Это Первый постоянный мост через Неву в городе. Самый старый. И называли его по-разному. А сейчас поговорим, как менялся за 170 лет Благовещенский мост в Петербурге.
Благовещенский мост — первая постоянная разводная переправа на Неве в Санкт-Петербурге. Мост является границей «река-море». Выше него течёт Большая Нева, ниже моста — начинается водный морской путь.
А как жил город до появления этого красавца? Как питерцы переправлялись через своенравную реку? До 1850 года, чуть выше по течению Невы, находился наплавной мост. Вот он на старинной картине.
Деревянные плоские баржи-плашкоуты на якорях закреплялись друг с другом. Сверху выкладывался помост. Одна часть временно разбиралась для прохождения судов. А зимой передвигались через реку, покрытую крепкий льдом, на санях.
Но технологии мостостроения со временем развивались. И в 1842 году было решено начать строительство первой постоянной переправы. Нева — река бурная и полноводная. И сложные подводные работы проводились внутри специальных колоколов, на глубине 10-ти метров. За 8 лет был построен вот такой восьми-пролётный роскошный мост.
Разводной пролёт располагался у берега (на картине слева). В то время мосты разводились только горизонтально. 40 минут (!!!) открывался такой пролёт. Но это было новшество!
Длина переправы составила почти 300 метров, с длиною — 20 метров. И этот Благовещенский мост стал самым протяжённым в Европе.
На картине изображена бурная жизнь столицы. На заднем плане —Васильевский остров. Справа видна Академия Художеств. Даже сфинксы на набережной перед Академией просматриваются.
Почему мост получил название Благовещенский? Потому что на левом берегу была возведена Благовещенская церковь. В те же годы.
Её хорошо видно на этой цветной фотографии, сделанной уже много позже. Про этот храм и Благовещенскую площадь можно прочитать в статье Здесь.
На открытии моста, в 1850 году, император Николай Первый прошёл пешком со своей семьёй до середины сооружения. И, удовлетворённый построенным объектом, с радостью расцеловал Станислава Кербедза, автора проекта и руководителя стройки.
Сохранилась легенда, что император обещал автору проекта Благовещенского моста — за каждый пролёт сооружения — повышение в инженерном чине. Разговоры разговорами. Но Станислав Кербедз имел звание майора Корпуса инженеров путей сообщения. А закончил строительство моста в звании генерал-майора!
Через 4 года после открытия моста на быке у разводного пролёта появилась Часовня Николая Чудотворца.
Автором проекта явился любимый архитектор императора Андрей Штакеншнейдер. Огромный мозаичный образ Николая Чудотворца украшал стену напротив входа. Его выполнили в Италии ученики Академии Художеств.
Посмотрите, ещё раз на фото ниже, как красиво перекликаются купола Благовещенского храма с луковкой часовни на Благовещенском мосту.
Сегодня этих христианских памятников, увы, нет. Исчез шпиль Реформатской церкви (наверху слева) — сейчас там полуразрушенный ДК работников связи. Но осталась луковка домовой церкви Николаевского дворца (в центре на фото).
В 1855 году скончался император Николай Первый. И переправа стала называться Николаевским мостом.
Через девять лет на мосту уложили рельсы конно-железной дороги. И пошли первые Конки. Именно Первые — от 6-ой линии Васильевского острова, где сегодня находится наземный вестибюль станции метро Василеостровская, к Адмиралтейству. А уже в 1907 году по мосту загрохотали трамваи (видео о Первой Конке, или внизу статьи).
В 1918 году переправа получила новое имя — мост Лейтенанта Шмидта. Пётр Шмидт возглавил восстание на крейсере «Очаков» в Севастополе в 1905 году, позже был казнён. (Не путать с Отто Шмидтом, исследователем Памира и Севера, математика, геофизика).
А в 1930 году была снесена красавица-Часовня. На дореволюционном фото ниже — Часовня ещё на месте. На причале и мосту кипит бурная жизнь. Пароходы дымят трубами.
А вот так выглядит сегодня это место, почти с этого же ракурса. Пониже.
Набережная для пешеходов оформлена булыжником. А левее — пролегает очень напряженная транспортная магистраль. Она не попала в кадр.
Прекрасная фотография. По мосту двигается по рельсам конка. По краям — телеги с грузами. У самой решётки дорожка для пешеходов. А на переднем плане — дивные чугунные перила моста. С морскими коньками.
Такой изящный орнамент создан по эскизу архитектора Александра Брюллова. Эти крылатые морские мифические коники называются гиппокампы. Они держат раковину и трезубец. На самом деле, в Петербурге гиппокампы встречаются почти на каждом шагу. Они украшают мосты, фасады зданий, арки. Только мы мало обращаем на них внимание. А гиппокампы, думаю, наряду со львами и сфинксами, являются оберегами Петербурга.
Мост в 30-х годах проходил реконструкцию. А во время последней реконструкции, в 2007 году, рядом со старым мостом соорудили временный мост-дублёр. И горожане сразу же нарекли его «сыном лейтенанта Шмидта».
И в этом же, 2007 году, мосту возвратили историческое имя — Благовещенский.
Теперь мост имеет длину 356 метров, восьмиполосное движение. Без трамвайных путей. И в сезон навигации разводится средний пролёт. Всего за 55 секунд!
Мост снова зовётся Благовещенским. Но не перекликаются, как в былые времена, купола Благовещенского храма (на левом берегу) с луковкой часовни Николая Чудотворца на мосту (у правого берега). Нет их на месте, снесены 100 лет назад! «До основанья, а затем...».
Красоту уничтожили и ничем не заменили. Хорошо, что вернули Благовещенскому мосту родное имя!
Видео о первой Конке Петербурга:
Спасибо за прочтение статьи! Спасибо за лайки/комменты/подписки! Берегите себя! До встречи!