В их общем дворе было два двухквартирных дома и большой "барак". Это здание было когда-то военкоматом, потом освободилось в связи со сдачей нового большого здания для этого ведомства, а старое одноэтажное деревянное здание подремонтировали, приспособили под жилой дом, с длинными коридорами между квартирами, как в общежитии. Квартиры были неблагоустроенные, крошечные, в основном там жили "неблагополучные" семьи. Удобства на улице, бесконечные пьянки, ругань. А ещё много-много детей. Вечно грязные, сопливые, голодные. И все люто ненавидели тех, кто живёт в нормальных квартирах (а такие здесь тоже были, правда всего несколько, те, кто сами занимались расширением, благоустройством, ремонтом). Не любили и тех, кто живёт в частных домах, прилегающих в общему двору. Все эти семьи жили совсем иначе. Там всегда всё тихо и благополучно, все заняты работой, какими-то делами, дети всегда чистенькие, сытые, ухоженные.
Но дети - есть дети. Им непонятны все эти взрослые разногласия. Они живут и играют в одном общем дворе, все вместе, не деля друг друга по классам, социальным статусам и возможностям их семей. И на возраст особо никто не обращает внимания, разница в возрасте особо тоже не имеет значения.
Миша из достаточно приличной и порядочной семьи. Нет, они вовсе не "богатеи", но и не бедствуют. Родители работяги, в доме всегда достаток, нет пьянок и скандалов. А сам Миха усердно учится, он пожалуй с тех пор, как научился говорить, так и твердит, что будет лётчиком. Мечтает о небе. Он в третьем классе, но чем старше становится, тем всё больше хочется ему стать лётчиком, и ведь ни разу не сказал, что хочет быть кем-то ещё, как это обычно делают дети. Сегодня они хотят стать одним, завтра другим, после завтра ещё кем-то. Всё интересно. Всё попробовать хочется. А этот только летать мечтает. Но уже понимает, что для этого придётся много учиться, и учиться хорошо. Вот он и старается, учится.
Они все вместе носились во дворе, играли то в одну игру, то в другую. Кто-то нашёл в кустах кусок старой арматуры, больше метра длиной. То колотили этой железякой по всему подряд, то изображали фехтовальщиков, то кидали её, пытались метать, как копьё, кто дальше сможет кинуть.
А потом Валерка, который был года на два-три старше Михи, придумал другую игру. Сам Валерка был "военкоматский", то есть жил в этом самом бараке, семья у него была многодетная, пьющая, а Валерка уже тогда был отъявленным хулиганом и мог своровать всё, что плохо лежит. За что к ним часто приходил участковый, грозился поставить мальца на учёт, предупреждал, что плачет по нему детская колония.
Валерка взял железяку за один конец, держа прямо на вытянутой руке, сам стал кружиться на месте с закрытыми глазами, а все считали громко сколько он так продержится. Когда рука уставала. а ноги начинали заплетаться и путаться, то он пытался шагать. Ровно идти не получалось, он шатался, даже падал, а все громко смеялись.
И вот так по очереди проделывал каждый под общий смех и выкрики.
Когда очередь дошла до Миши, он тоже взял железяку, добросовестно зажмурился и стал крутиться, представлял себя, что он тренируется для полётов, там ведь тоже крутят на специальной штуке, чтобы человек мог держать равновесие, чтобы не стошнило, чтобы потом в небе можно было легко переносить любые нагрузки.
Он крутился всё быстрее, а мысленно он уже не крутился, а летел в облаках, на своём самолёте, преодолевая сильный ветер, настоящую грозу.
Он не видел, что сейчас происходит на самом деле вокруг него, он просто выполнял своё задание, надеясь победить в этом соревновании, ему казалось, что он крутится с невероятной скоростью, ну очень-очень быстро...
А Валерка уже кричал ему:
- Всё! Хорэ! Останавливайся!
И шагнул к нему, намереваясь остановить. Но в этот момент ничего не видящий Миша, кружащийся действительно на большой скорости, "приложил" арматуриной Валерке прямо по зубам...
Валерка в миг лишился всех передних зубов, губы разбиты. Крик, кровь, боль, испуг...
Все перепугались, а больше всех ничего не понимающий Мишка. Он ещё не мог толком держать равновесие, в глазах пока ещё всё кружилось, но понял, что произошло что-то страшное...
А потом был скандал, родители Миши переживали за Валерку даже больше, чем его собственные родители. Тем было не до этого. Они, как всегда, пьяны, им это казалось даже смешным. Хотя между смехом порой и вспышки ярости проскакивали.
Мишку наказали, отругали, запретили вообще близко подходить к "военкоматским" детям, а тем более играть палками, железяками или камнями.
Сам Валерка вначале плакал, потом успокоился и, кажется, даже не злился на Мишу, говорил, что он же не специально. Он не хотел его ударить и вообще даже не видел его. Это Валерка сам виноват, сам пошёл в нему, хоть и видел, что тот с закрытыми глазами и кружится, ничего не видя.
А Валерке после пришлось носить железные зубы, Мишины родители сами водили его по больницам, ставили на обломки коронки.
Время шло. Семья Миши давно переехала в другой район, получили новую квартиру. Он окончил школу, поступил в лётное училище.
Уже давно нет их старого двора, нет и того бывшего "военкомата", кто и где теперь живёт, как у кого сложилась судьба - не известно.
Но Миша был на каникулах, приехал домой. Здесь у него была девушка, с которой они планировали пожениться.
Он шёл к ней под вечер, она ждала его. Но вдруг в проулке встретил компанию каких-то парней.
Миша и не узнал никого из них, просто понял, что его окружают, очевидно собираются напасть. Вокруг никого, а парней шестеро. Против одного - многовато...
- Ну что, не узнаёшь меня? - парень зловеще улыбнулся, показав железные зубы...
Валерка...
Миша вначале даже обрадовался, попытался улыбнуться, ведь встретил старого друга детства.
- Ну что? Хорошо живёшь? Как всегда, чистенький, свеженький, весь такой культурный, порядочный... - Валерка сплюнул на землю.
- Ну ничего, сучонок, сейчас ты мне за всё ответишь! Это ведь из-за тебя я с этими железяками всю жизнь хожу!
- Валера, ты чего?! Я ведь не нарочно, ты же сам всё знаешь. Я и тогда просил у тебя прощения, и сейчас прошу, но что же я могу теперь сделать?!
- А, так ты, оказывается, совсем ни при чём... А я... На, сука!
Валерка размахнулся, пытаясь ударить. Миша перехватил его руку.
- Валера, не дури! Шестеро на одного?!
Но в этот момент кто-то уже ударил его сзади. Миша пытался защититься, отбивался от парней, хоть силы были и не равны, но он занимался спортом, он тренировался в своём учебном центре.
Парни не ожидали такого отпора. Они нападали со всех сторон, но он успевал откидывать их одного за другим. Пока вдруг не почувствовал резкую боль - Валерка ударил его ножом в спину.
Все разбежались, а Миша лежал, не в силах подняться. Света, его девушка, не дождавшись любимого, решила пойти ему навстречу. Что-то неспокойно было у неё на душе, почему-то сильно волновалось сердечко. Услышала впереди крик женщины, потом ещё стали сбегаться люди. Света сразу почувствовала, что случилась беда, кинулась вперёд. Увидела, что Миша лежит весь в крови, а вокруг люди...
А потом больница, операция. К счастью всё обошлось, жизненно важные органы не пострадали, а вот крови он потерял много.
Следователи приходили, расспрашивали, но Миша не стал рассказывать что произошло на самом деле. Сказал, что удар был нанесён сзади, он не видел, кто на него напал. Пожалел он Валерку, не выдал.
Видимо решил, что когда-то Валерка пострадал по его вине, ну а теперь он сам по вине Валерки. Всё правильно, всё справедливо...
А лётчиком он всё-таки стал. Вначале летал на вертолётах, маленьких самолётах. Постоянно продолжал учиться, постепенно поднимая уровень своей квалификации. Теперь водит самые большие и современные самолёты, побывал во многих странах. Они со Светой женаты, у них двое детей, замечательная крепкая семья.
А вот У Валерки жизнь не сложилась. Он до того случая дважды отсидел по малолетке, а вскоре после той трагедии сел уже серьёзно. Точно так же ножом пырнул одного из своих дружков по пьянке. Когда вышел, снова сел уже за наркотики. На зоне получил ещё срок за драку с отягчающими. Вряд ли он скоро выйдет, если выйдет вообще...
ИВ
Советую прочитать: