Я помню времена, когда свободно можно было войти не только в Нижегородский кремль, но и какое-то время даже в здание областной администрации, а в областной совет, впоследствии Законодательное собрание, вообще всегда. Это было довольно давно.
Я недавно был приглашен в министерство внутренней и региональной политики, но оказалось, что пройти в нужный кабинет невозможно – проход по карточкам и только для сотрудников. Пришлось звонить, вышел нужный мне человек, и я, слава богу, получил информацию.
Это вообще немыслимо – министерство внутренней и региональной политики должно быть открыто для граждан. Власть все время закрывается, затрудняя возможность контроля над собой, иначе это и трактовать нельзя.
С чем связано решение о послаблении режима посещения Нижегородского кремля, который в течение лета будет закрываться по выходным лишь в три часа ночи, не знаю. Казалось бы, наоборот, следовало ожидать усиления режимных ограничений в связи со всякими угрозами и покушениями. Возможно, есть некоторое несоответствие между нынешней ситуацией и ее пониманием теми, кто принимает решения.
С другой стороны, власть должна как-то демонстрировать открытость кремля – ведь это источник притяжения для внутреннего туризма, и ограничительные меры не способствуют росту туристического потока.
Мы часто наблюдаем признаки того, как увеличивается разрыв между интересами населения и власти, и это неизбежно ведет как к усилению режима, так и к стремлению создать виртуальное пространство, в котором власть и народ представляют собой одно целое под общими праздничными лозунгами «вместе победим», «купно заедино» и так далее.
Но, так или иначе, облегчение доступа в Нижегородский кремль и другие исторические места ведет к повышению их туристической привлекательности, и власти это прекрасно понимают.
Виктор Лысов, политолог