123 года назад, 12 февраля 1900 года, родился будущий легендарный полководец Великой Отечественной войны, Маршал Советского Союза, дважды Герой Советского Союза Василий Иванович Чуйков. Герой обороны Сталинграда и Командарм, перед которым капитулировал Берлин.
От курсанта до генерала: путь через четыре ранения о ордена Красного Знамени
В 1918 году курсант 1-х Московских военно-инструкторских курсов рабоче-крестьянской Красной Армии Василий Чуйков участвовал в подавлении контрреволюционного мятежа в Москве. А затем в силу тяжелое положение на фронтах борьбы за советскую власть, военное руководство молодой страны Советов отправило курсантов в войска. Воевал Чуйков храбро, рос в командирских должностях, начав с должности помощника командира роты, а уже в свои 19 лет Василий Чуйков заменил раненного в бою командира полка и воевал в этой должности до 1921 года.
За время Гражданской войны он был четырежды ранен, награжден двумя орденами Красного Знамени — высшим тогда знаком военного отличия, именными золотыми часами и наградным золотым оружием! Мало кто из красных командиров не только его уровня, но и более высокого, мог похвастаться таким количеством наград.
После окончания Гражданской войны была учеба Чуйкова в Военной академии, затем обучение на специальном Восточном факультете, китайском его отделении.
И в 1927 году Чуйков был назначен военным советником в Китай. После двух лет боевой работы в Китае, он возвращается в СССР и назначается начальником разведки Особой Дальневосточной армии, но уже в 1932 году становится начальником Курсов усовершенствования начальствующего состава по разведке при Штабе РККА, в Москве. Затем последовательно командует механизированной бригадой в Белорусском военном округе, 5-м армейским корпусом там же и Бобруйской армейской группой. А в Польском походе Красной Армии и в советско-финской войне Василий Чуйков уже командует общевойсковыми армиями РККА, и в 1940 году ему присваивается воинское звание генерал-лейтенанта.
Из военного атташе в Китае до командующего армией в Сталинграде
В том же 1940 году генерал-лейтенант Василий Чуйков, получает снова назначение в Китай, теперь на пост советского военного атташе при китайской армии Чан Кайши. Перед Чуйковым стояла сложнейшая задача: нужно было объединить силы враждующих друг с другом коммунистов и сторонников гоминьдана для совместной борьбы с японскими милитаристами. Но со вступлением во Вторую Мировую войну Соединенных Штатов Америки, Чан Кайши начинает ориентироваться на американцев, что сделало миссию Чуйкова в Китае нецелесообразной.
Сам Василий Иванович был только рад этому, он уже давно добивался своей отправки в действующую армию, на фронт, где Красная Армия, истекая кровью, сражалась с немецко-фашистскими захватчиками.
Однако для начала Чуйкова отправляют под Тулу, где он занимался формированием резервной армии, и лишь начале июля 1942 года резервная армия отправляется в район большой излучины Дона, в состав Сталинградского фронта.
И слава к Чуйкову пришла именно в Сталинграде. Его слова стали легендарными: «За Волгой для нас земли нет!»
Начальник штаба 62-й армии Н. Крылов вспоминал слова Командарма:
«Чтобы фашисты смогли взять Сталинград, им надо перебить нас всех до единого!» В мемуарах он также отмечал Командарма Василия Чуйкова, как «Чуждого шаблонам (в той обстановке приверженность к ним могла бы погубить все), до дерзости смелого в принятии решений, обладавшего поистине железной волей. Как военачальнику ему в исключительно высокой степени были присущи умение не упустить момент, когда надо сделать что-то важное, способность предвидеть осложнения и опасность, когда их еще не поздно в какой-то мере предотвратить».
И немцы так и не смогли сбросить «чуйковцев» в Волгу. К концу оборонительного периода Сталинградской битвы его армия удерживала район севернее Сталинградского тракторного завода, Нижний поселок завода «Баррикады», часть завода «Красный Октябрь» и несколько кварталов в центре города. Командарм Чуйков был сторонником активного боя, показал себя мастером городских боев, создал штурмовые группы (от взвода до роты пехоты, — Прим. Авт.) И его штурмовые группы по развалинам и подземным коммуникациям проникали в тыл к гитлеровцам и наносили неожиданные удары. Этот опыт позднее использовался при штурме многих других городов, включая Берлин. Поэтому Чуйкова прозвали «генералом-штурмом»!
Солдаты любили и уважали своего командарма. А сам Чуйков отмечал:
«По личному опыту знаю, что когда побеседуешь с бойцами в окопе, разделишь с ними и горе и радость, перекуришь, разберешься вместе в обстановке, посоветуешь, как надо действовать, то у бойцов обязательно появится уверенность: «Раз генерал был здесь, значит, надо держаться!» И боец уже не отступит без приказа, будет драться с врагом до последней возможности».
Повествование о Василии Ивановиче Чуйкове-отстоявшего со своими воинами Сталинград, дополню воспоминаниями его внука Николая Чуйкова (вызывающие, возможно, и противоречивые оценки и чувства, прим.), но свидетельствующие о сильном характере личности и полководческом таланте Командарма-62, героя Сталинградской битвы:
«Когда он попал в Сталинград, он прекрасно понимал, что его там ждет. Командовать 62-й армией многие не хотели и уходили от этого, потому что боялись — была большая вероятность погибнуть. Положение армии было катастрофически тяжелое. Немец шел мощным фронтом — Гитлер требовал взять Сталинград. Добиться выполнения приказа фюрера стремились все. Некоторые свысока говорили, что по сравнению с армией Чуйкова, 64-я армия была, можно сказать, «на курорте», хотя это тоже был Сталинград. Курорта там, безусловно, никакого не было. Но там не было и отборных вражеских частей. Одно дело — какие-нибудь итальянцы, венгры, румыны и другие союзники Германии, которые плохо воевали, а другое дело, когда на тебя идет вермахт. Воевать с немцами было очень сложно. Когда Паулюс принимал на себя командование 6-й армией, которая брала Париж под командованием его предшественника Вальтера фон Рейхенау, Гитлер сказал ему: «Фридрих, с этой армией ты можешь штурмовать небеса». Это была, пожалуй, лучшая из немецких армий».
«Он требовал от солдат постоянно идти в контрнаступление. Немцы в несколько раз превосходили нас по численности, особенно в плане авиации и артиллерии. Они давили наши войска, потихоньку продвигаясь к Волге. И чтобы тебя не сбросили, нужно было все время контратаковать. Немцы очень не любили ночной бой — Чуйков им устраивал ночные бои. Враг не любил драться в рукопашную — а наши, наоборот, шли в рукопашку. В Сталинграде каждый солдат — своего рода герой, там действительно жестко воевали. Рукопашный бой — это не для слабонервных. Саперными лопатами и штыками отрубали головы, разрубали лица пополам; хрипы, стоны, хруст ребер — это жуткое зрелище…»
Важно главное: задача, поставленная перед 62-й армией Чуйкова, была выполнена, ее воины отстояли Сталинград! Потом было и знаменитое контрнаступление советских войск, окружение и разгром немецких войск.
От Сталинграда до самого Берлина
В дальнейшем гвардейцы Чуйкова в составе Юго-Западного фронта (с октября 1943 года — 3-й Украинский фронт, прим.) успешно дрались на Донбассе, в битве за Днепр, освобождая Украину и русский город Одессу. В июне 1944 года 8-ю гвардейскую армию вывели в резерв Ставки, затем включили в состав 1-го Белорусского фронта. В составе 1-го Белорусского фронта армия Василия Чуйкова приняла участие в освобождении Белоруссии, Польши, доблестно сражалась на Магнушевском плацдарме, совершила бросок от Вислы до Одера. Затем гвардейцы осаждали и брали Познань, вели бои на Кюстринском плацдарме, штурмовали сам Кюстрин. Последней операцией 8-й гвардейской армии стала Берлинская. Именно на командном пункте генерал-полковника Василия Чуйкова 2 мая 1945 года начальник немецкого Берлинского гарнизона генерал Вейндлинг подписал приказ о прекращении сопротивления и капитуляции столичного гарнизона фашистской Германии.
Из воспоминания Василия Чуйкова о тяжелых боях в Берлине:
«Каждый шаг здесь стоил нам труда и жертв. Бои за этот последний район обороны Третьего рейха отмечены массовым героизмом советских воинов. Камни и кирпичи развалин, асфальт площадей и улиц немецкой столицы были политы кровью советских людей. Да каких! Они шли на смертный бой в солнечные весенние дни. Они хотели жить. Ради жизни, ради счастья на земле они прокладывали дорогу к Берлину через огонь и смерть от самой Волги».
Командующий фронтом Родион Малиновский так характеризовал генерал-полковника Чуйкова в мае 1944 года: «Руководство войсками осуществляет грамотно, умело. Оперативно-тактическая подготовка хорошая, Чуйков умеет сплотить вокруг себя подчиненных и мобилизовать их на выполнение поставленных боевых задач. Лично смелый, решительный, энергичный и требовательных генерал, который может организовать своевременный прорыв обороны противника и развить прорыв до оперативного успеха».
Именно так и Берлинской операции: войска 8-й гвардейской армии генерал-полковника Василия Ивановича Чуйкова действовали на главном направлении 1-го Белорусского фронта. Гвардейцы Чуйкова смогли прорвать оборону немцев на Зееловских высотах и успешно вели боевые действия в самом Берлине.
В марте 1944 года Василию Чуйкову было присвоено первое звание Героя Советского Союза. Данную награду генерал получил за освобождение Украины.
Вторую Золотую Звезду Героя Советского Союза генерал получил уже в апреле 1945 года за успешный штурм и взятие Познани.
Чем запомнился Василий Чуйков в послевоенный период
По окончании Великой Отечественной войны В. И. Чуйков продолжал командовать до июля 1946 года 8-й гвардейской армией, затем был заместителем и Главнокомандующим Группой советских оккупационных войск в Германии, а с октября 1949 года — Председателем Советской контрольной комиссии, осуществлявшей контроль на территории образованной по окончании Великой Отечественной войны Германской Демократической Республики.
После смерти Сталина в 1953 году Чуйков был отозван из Германии, став Командующим войсками Киевского военного округа. с 1960 года — Главнокомандующим Сухопутными войсками СССР -заместителем Министра обороны СССР. Это наивысшая должность, которую занимал В. И. Чуйков за годы своей службы.
Кстати, он был одним из организаторов операции «Анадырь», по скрытной доставке и размещению на острове Куба в 1962 году армейских боевых частей и подразделений, имевших на вооружении атомное оружие.
Являлся Почетным гражданином города Берлина (с 8 мая 1965 года по 29 сентября 1992 года).
А 4 мая 1970 года за особые заслуги, проявленные при обороне города и разгроме немецких войск в Сталинградской битве, решением Волгоградского городского Совета депутатов трудящихся Чуйкову Василию Ивановичу присвоено звание «Почетный гражданин города-героя Волгограда».
Но, уверен, что самое важное, чем запомнился дважды Герой Советского Союза, Маршал Советского Союза Василий Иванович Чуйков, и что вызывает особое уважение к прославленному воину и полководцу, не в должностях и званиях, а в его последнем, образно говоря, боевом решении!
За несколько месяцев до своей смерти, в 1981 году, Василий Иванович написал письмо в ЦК КПСС:
«… Чувствуя приближение конца жизни, я в полном сознании обращаюсь с просьбой: после моей смерти прах похороните на Мамаевом кургане в Сталинграде, где был организован мной 12 сентября 1942 года мой командный пункт. С того места слышится рев волжских вод, залпы орудий и боль сталинградских руин, там захоронены тысячи бойцов, которыми я командовал».
Последнюю волю Чуйкова выполнили. Он стал единственным в истории страны Маршалом Советского Союза, похороненным за пределами Москвы. Хоронили его в холодный мартовский день. Но, по воспоминаниям очевидцев, провожать защитника города в последний путь собралось огромное количество волгоградцев.
В мемориальном комплексе Мамаевого кургана есть фигура бойца под названием «Стоять насмерть!». Скульптура — вторая по значимости после Родины-Матери. Солдат с волевым лицом словно врос в землю Сталинграда. Вокруг — искусственное озеро, в котором будто скопились слезы по бесчисленным потерям жестокого сражения.
Прототипом для этого величественного образа скульптор Евгений Вучетич выбрал именно Чуйкова.
Этот факт иногда рассказывают, как легенду. Но в музейной экспозиции «Кабинет Чуйкова» сохранилось фото монумента с дарственной надписью скульптора: «Моему дорогому другу Василию Ивановичу Чуйкову, прототипу этой скульптуры».
Есть в экспозиции музея и фото, где Вучетич с Чуйковым стоят практически на том месте, где позже будет похоронен Василий Иванович.
А 12 февраля, в День его рождения сотрудники кадетского корпуса — главные хранители памяти о великом Командарме — возлагают цветы на могилу Маршала на Мамаевом кургане.
Автор: Владимир Касьянов