Найти в Дзене

Опровержение устоявшихся в умах людей лживых стереотипов о Царе Иоанне Грозном. Часть 3. Был ли Царь Иоанн многожёнцем?

В предыдущей заметке было доказано, что Царь Иоанн Грозный не был тираном, исчадием ада, каковым его преподносят, а также тот факт, что перед смертью Царя Иоанна Грозного постригли в Схиму и причастили Святых Христовых Таин. В Царствие Небесное Царь Иоанн Грозный вошёл как Схимонах Иона. В этой заметке рассмотрим, насколько справедливы обвинения Царя Иоанна Грозного в «многожёнстве» (или всё-таки, «многобрачии»?), «прелюбодеянии», «блуде»... Царя Иоанна Грозного обвиняют в «многожёнстве». К примеру, митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий (Поярков) в своём антиисторическом докладе «К вопросу о канонизации Царя Ивана Грозного и Григория Распутина», сделанного в 2004 г., пишет: «Сторонники канонизации Ивана Грозного отрицают как миф многоженство царя…». Стоп. Что подразумевать под «многожёнством»? «Многожёнство» по-гречески «полигиния», этот термин подразумевает под собой, когда мужчина состоит в браке одновременно с несколькими женщинами, как, например, Ветхозаветный Св. Царепророк

В предыдущей заметке было доказано, что Царь Иоанн Грозный не был тираном, исчадием ада, каковым его преподносят, а также тот факт, что перед смертью Царя Иоанна Грозного постригли в Схиму и причастили Святых Христовых Таин. В Царствие Небесное Царь Иоанн Грозный вошёл как Схимонах Иона. В этой заметке рассмотрим, насколько справедливы обвинения Царя Иоанна Грозного в «многожёнстве» (или всё-таки, «многобрачии»?), «прелюбодеянии», «блуде»...

Царя Иоанна Грозного обвиняют в «многожёнстве». К примеру, митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий (Поярков) в своём антиисторическом докладе «К вопросу о канонизации Царя Ивана Грозного и Григория Распутина», сделанного в 2004 г., пишет: «Сторонники канонизации Ивана Грозного отрицают как миф многоженство царя…». Стоп. Что подразумевать под «многожёнством»? «Многожёнство» по-гречески «полигиния», этот термин подразумевает под собой, когда мужчина состоит в браке одновременно с несколькими женщинами, как, например, Ветхозаветный Св. Царепророк Соломон, имевший 700 жён и 300 наложниц (3-я Книга Царств 11:1–3), или имевшие гаремы языческие и исламские правители. Новый Завет запрещает многожёнство (1-е Послание Св. Апостола Павла к Коринфянам 7:2–5, Послание Св. Апостола Павла к Титу 1:6). Разве Царь Иоанн Грозный имел одновременно несколько жён? Разве было одновременно несколько Цариц? Разве Царь венчался с несколькими женщинами одновременно? Новый Завет и Православное вероучение запрещают такое, а Царь Иоанн Грозный был глубоко верующим, набожным человеком, и знал наизусть всю Библию (Геннадиевскую Библию 1499 г. из 76 Книг). На Руси, девушка получала статус жены только после совершения Таинства БракоВенчания. Поэтому, называть жёнами тех, с которыми Православный Христианин не венчался – не корректно. Для их обозначения в Православiи есть другой термин – напр. «блудница» – но только не жена. Поэтому утверждение о том, будто Царь Иоанн Грозный был «многожёнцем» – очередной клеветнический миф. Могут возразить: «а как же 7–8 браков Царя?». Во-первых, было повторное вступление в брак Царя после смерти супруги. В этом случае, правильнее выразиться словом не «многожёнство», а «многобрачие», «несколько вступлений в брак после смерти каждой супруги». А во-вторых, этих браков было не 7–8, а 4.

Царю Иоанну приписывают вступление в брак 7, а то и 8 раз! Но летописи и факты свидетельствуют, что Царь вступал в брак не более 4-х раз. Во времена Царя Иоанна Грозного всё народонаселение было набожным (тем более Сам Царь Иоанн Грозный – борец за Чистоту и Полноту Православия[1], Его воспитателем и наставником был Свт. Макарий Митрополит Московский (1542–1563; не путать с митрополитом Макарием (Булгаковым), который жил в XIX веке!) – последователь Св. Преп. Иосифа Волоцкого[2], венчавший на Царство Иоанна Грозного; и единственной формой брака было ВЕНЧАНИЕ (одно из Семи Церковных Таинств). Гражданских браков в то время не было. А все свои ЧЕТЫРЕ брака Богобоязненный Царь Иоанн Грозный ВЕНЧАЛСЯ.

Русские летописи уверенно говорят только о 4-х женах Иоанна Васильевича, однако в них, также имеется изрядная путаница, разобраться в ней можно, но… только если захотеть.

Вот например, одна из мифических «жен» Царя, упоминаемая в летописях – Анна Колтовская. Мазуринский летописец под 7078 (1569) годом рассказывают о том, как Освященный собор дал Царю разрешение на четвертый брак и упоминает затем в тексте имя «Царицы Анны». Новгородская вторая летопись сообщает о женитьбе Царя на третьей жене – Марфе Собакиной – под записью от 28 октября 7080 (1571) года и о поездке в Новгород. Вместе с ним в Новгороде находилась и Анна (до 17 августа 1571 г.) Но та же Новгородская вторая летопись сообщает о женитьбе Царя на третьей жене, Марфе Собакиной под записью от 28 октября 7080 (1571) года, что соответствует действительности. Но это на два года позже, чем указанная в Мазуринском летописце дата разрешения на четвертый брак (7078/1569 год – год смерти второй жены, Марии Темрюковны)! Как может быть четвёртый брак до третьего?

Теперь, что касается якобы имевшей место 28 апреля 1572 года "официальной свадьбы" с Анной Колтовской. Здесь разобраться ещё проще. В августе 1572 года Царь был при смерти и составил «духовную грамоту» (т.е. завещание). В этом завещании Царь упоминает только трех своих жён: Анастасию, Марию и Марфу, делит наследство только между своими двумя сыновьями – Иваном и Феодором. Ни о какой четвертой жене в завещании 1572 года нет и речи.

Каким же образом и откуда в летописной записи за август 1571 года могла возникнуть «Царица Анна»? Единственное объяснение путаницы заключается в том, что, как уже говорилось выше, летописи писались много десятилетий спустя после описываемых событий, и потому точность описания и датировка в них оставляют желать лучшего. Возможны и позднейшие вставки ретивых сторонников Бориса Годунова, при которых летописи активно редактировались в «нужную», в соответствии с политическим моментом, сторону.

Дело в том, что рядом с матерью Иоанна Грозного похоронены четыре его жены: Анастасия Захарьина-Юрьева, Мария Темрюковна, Марфа Собакина и Мария Нагая. К жёнам Царя причисляют Анну Колтовскую, ссылаясь на то, что она не похоронена в царской усыпальнице ввиду того, что пострижена в монахини при Борисе Годунове. Однако четвёртая (и последняя!) жена Иоанна Грозного Мария Нагая тоже была пострижена в монахини при Борисе Годунове, что, однако, не помешало ей быть похороненной в царской усыпальнице, причём в монашеском облачении. И Мария Нагая, и Анна Колтовская, были сосланы в Горицкий девичий Воскресенский монастырь, однако после смерти одна удостоилась погребения в Москве как царица, а другая нет. Вывод: Анна Колтовская женой Царя Иоанна Грозного никогда не являлась.

«Конечно, четыре супруги — безусловное нарушение церковного канона. Но, во-первых, не семь-восемь. А, во-вторых, третья супруга царя, Марфа Собакина, тяжело заболела ещё невестой и умерла через неделю после венца, так и не став царской женой де-факто. Для подтверждения этого была созвана специальная комиссия, и на основании её выводов Царь получил впоследствии разрешение на четвёртый брак»[3]. Ведь нужен был наследник Престола! И им стал Св. Царевич-Великомученик Димитрий Углический, сын Марии Нагой. Именно ввиду данной исключительной ситуации Русская Православная Церковь собрала Собор и Соборным Разумом, взяв на себя всю ответственность, благословила Царя на четвертый брак (четвёртый раз на Таинство Браковенчания). При этом на Царя была наложена епитимья, которую Государь нёс в течение года.

Принципиальным моментом в 4-м браком Царя является то, что благословение на него Царю дал не Митрополит, а Освященный Собор Русской Православной Церкви. Именно Церковь венчала Царя с Марией Нагой. А потому, делая какие-либо суждения по данному вопросу, следует быть крайне осторожным. Т.к. ставя под сомнение законность брака Государя с Марией Нагой (это делают те, кто говорят о 5-ти, 7-ми «женах» Царя, которые, якобы были у него до Марии Нагой), можно похулить не столько Царя Иоанна, Царицу Марию и Св. Царевича-Великомученика Димитрия, сколько Бога (Который Своею Благодатию совершает Таинство) и Церковь Христову (через которую Бог действует Господь изливает в Таинствах Благодатные Дары). А то, что Царь с Марией Нагой венчался – неоспоримый факт!

«Надо помнить, что в царской жизни нет ничего личного, но всё — направлено на благо государства. Ведь даже зачатие наследника престола было… общественным делом. Вся Москва извещалась специальным колокольным звоном, когда царь входил в опочивальню к царице (они жили в отдельных теремах), дабы православный народ молился о зачатии здорового телесно и духовно царевича. Нам сегодня просто не возможно понять то чувство религиозного трепета, которое испытывали русские к своему царю, являвшемуся для них выразителем Божией воли и истины»[4]

Интересно, что уже в XX веке, во время вскрытия её гробницы, царица Марфа была найдена исследователями совершенно нетленной. Как живая, лежала она перед поражёнными людьми. Однако вскоре, под воздействием воздуха, ее плоть обратилась в прах.

Митрополит Ювеналий (Поярков) пишет в своём докладе 2004 года, цитируя митрополита Макария (Булгакова): «Хотя епитимия налагалась на трёхлетний срок, запрет на принятие Святых Тайн действовал до конца жизни царя[5]. Митрополит Макарий (Булгаков) следующим образом описывал дальнейшую историю многожёнства Ивана Грозного. "...Прошло два-три года, и царь развелся со своею четвёртою женою, отпустив её в монастырь, а сам женился на пятой жене (около 1575 г.) и вскоре потом на шестой и на седьмой (в сентябре 1580 г.) и все это делал без всякого разрешения со стороны церковной власти, и не считал нужным даже просить у нее прощения и молитв, как просил по вступлении в четвёртый брак"»[6].

Во-первых, митрополит Макарий (Булгаков) не жил во времена Иоанна Грозного, а во-вторых хочется задать ему вопрос: а можно поподробнее о пятой, шестой и седьмой жёнах? И их имена? И когда это Царь успевал так быстро жениться? И почему они не похоронены в царской усыпальнице, как Мария Нагая, пусть даже в монашеском облачении? И почему всё-таки Анна Колтовская не похоронена в царской усыпальнице, пусть даже в монашеском облачении?

А ведь есть ещё такие мифические "жёны", как Анна Васильчикова, Василиса Мелентьева[7], Наталья Булгакова[8], Авдотья Романовна, Анна Романовна, Марья Романовна, Марфа Романовна, Мамельфа Тимофеевна[9] и Фетьма Тимофеевна… Вот где простор для клеветнических измышлений! Одни Романовны да Тимофеевны! Причём превышающее «традиционное» число в семь-восемь!

ВЫВОД: С уверенностью можно говорить только о четырёх жёнах Иоанна Грозного, причем четвёртый, брак был совершен по решению Освященного Собора Русской Православной Церкви и Царь понёс за него наложенную епитимию. Четвёртый брак был разрешен ввиду того, что третий брак (с Марфой Собакиной) был только номинальным, Царица умерла, так и не став фактически Царской Супругой. Эти четыре брака умещаются в исторический период правления Царя Иоанна Грозного. Имена четырёх жён: Анастасия Романовна Захарьина-Юрьева, Мария Темрюковна, Марфа Васильевна Собакина и Мария Нагая. Остальные "Романовны" да "Тимофеевны", "Булгаковы" с "Мелентьевыми" да "Васильчиковыми" – не умещаются в исторический период, и являются не более, чем плодом фантазии, мифом, вымыслом.

Казимир Валишевский, сообщая, будто Царь превратил Александровскую слободу в «вертеп разврата», с иронией пишет: «Не трудно представить, что происходило у Александровских «иноков».

Представить, конечно, можно все, что угодно, но хотелось бы все же узнать, какие именно факты имел в виду автор. Или Валишевскому нечего сказать, кроме общих фраз?

«Со времени смерти Анастасии семейная жизнь его не представляла ничего поучительного», — нравоучительно вещает Валишевский «прогрессивным людям» либеральной предреволюционной поры, сплошь исповедующим «свободные нравы». Здесь наверняка сказывается закономерность, давно отмеченная психологами: каждый человек обвиняет других именно в том, к чему склонен сам – «у кого что болит – тот про то и говорит». «Культурный» исследователь сознательно или подсознательно проецирует на место Государя себя. Чем бы он занялся, имея власть Грозного? Ясное дело, выпивка, бабы… Возможность искать иные радости, духовные, ему и в голову не приходит. Да и сейчас, в наш «просвещённый» век, не менее смешно смотреть, как ужасаются «царскому разврату» те, кто с пеной у рта ратует за легализацию проституции и равные права содомитов (т.е. извращенцев – так называемых «сексуальных меньшинств»). Так и хочется спросить: а судьи кто?

Но другие исследователи все же обратили внимание: если Царь так круто оттягивался, зачем же ему требовались жены? И чтобы разрешить очевидную нестыковку, оговариваются: дескать, да, был развратником, но и педантом в религиозных делах, поэтому каждую связь старался узаконить браком[10]. Извините, а какую связь? С 50 пленницами Царь тоже венчался? И с вдовами и дочерьми репрессированных? Ещё раз повторю: в то время гражданских браков НЕ БЫЛО! На Западе (давно отступившем от Бога и Его Истинной Церкви – Православной) любовницами монархов никого нельзя было удивить, для клеветы это не годилось. Иное дело – многожёнство, преступление против религии. А в России пропагандистские сплетни подхватили Карамзин, Шлёцер, Миллер, Ключевский, Костомаров, и, к сожалению, митрополит Макарий (Булгаков), а вслед за ним, некоторые современные церковные деятели вроде митрополита Ювеналия (Пояркова), протоиерея Георгия Митрофанова, иереев Даниила Сысоева, Георгия Максимова, Максима Каскуна, диакона Андрея Кураева, Алексея Осипова и сектоведа Александра Дворкина.

Зададимся вопросом: почему Царь вступал ЧЕТЫРЕ (а не семь-восемь) раза в брак? Ответ прост: потому что предыдущая супруга умирала от яда, который подсыпали изменники-бояре. Да и самого Царя они отравили. Содержание ядов в костях Царя Иоанна Грозного и его сына Царевича Иоанна Иоанновича превышает предельно допустимую концентрацию аж в 4 раза (яды Царю Иоанну Грозному тайком подсыпал Иоганн Эйлоф). А третья супруга Марфа Собакина подверглась такому отравлению, что:

1) Умерла вскоре после венчания;

2) Когда в 1963 году её гробницу вскрыли, то консервирующее действие огромного количества ядов было в анаэробных условиях таким, что она как живая лежала перед изумлённой экспертизой. Но под действием атмосферного воздуха её тело истлело.

А Наследник Престола был нужен – дело Государственной важности. Поэтому Церковь дала Царю разрешение на ЧЕТВЁРТЫЙ (И ПОСЛЕДНИЙ!) брак с Марией Нагой, от которой у него родится Царевич Димитрий.

А вот Король Англии Генрих VIII Тюдор вошёл в историю тем, что создал англиканство (протестантский раскол), перевешал за бродяжничество 72 тысячи человек, 6 раз вступал в брак, двух из надоевших жён он отправил на плаху. Жёны Генриха VIII Тюдора:

1-я жена – Екатерина Арагонская. Генрих VIII насильно расторг с ней брак, за что папа римский Климент VII объявил об отлучении Генриха. Была отравлена, правда, до сих пор неизвестно, кто заказчик её отравления: Генрих VIII или Анна Болейн.

2-я жена – Анна Болейн. Обезглавлена по приказу Генриха VIII.

3-я жена – Джейн Сеймур. Умерла от родильной горячки.

4-я жена – Анна Клевская. Этой повезло – Генрих VIII заявил, что фактических брачных отношений между ним и Анной не сложилось, и они сумели договориться, и остаться друзьями.

5-я жена – Екатерина Говард. Обезглавлена по приказу Генриха VIII.

6-я жена – Екатерина Парр. На её руках умер сам Генрих VIII.

Генрих VIII учинил раскол на той почве, что папа римский Климент VII не дал ему согласия и благословения на развод с Королевой Екатериной Арагонской. Причин, по которым Генрих в 1527 г. задумал развестись с Королевой, две: 1) он увлёкся Анной Болейн, которую при дворе называли «французской кобылкой»; 2) Королева Екатерина хоть и несколько раз рожала детей, но все дети, за исключением Марии (которой удалось выжить), умирали во младенчестве. Таким образом, Королеве Екатерине не удалось воспроизвести сына, который стал бы престолонаследником. Генрих VIII в 1533 г. насильно расторг брак с Екатериной Арагонской (но, к счастью, ещё не додумался её казнить), женился на Анне Болейн (а вот начиная с неё он казнил надоевших ему жён), а в 1534 г. устроил раскол, создав независимую от Рима Англиканскую «церковь». За все эти деяния папа римский Климент VII объявил об отлучении Генриха VIII, но тот плевать хотел на слова и отлучения Климента VII. Англиканская «церковь» поначалу ничем не отличалась от Римо-католической, разве что не подчинялась папе Римскому; однако в 1536 г. парламент Англии пересмотрел основы Англиканской «церкви», и в ней осталось лишь три Таинства: Крещение, Покаяние (Исповедь) и Причастие. Таинство Венчания (наряду с Миропомазанием, Соборованием, Священством) вычеркнули из списка Таинств (следуя лжеучениям Джона Уиклифа), чтобы впредь избегать «лишних хлопот». По всей видимости, низложенная Королева Екатерина Арагонская была отравлена либо по приказу Генриха, либо его новой супруги Анны Болейн: после её смерти в зáмке Кимблтон, было произведено вскрытие тела Королевы, и обнаружилось, что её сердце чёрного цвета, и на нём какой-то нарост. В предсмертном письме к Генриху VIII Королева Екатерина написала, что прощает ему все обиды, которые тот нанёс ей, и просила позаботиться об их общей дочери, Принцессе Марии (которая в итоге станет Королевой Англии, получит прозвище «Кровавая» – но справедливо ли?..).

Анна Болейн родила Генриху дочь вместо сына (будущую Королеву Елизавету), прочие беременности Анны Болейн заканчивались выкидышами, за что Болейн жестоко поплатилась – Генрих сфабриковал дело, обвиняющее Болейн в супружеской измене, а любая измена Королю приравнивалась к государственной, за что Анна Болейн сложила голову на плахе палача в Тауэре. А дочь от Анны Болейн Елизавету Генрих объявил незаконнорожденной – как и Марию. На второй день после казни Болейн Генрих VIII женился на Джейн Сеймур. Современники справедливо отмечали ангелоподобность Джейн Сеймур, сравнивали её со светлым Ангелом, в то время как Анну Болейн справедливо сравнивали с ведьмой. В Рождество 1536 г. Королева Джейн Сеймур сумела воссоединить всю Королевскую семью – впервые за много лет Король Генрих отмечал Рождество в окружении своих близких. 12 октября 1537 г. Джейн Семур родила Королю Генриху долгожданного сына, Эдуарда (будущего Короля Эдуарда VI), но через 12 дней скончалась от родильной горячки.

Король Англии Генрих VIII Тюдор устроил англиканский раскол, причём на семейной почве, и из-за этого государство Английское сменило религию. Кайзеры (Императоры) Священной Римской Империи вели мудрую политику: давали взбучку папам Римским, ставили пап Римских на место, пресекая их притязания на абсолютную власть, но и в раскол не уходили. Генрих VIII Тюдор не обладал мудростью и талантами, которыми обладали Кайзеры Священной Римской Империи.

Вот такие дела. Заметьте: Царь Иоанн Грозный, в отличие от Генриха VIII Тюдора, никого из своих жён не казнил! И вступал в брак 4, а не 6 (как Генрих VIII Тюдор), не 7 и более раз! Напрашивается вопрос: кто из них настоящий тиран и развратник?...

[1] наряду со Святыми Иосифом Волоцким, Геннадием Новгородским и Макарием Московским.

[2] впоследствии Св. Благов. Царь-Великомученик Иоанн Грозный внимательно изучит творения Св. Преп. Иосифа Волоцкого и будет жить его творениями. Святые Иоанн Грозный, Иосиф Волоцкий, Макарий Московский и Геннадий Новгородский – образцы ревнителей борьбы за Чистоту и Полноту Православия против всех ересей, главным образом, против ереси жидовствующих (последователями этой ереси являются современные цареборцы, экуменисты и паписты – например, митрополиты Ювеналий (Поярков), Иларион (Алфеев), протоиерей Георгий Митрофанов, иерей Максим Каскун, диакон Андрей Кураев, Алексей Осипов и Александр Дворкин).

[3] Манягин В.Г. Правда Грозного Царя. М.: Алгоритм, 2007, с. 199.

[4] Там же, с. 201–202.

[5] И здесь митрополит Ювеналий (Поярков) вводит в заблуждение читателя (хотя считает себя профессиональным историком-специалистом). В «Грамоте избранной и утвержденной на царство царю Борису Феодоровичу» записано: «егда же восхотевшу Богу во онь век безконечный преставити от жития сего государя, царя и Великаго Князя Ивана Васильевича всеа Руси, тогда повеле приити к себе духовнику своему архимандриту Феодосию, хотя ему исповедати последнее исповедание, и пречистых Христовых Тайн от него причаститься. Егда же Великий государь последняго напутия сподобися, пречистаго тела и крови Господа, тогда во свидетельство представляя духовника своего архимандрита Феодосия, слез очи свои наполнив, глаголя Борису Феодоровичу: тебе приказываю душу свою и сына своего Феодора Ивановича и дщерь свою Ирину» (Древняя Российская Вифлиофика. Ч. 7. с. 54). Так что Царь Иоанн Грозный перед смертью Причастился, как и положено Православному Христианину и принял постриг в схиму с именем Иона, как свидетельствуют о том многочисленные документы.

[6] Макарий (Булгаков), митр. Московский и Коломенский. История Русской Церкви. Кн.4. Ч.1. История Русской Церкви в период постепенного перехода ее к самостоятельности (1240-1589). Отд.2. Состояние Русской Церкви от митрополита святого Ионы до патриарха Иова, или в период разделения ее на две митрополии (1448-1589). М., 1996, с.173.

[7] «Некоторые историки подвергают сомнению сам факт существования таинственной Василисы Мелентьевой, считая упоминание её в летописи чьей-то позднейшей «шуткой» — то есть специальной вставкой!» (Манягин В.Г. Правда Грозного Царя. М.: Алгоритм, 2007, с. 200–201)

[8] Наталью Булгакову выдумал Джером Горсей. В научных комментариях Ю.А. Лимонова к тексту Горсея мы читаем: «Упоминание жены Ивана IV Натальи Булгаковой — ошибка, таковой не существовало» (Россия XV–XVII вв. глазами иностранцев. – Л.: Лениздат, 1986, с. 533). Эту фразу можно повторить и по отношению к большинству других «жён» Царя Иоанна.

[9] Кстати, Мамельфа Тимофеевна – имя матери Добрыни Никитича, жившего при Св. Равноап. Князе Владимире… И её приписывают к жёнам Иоанна Грозного?!. Можно только подивиться такой логике цареборцев!

[10] Например, упоминавшийся выше Казимир Валишевский словно удивляется тому, что написал и сам себя в очередной раз опровергает: «Однако, как же согласовать эту распущенность Царя с его постоянным стремлением вступать в новые брачные союзы? По-видимому, это совершенно противоречит ходячим легендам о целых толпах женщин, будто бы приводимых в Александровскую слободу, или о гареме, повсюду сопровождавшем царя в его поездках. Иван был большим любителем женщин, но он в то же время был и большим педантом в соблюдении религиозных обрядов. Если он и стремился обладать женщиной, то только как законный муж».

Не сумев найти подтверждений блудодейству Грозного Царя, Казимир Валишевский стремится приписать Иоанну хотя бы те пресловутые 7–8 жён.

Авторский текст Николая Журавлёва.