Практически все реформы Александра Второго, может быть, за исключением отмены крепостного права, опережали настроения общества. Именно тогда появились термины "оттепель" и "гласность". Кстати, отмена крепостного права позволила разрядить революционную ситуацию, сложившуюся в стране в конце 1850-х – начале 1860-х годов. Александр, как и его отец Николай I, сознавал гибельность для России рабства крестьян. Но, в отличие от отца, у него хватило смелости, молодой энергии и настойчивости провести отмену крепостного права. Он понимал, что "лучше отменить крепостное сверху, нежели дожидаться того времени, когда оно само собою начнет отменяться снизу". Прямо скажем, что в его окружении было мало сторонников такого шага. Нужно было преодолеть сопротивление всего уклада жизни, включая общественное мнение дворянства, света, двора, Государственного совета. В своей речи Государственному совету по крестьянскому делу Александр II указал, что на уничтожение крепостного права "есть его прямая воля". 19 февраля 1861 г. закон об отмене рабства в России был принят. "Имя Александра II отныне принадлежит истории, ... грядущие поколения этого не забудут" - писал Герцен. Тем не менее, в столетний юбилей отмены рабства ни одна советская газета, к стыду и сожалению, ни словом не обмолвилась об этом важном для России событии.
Возьмем любую другую реформу Александра Второго. Судебную, например. Все, что сейчас делается в судопроизводстве России – это судебная реформа Александра Второго. В ней не было только Конституционного суда. Актуальна для местного самоуправления сегодняшней России земская реформа Александра Второго. Военная реформа Александра Второго в деспотической, казалось бы, России, была одной из самых гуманнейших в мире. Страна берегла образованных людей – мужчины с высшим образованием по военной реформе Александра Второго в армии в мирное время не служили вообще, а в военное могли привлекаться на военную службу только в добровольном порядке. Выпускники гимназий (по нашим меркам, это выпускники обычных средних школ) служили в армии половину положенного срока. Единственный юноша в семье не подлежал призыву на военную службу. Если в семье было двое и более юношей, то младшие не призывались на военную службу, пока старший не отслужит. Если старший ребенок погибал в период службы или получал серьезные увечья, то из этой семьи никто из юношей больше не призывался на военную службу. Подобные льготы можно назвать только социальными. Это происходило в императорской России!
Не надо забывать и о том, что Александр Второй сделал для образования. Высшее образование с его подачи стало доступным для выходцев из простых слоев нашей страны. Так высшее образование смог получить сын бывшего крепостного крестьянина Илья Николаевич Ульянов – его диплом подписан ректором Казанского университета, знаменитым математиком Лобачевским. Отец Ульяновых смог дослужиться до должности, аналогичной нынешнему министру образования региона, стать приобретенным дворянином, а его дети, в том числе и Владимир Ульянов, стали уже дворянами потомственными. Среди генералов – героев Первой мировой войны, очень много детей нижних чинов и мещан – все они получали высшее военное образование как раз во времена Александра Второго.
Правление Александра Николаевича охарактеризовалось мощным расцветом культуры. Это время русских гигантов - Толстого Л.Н., Тургенева И.С., Толстого А.К., Фета А.А., Мусогского М.П., Балакирева М.А., Бородина А.П., Римского-Корсакова Н.А., Кюи Ц.А., Стасова В.В., В это же время заметный вклад в русскую культуру внесли Рубинштейн А.Г. и Антокольский М.М. Родившиеся в еврейских семьях, поддержанные благородными русскими людьми и воспитанные русской средой, они отблагодарили Россию своим творчеством. Наряду с композиторской деятельностью (оперы "Демон", "Нерон" и другие), Рубинштейн А.Г. основал Певческую Академию, Русское Музыкальное общество и Петербургскую консерваторию. Скульптуры Антокольского М.М. - Иван Грозный, Петр I, Ермак, Нестор-летописец, Христос, Мефистофель, Сократ, Спиноза и другие являются украшением Русского музея.
Эра Александра II - время глубоких и всесторонних реформ, затрагивавших все слои русской жизни. Много новых идей общественного, религиозного, научного, художественного и этического сознания проникает в умы разночинной и дворянской молодежи, распространяясь по многочисленным учебным заведениям, созданным в эпоху реформ. Классические и реальные гимназии становятся типовыми, всесословными образовательными учреждениями. Их жизнь продлится до средины 20-х годов XX века, когда революционная буря изменит форму и дух обучения молодежи. Свобода, столь долго загоняемая в тайники бытия в период николаевского застоя, легко находит молодые души, девственные в профессиональном отношении и пылкие в эмоциональном. Героями классической литературы становятся Базаров, Рахметов, Рудин и другие персонажи, не умеющие абсолютно ничего делать, но готовые ценой собственной жизни переустроить мир по некоему туманному для всех, в том числе, и для них самих замыслу. Необходимая для развития общества критика становится единственным действием героев романов и молодежи, подражающей своим "гениям". Русская литература породила длинный ряд ниспровергателей устоев и борцов со злом, всегда существующим в жизни, но в ней, т.е. в литературе, практически не было людей дела или людей, имеющих хотя бы вкус к созданию новых и конкретных форм бизнеса или творчества. Общество, воспитанное русской литературой, легко перешагнуло ту опасную грань, за которой начинается сочувствие и аплодисменты террору. Злая ирония судьбы повернула острие террора на Государя, больше кого-либо из Романовых сделавших для блага России. Подпольная Россия требовала его смерти... Финал нашего этюда о царе-реформаторе впереди.
Следите за моими дальнейшими публикациями и не забывайте подписываться на мой канал в Дзене!
Внимание! Статья основана на материалах открытого доступа в информационно-коммуникативной сети «Интернет» и не претендует на историческую ценность.