была пройти в его резиденции в Баку, но Гейдар Алиев предложил перенести её в резиденцию на Каспийском море. Он сказал: "Выпьем по чашке кофе, посмотрите на закат и вернетесь в аэропорт". "Чашка кофе" оказалась очень вместительной, потому что мы посмотрели не только закат на Каспийском море, но и рассвет, и наша встреча закончилась около 8 утра следующего дня. И причиной такой ее длительности были необыкновенный шарм Гейдара Алиевича, его эрудиция и глубокое понимание всего происходящего и в региональной, и в мировой политике.

Для Нетаниягу встреча с президентом Азербайджана стала открытием, он был поражен величиной личности Гейдара Алиевича.

-3

Сам Либерман так описывает свои впечатления:

На различных этапах моей политической карьеры мне довелось встречаться и с президентом США, и с Папой Римским, и с канцлером Германии, и с многими другими знаковыми фигурами в мировой политике. Никто не производил такого впечатления с первой минуты знакомства, как Гейдар Алиев. Его обаяние, манера говорить, какой-то особый аристократизм, и в то же время простота в общении производили настолько сильное впечатление, что порой казалось – он обладает талантом гипнотического воздействия на собеседника.
-4