Найти тему
А имеет ли смысл?

О тайне возникновения секты скопцов в России

Хотел бы изложить некоторые свои мысли относительно русской секты скопцов.

Тема весьма интересная, но, в то же самое время, малоизученная по причине своей некоторой специфичности. Далеко не каждый исследователь готов погрузиться в лабиринты загадок данного религиозного течения. Но лично у меня секта скопцов всегда вызывала живой интерес. Она мне кажется наиболее креативной из всех сект когда-либо возникавших на просторах нашего богохранимого отечества.

Как я уже упомянул выше, секта скопцов не пользуется большой популярностью среди наших исследователей. Почти всё что у нас написано на эту тему носит или резко отрицательный или саркастический характер. Хотя и были некоторые попытки непредвзято разобраться в данном вопросе, но лично мне все они показались неудачными.

Пока наиболее профессионально и непредвзято к исследованию данной темы подошла, как бы это ни было странно, американский профессор истории Йельского университета Лора Энгельштейн, написав прекрасную книгу «Скопцы и Царство Небесное». Ничего более интересного на данную тему я не читал (а прочитал я всё, что было издано на тему русского скопчества).

Обложка книги Лоры Энгельштейн
Обложка книги Лоры Энгельштейн

В рамках данной статьи я хотел бы взглянуть на вопрос возникновения данного религиозного движения в России с альтернативной точки зрения.

Хотя, как я уже дал понять выше, я не разделяю скептического отношения к секте скопцов, данная заметка скорее будет носить негативный характер.

Определённые события (о которых я напишу ниже), произошедшие в прошлом году, заставили меня взглянуть под иным углом на историю возникновения данной секты в России.

Вообще сам по себе обычай оскопления насчитывает не одну тысячу лет. Его отголоски видны в древнеегипетском мифе о расчленённом боге Осирисе, фаллос которого, согласно Плутарху, съели рыбы. Его жене — богине Исиде пришлось вылепить оный из глины и присоединить к телу мужа.

Также известен вавилонский миф о легендарной ассирийской царице Семирамиде, оскопившей собственного сына.

Под Семирамидой легко угадывается знаменитая восточная богиня, известная в мире под разными именами (вышеупомянутая Исида, Иштар, Астарта, Кибела, Гера, Афродита и даже наша "русская" Лада и т.д.).

Сюда также можно отнести древнегреческий вариант данного мифа об Аттисе — возлюбленном богини Кибеллы, отсёкшим себе половые органы.

Таким образом мы видим знаменитую богиню Исиду-Иштар-Астарту-и прочее, связанную так или иначе с темой оскопления.

Данная мифология была внедрена не просто так, она подразумевала под собой практическое осуществление ритуала кастрации, который есть ничто иное, как жертва этой знаменитой богине.

Наиболее яркое описание одного из таких ближневосточных ритуалов оставил древнегреческий писатель — Лукиан из Самосаты в своём трактате второго века нашей эры «О сирийской богине».

В данном трактате описаны культы, практиковавшиеся в городе Манбидж, ныне находящимся в сирийской провинции Алеппо, посвящённые вышеупомянутой богине, известной в тех местах под именем Атаргатис (Астарты).

В 1877 году Данте Габриэль Россетти именно так изобразил Атаргатис
В 1877 году Данте Габриэль Россетти именно так изобразил Атаргатис

Лукиан так описывает праздник в честь богини Атаргатис:

На это празднество стекается множество народа из Сирии и соседних стран; каждый несёт с собою свои священные предметы, и каждый имеет отличительные значки, изготовленные для этого.
...
В установленные дни толпа собирается в святилище, чтобы присутствовать при оргиях: множество галлов и священнослужителей, которых я уже назвал, справляют оргии, причём режут себе руки и бьют друг друга по спинам. Находящиеся тут же многочисленные музыканты играют на флейтах, бьют в тимпаны и поют боговдохновенные священные песни. Всё это происходит вне храма, и никто из участников оргий в него не вступает.
...
В эти дни многие становятся галлами. В то время, как одни играют на флейтах и справляют оргии, на многих уже находит безумие, и, хотя пришли они сюда только как на зрелище, начинают делать следующее, расскажу и о том, что они делают: юноша, которому надлежит совершить это, с громким криком сбрасывает свои одежды, выходит на середину и выхватывает меч; мечи эти постоянно находятся там, как я думаю, для этих целей. Оскопив себя мечом, юноша носится по всему городу, держа в руках то, что он отсек. И в какой бы дом он ни забросил это, оттуда он получает женские одежды и украшения. Вот всё, что совершается во время оскопления.
(Лукиан. «О сирийской богине»)

Древняя набатейская скульптура богини Атаргатис — более реальный, неприукрашенный в поздние века, образ данной богини.
Древняя набатейская скульптура богини Атаргатис — более реальный, неприукрашенный в поздние века, образ данной богини.

Теперь я хотел бы перейти к истории русского скопчества.

Началом широко распространения данной секты у нас официально принято считать конец 18-го века. А уже в 19-м веке произошёл настоящий рассвет скопчества в России, в то время секта насчитывала уже сотни тысяч своих последователей. Хотя стоит заметить, что далеко не все члены секты проходили процедуру оскопления — на этот шаг решался лишь небольшой процент адептов.

Насколько массовым было это явление в России до 18-го века — неизвестно. Сведений на данную тему крайне мало. Профессор Николай Иванович Надеждин в своей работе «Изследование о скопческой ереси», изданной в 1845 году, писал, что первый скопец на Руси появился в 11-м веке:

Замечательно, что самый древнейший из них (из скопцов), упоминаемый под 1004 годом, следовательно еще при равноапостольном Владимире, былъ пришлец, монах Адриан, первый, который был признан и осуждён у нас в качестве еретика, за хулы, проповедуемыя вообще на церковь и ея уставы, в особенности-же на священников и иноков православных; впрочем, при упоминовении о нём, въ летописях не говорится, чтобы скопчество было поставлено ему в вину, как ересь.
Затем, второй пример невольнаго скопца-мученика представляет С. Моисей Многостра­дальный, родомъ венгерец, один из трёх братьев, служившвхъ отроками при С. Князе Борисе, сыне равноапостольнаго Владимира, который быв взят в плен королём польским Болеславом и уведён из Киева в Польшу (1018), оскоплён там одною знатною полькою из мести за целомудреное презрение ея к нему страсти, после чего воротился на Русь и скончался в Киеве (1041).
...
На кафедре митрополии киевской и всей Руси являются сряду два скопца, оба родом греки: Иоанн II (1089—1090) и Ефрем (1090—1096 ). Первый из них, вывезенный из Греции княжною Анною Всеволодовною, сестрою Владимира Мономаха, по свидетельству современной летописи, был принят киевлянами за “мертвеца” (навье — по-старинному): стало-быть, возбудил к себе отвращение и ужас, что не иначе может быть объяснено, как вообще небывалостью и необыкновенностью у нас скопцев в то время. О втором, в позднейших сказаниях прибавляется, что он был до иночества первым боярином великаго князя Изяслава I (1054—1077): это, если так было действительно, могло быть подражанием придворному этикету Византии, с которой Киев в то время находился в весьма тесных сношениях, впрочем подражанием, как видно, не обра­тившимся в пример для будущности. Кроме того, между древними епископами на Руси встречаются ещё трое скоп­цев: в Смоленске — Мануил (1138—1147), во Владимире Волынском — Феодор (1136 — 1147), в Луцке (1326): о первом из них достоверно известно, что он пришёл в Киев из Греции в качестве доместика (уставщика певчих). С тех пор всякой слух о скопцах исчезает в наших исторических воспоминаниях. Так как они не переводилась на Востоке, то вероятно некоторые из них продолжали приходить на Русь.

Как видно, чётких сведений о скопцах в России до 18-го столетия не имеется.

Тот же самый Надеждин писал следующее:

До сих пор, глубокий мрак покрывает у нас всё, относящееся к существованию скопчества в виде ереси.

И это писал человек, живший в середине 19-го века. Уже тогда эта тема являлась тайной покрытой мраком.

Хотя, опираясь на вышеизложенные отрывочные сведения можно сделать вывод, что данное явление существовало в Киеве и в Польше.

Как я уже писал выше, свою официальную историю в России секта скопцов начинает в конце 18-го века. До этого, в том же столетии, она существовала только в рамках хлыстовских общин.

Отцом основателем данной секты образца конца 18-го столетия по праву считается беглый крепостной крестьянин Кондратий Селиванов.

Кондратий Селиванов
Кондратий Селиванов

Личность широко известная для тех кто хоть раз интересовался скопческим движением в России. Фигура поистине неординарная, олицетворяющая собой целую эпоху в истории русского сектантства.

В последующих статьях я ещё ни раз вернусь к этой личности, пока же приведу здесь краткую энциклопедическую справку для тех, кто ничего не знает о Селиванове:

Селиванов (Кондратий) — родился по разным данным, 1720, 1730 или 1740 годах. Основатель скопческой секты. Во второй половине XVIII столетия в Орловской губернии существовал весьма многолюдный хлыстовский корабль (то есть община) некоей Акулины Ивановны, находившейся уже в преклонных летах. Корабль этот во время радения посетил пришлец, крестьянин Орловской губернии, известный впоследствии под именем Кондратия Селиванова. Сначала он притворился немым, но потом заговорил и руководительницей радения был признан "богом над богами, царём над царями, пророком над пророками". Оставшись жить в обществе хлыстов, Селиванов был признан Акулиной Ивановной за своего "сына Божия", рожденного от неё, непорочной девы, по наитию святого Духа. Возмущённый распространением среди хлыстов разврата, Селиванов начал проповедовать оскопление как вернейшее средство избежать плотского греха; но в корабле Акулины Ивановны учение Селиванова не привилось. Отделившись от хлыстов, Селиванов завёл в селе Сосновке (близ Моршанска, Тамбовской губернии) свой особый корабль и объявил себя сыном Божиим искупителем (оскопителем), который пришёл спасти род человеческий от лепости (сладострастия), сокрушать душепагубного змия (то есть оскоплять), ввести в мир огненное крещение.
В 1775 году, после телесного наказания, сослан в Нерчинск, но дошёл только до Иркутска и там, неизвестно по какой причине, остался жить.
Около 1795 года Селиванов смог уехать из Сибири и явился в Москве. Здесь он прослыл не только за искупителя, но и за царя Петра Фёдоровича (Петра III).
В 1797 году Селиванов оказался в Петербурге и, по рассказам скопцов, был представлен императору Павлу I. На вопрос последнего: "ты мой отец?" Селиванов ответил: "греху я не отец; прими моё дело (оскопление), и я признаю тебя своим сыном".
Свидание Селиванова с императором окончилось тем, что его велено было препроводить в дом сумасшедших (иначе Обуховский). В 1802 году Селиванов был освобождён оттуда и отправлен на жительство в богадельню при Смольном монастыре, а затем взят был на поруки камергером (бывшего польского короля Станислава Понятовского) Елянским, принявшим скопчество.

С этого момента наступил "золотой век", как для самого Селиванова, так и для секты скопцов.

В дом в центре Санкт-Петербурга, в котором производились радения секты, вход полиции был запрещён по Высочайшему повелению (императора Александра I). Значение Селиванова всё возрастало, и не только между скопцами, но даже среди православного общества Петербурга, привлекая к нему множество суеверных посетителей, особенно посетительниц из купчих и знатных барынь, желавших принять от "старца" благословение, выслушать назидание или какое-либо предсказание. В 1805 году Селиванова посетил даже сам государь.

Однако в 1819 году тучи над Селивановым опять начали сгущаться.

Санкт-Петербургский генерал-губернатор граф Милорадович узнал, что в собрания скопцов были увлечены двое его племянников и что в корабле Селиванова оскоплено несколько нижних чинов из гвардейских полков и матросов, особенно из ластовых экипажей, и просил князя Голицына довести о таком важном обстоятельстве до сведения государя. Но правительство и теперь прибегло сначала к старой мере увещаний, которые тянулись до июня следующего 1820 года; наконец, решено было взять Селиванова под арест и секретно сослать в суздальский Евфимиев монастырь, где он и оставался до самой смерти (в 1832 году).

Таково краткое изложение перипетий жизненного пути Кондратия Селиванова.

К более детальному исследованию данной личности я ещё вернусь в других статьях, сейчас же, возвращаясь к теме тайны происхождения данной секты в России, хотел бы остановиться на одном интересном моменте в биографии Кондратия Селиванова, о котором упомянул Павел Иванович Мельников-Печерский в своём трактате «Белые голуби», написанным им в 1898 году:

Из некоторых дел видно, что скопчество началось в хлыстовских кораблях ещё при богородице Настасье Карповне, казнённой в 1733 году. Сыном богородицы Настасьи Карповны, то есть родившимся или открывшимся от нее духовно, был Христос Андрей Петрович, юродивый, в доме которого, как сказано выше, в 1745 году были открыты хлыстовские сборища, по указанию сыщика Ваньки Каина. Куда девался Андрей юродивый по окончании дела в 1752 году, неизвестно. Но вот его следы, отысканны в делах позднейшего времени.
...
В семидесятых годах прошлого столетия в Тульской провинции появилось двое бродяг: скопцы Андрей и Кондратий, называвшие себя монахами и киевскими затворниками. Первый из них, старший годами, был, почти бесспорно можно сказать, тот самый христос Андрей юродивый, что успел скрыться от преследований правительства в 1752 году, вероятно, при содействии своих покровительниц из высшего московского общества. Другой, помоложе его, Кондратий Иванович Селиванов, был лицом не менее загадочным. Впоследствии оказалось, что это был крестьянин Орловской губернии, села Столбова. Затворники Андрей и Кондратий пришли в нынешний Алексинский уезд...

Как видно из текста, "христос" Андрей Петрович и легендарный Кондратий Селиванов называли себя киевскими затворниками.

Всё тот же Киев, о присутствии скопцов в котором ещё в 11-м веке писал уже упомянутый мной Н.И. Надеждин в своей работе «Изследование о скопческой ереси».

Могу предположить, что ритуал оскопления, посвящённый вышеупомянутой мной восточной богине, известной нам под разными именами, был внедрён на территорию современной России именно из Киева.

О целях внедрения ритуала оскопления гадать здесь не буду, упомяну лишь о печально известных, показательных случаях кастрации военнопленных в течение прошлого года. А дальше пусть каждый сам делает выводы.