Гостомысл сыграл значительную роль в литературном шедевре XVII века, называемом «Сказание о Словене и Русе и городе Словенске». Он служил лидером новгородских словен и занимал должность первого князя или посадника в первой половине IX века. Благодаря большому количеству источников, широко распространено мнение, что Гостомысл был одним из пионеров в должности посадника в Новгороде или даже стал князем (так как он указан первым в списке посадников). Самые ранние легенды о Гостомысле уходят в XV век, когда Первая Софийская летопись сообщила, что ильменские словены основали город Новгород и назначили Гостомысла своим старшиной.
По Степенной Новгородской книге летописей, князь Гостомысл прожил очень долгую жизнь и умер в глубокой старости. Его предполагаемое место захоронения можно найти на Болотовом холме в окрестностях Новгорода. Как сообщается в Иоакимовской летописи XVII века, перед своей смертью в 844 году Гостомысл пригласил своего внука Рюрика в Новгород и передал ему свой трон. Рюрик был сыном дочери Гостомысла Умилы, которая была замужем за одним из западнославянских князей с острова Руген (современный Руген в Германии) для обеспечения династической преемственности.
Хотя имя Гостомысла фигурирует в западных анналах как имя лидера вендов (западных славян), в древнерусских летописях он впервые появляется только в XVI веке как инициатор "призвания варягов".
Согласно Воскресенской летописи XVI века, по совету Гостомысла были призваны варяги из Пруссии: «…В ту пору был старейшина в Новгороде по имени Гостомысл, скончавший жизнь, и он призвал князя Новгорода и сказал: "Совет даю вам, чтобы вы послали мудрых людей в землю Порускую и призвали князя от тамошних родов…» Гостомысл славится как легендарный старейшина и князь Новгорода. Во многих летописях, таких как Новгородская четвертая, Софийская, Никоновская и другие, говорится о том, что славяне с Дуная переселились на Ладожское озеро, а затем на Ильмень, после чего они стали известными как Русь. Они поселились возле реки Русь, которая впадает в Ильмень, и построили Новгород, где стал править старейшина Гостомысл.
Изложение В. Н. Татищева в Иоакимовской летописи содержит информацию о происхождении Гостомысла из древнего княжеского славянского рода, который восходил к легендарным предводителям славян, таким как Славен, Вандал и Владимир. Отец Гостомысла, Буривой, сражался против варягов в Прибалтике. Выгнанный из родной земли, Буривой вместе со своими родственниками и подвластными князьями оставался на острове в городе Бярмы. Варяги захватили Великий град и обложили тяжелым данью славян, русь и чудь. Жители Великого града обратились к Буривою с просьбой послать им своего сына Гостомысла, который, прибыв в Великий град, захватил власть, расправился с варягами и отказался платить дань захватчикам. Заключив с ними мирное соглашение, Гостомысл построил возле моря город и назвал его в честь своего старшего сына Выбора.
Согласно летописям, князь Новгорода Гостомысл был очень храбрым и мудрым правителем. Его подданные глубоко уважали и почитали его как великого судью, а соседние правители отправляли ему подарки и дани из страха пойти с ним на войну. Многие зарубежные правители приезжали путешествовали как по морю, так и по суше, чтобы получить его совет и оценить его мудрость.
Гостомысл был дедом Рюрика, и у него было четыре сына и три дочери. Дочери вышли замуж за соседних князей, а некоторые сыновья Гостомысла умерли от естественных причин, а другие погибли в войнах, не оставив наследников для наследования его власти. Однажды ночью Гостомысл видел сон, в котором из лона его средней дочери Умилы выросло большое и плодовитое дерево, покрывая всю Великую город и питая всех людей его земли. Гостомысл потребовал разъяснения его сна, и гадатели заявили, что наследниками, которые принесут процветание его земле, будут сыновья Умилы. Перед своей смертью Гостомысл собрал старейшин из Славов, Руси, Чудей, Весей, Мерии, Кривичей и Древлян, рассказал им об своем видении и отправил отборных людей "через море", чтобы найти своих внуков.
Однако легенды о Гостомысле не были подтверждены достоверными источниками, поэтому невозможно определить, как они соответствуют исторической реальности.
#История #Историяроссии #гостомысл #Русь #Древняярусь