Найти тему

ИСТОЩАЮЩИЙ ФАКТОР

Жизнь идёт своими чередом и проект Чувство покоя продолжает свою работу.

Мы с вами уже поговорили об истощающем факторе - переживаниях, которые, становясь нормой незаметно наносят вред здоровью и понижают нашу способность справляться со стрессом. Мы писали вам о важности направить фокус внимания на свои повседневные чувства, дабы управлять, как говорят многие наши коллеги «бессознательным».

Да, всё верно. Бессознательное от осознанного отличается только одним элементом – наличием или отсутствием функции внимания. Всё, на что мы перестаем обращать внимание становиться бессознательным, а значит, неуправляемым. Это происходит благодаря большому количеству повторений. Когда вы что-либо исполнили тысячу раз, вы можете делать с закрытыми глазами и не обращая на это внимание. Это автоматизм. И эта легкость кажущаяся. За ней стоят годы тренировок. Когда вы овладели чем-то в совершенстве функция внимания отключается за ненадобностью, поскольку она замедляет скорость исполнения отточенного до совершенства действия. Это удобно, но вместе с тем и создаёт главную проблему в психологии.

Наши навыки устаревают, потому что мир меняется. И то, что было идеально несколько лет оказывается ошибочным и даже вредным сегодня просто потому, что уже не соответствует действительности.

Таким образом и возникает главная задача психолога - наладить соответствие. Сделать переживание клиента уместными. Итак, эмоциональный стресс — это несоответствие реакции на событие по смыслу или по времени. Давайте подробнее по порядку.

По времени. Школа саногенноего мышления считает, что переживание должно заканчиваться вместе с событием! Разволновались, стало обидно, страшно, событие закончилось? Если угроза миновала, а обидчик извинился, переживание должно прекратиться. Однако, очень часто обидные события помнятся неделями, а то и годами, отравляя собой жизнь носителя, нарушая коммуникацию и даже здоровье. Эмоция часто остается жива, поскольку ум ее владельца постоянно заставляет страдать, плакать, злиться и переживать в памяти травмирующее событие снова и снова. Можно лелеять чувство жалости к себе, огорчаться из-за вопиющей несправедливости, а можно подумать, сделать выводы и успокоиться. Это очень важно сделать своевременно и правильно. Ведь в то время, как эти переживания забирают силы, МИР продолжает ЖИТЬ и МЕНЯТЬСЯ! А мы должны ему соответствовать. Всякое несоответствие вызывает боль.

К примеру, если вы надели ботинок не по размеру, а меньше, вы стопчете ноги в кровь. Если же обувь велика, вам крайне неудобно будет ею пользоваться, и вы все равно вынуждены будете снять ее. Когда дело касается эмоций, в силу образовавшегося автоматизма (мы о нем писали выше) мы действуем упрямо глупо. И дело тут в том, какое значение мы придаем происходящему: соответствующее или нет.

Присвоение значения. Именно эта операция ума является основной для определения дальнейших действий! Именно то, как мы оцениваем ситуацию, руководит нашими поступками и состоянием. Хочу привести пример из практики.

На занятии подросток 13 лет жалуется на невыносимую обиду на отца. Тот заставил сына отправиться на совместную еженедельную регулярную тренировку по бегу, хотя сын решил пропустить запланированную пробежку по причине плохого настроения. «Я огорчен! У меня произошло в школе грустное событие. (Отец не понял тонкой душевной организации сына, что привело к сильнейшему разочарованию отпрыска.) Как так можно!» – возмущался подросток. «Он должен был меня уговорить, объяснить почему необходимо бежать! Это несправедливо!» - все продолжал сокрушаться подросток.

Давайте зададимся вопросом: а здесь уместно применение понятия справедливость? Разве пробежка является наказанием? А подросток жертвой? Сын находится в ситуации распределения благ? Почему обида, принесенная из школы, распространилась на отца? Разве он обидчик?

Наши волшебные алгоритмы вопросов для разбора эмоций привели сына к осознанию, и ребенок осел в спине, сгорбился и сжался, как маленький. На мой вопрос, что случилось? Все ли хорошо? Я услышала очень полезный для самого мальчика ответ: «Мне стыдно перед папой!»

В этот момент наш герой осознал, что папа воспитывает в нем мужчину, характер и готовит к будущей успешной жизни. Да и повод для обиды в школе ничтожным, им можно было свободно пренебречь. Отец же требовал стойкости, подавал пример. Однако, сын изначально воспринял поступок отца, как пренебрежение и невнимание. А есть ли оно там? НЕТ. Источником является забота и любовь к сыну. Как важно правильно оценивать события! Люди ведут себя по-разному. Папа — это не мама. Строгость и настойчивость может воспитать бесценные качества в мужчине.

Вот почему устранить несоответствие = наладить связь с реальностью!

Эти задачи мы решаем ежедневно на занятиях проекта Чувство Покоя! Хотите жить осознанно, управлять своими переживаниями, вам к нам! Поработаем (автор В. Трофимова)

#статья #чувствопокоя #саногенноемышление #сгм #неуместность