«Огромное здание цилиндрической формы со всех сторон открыто солнцу, дневному свету. Круглые залы выложены сияющей белизны кафельной плиткой. Почти не ощущается мучная пыль, хотя завод перерабатывает в сутки несколько сотен тонн муки. Весь производственный процесс, начиная выгрузкой муки из железнодорожных вагонов и до выдачи продукции — механизирован и автоматизирован, переходя по конвейеру с этажа на этаж. Сложные операции, которые казались доступными лишь проворной человеческой руке, безукоризненно выполняют замечательные машины и приборы, сконструированные советскими специалистами и образующие уникальный кольцевой конвейер», — писал журнал «Огонек» об одном из хлебозаводов-автоматов Марсакова в 1952 году.
В Москве пять хлебозаводов Марсакова:
1) Хлебозавод № 5 имени Зотова на Красной Пресне
2) Хлебозавод № 7 в Замоскворечье
3) Хлебозавод № 8 имени Горького в Черкизово
4) Хлебозавод № 9 имени 17-го партсъезда на Новодмитровской улице
5) Хлебозавод № 11 имени Микояна на Звездном бульваре
И все они круглые! Почему? Давайте обратимся к истории и имени Георгия Марсакова.
Строительство автоматизированных заводов — ответ на решение пленума ЦК партии о механизации хлебопечения. Идея скопировать машины фирмы «Вернер и Пфляйдерер» и воспроизвести систему работы немецкой индустриальной пекарни оказалось провальной. Всё оборудование необходимо было спроектировать и произвести с нуля.
С этой задачей справился инженер Георгий Марсаков — сын кузнеца из уральской глубинки. До создания знаменитого кольцевого конвейера Марсаков почти 30 лет работал над агрегатами для различных производств: от пушек до систем охлаждения, успел побыть начальником металлургического цеха и депутатом.
В Москве в распоряжение Марсакову был отдан третий этаж пекарни на Большой Семеновской улице. Там к инженеру пришла мысль, что мощность конвейера значительно увеличится, если перевернуть его с головы на ноги.
«Вместо того чтобы цепью тянуть конвейер с направляющими роликами по рельсам, не проще ли положить рельсы на стационарные, неподвижно укрепленные на земле ролики? Приведенные во вращение электромотором ролики на шарикоподшипниках дадут ход рельсам. Цепь станет излишней», — писал он в докладной записке.
Подобная идея не приходила в голову и другим изобретателям. Однако именно Марсаков додумался замкнуть этот конвейер в кольцо.
«Применение кольцевого конвейера во всех отраслях промышленности даст возможность создать совершенно новое дело, — утверждал сам инженер. — Что, кажется, может быть проще, чем бросить рельсы на ролики?».
Хлеб всему голова!
Хлебозаводы-автоматы должны были прокормить стремительно растущее население Москвы и Ленинграда. Между 1915 и 1930 годами население Москвы увеличилось с 1,2 млн до почти 3 млн человек. Это привело к недостатку жилья и пропитания — хлеба из городских пекарен на всех не хватало.
Разработка Георгия Марсакова пришлась как раз кстати: уже в 1929 году появился первый экспериментальный хлебозавод-автомат, который стал настоящим венцом инженерной мысли.
На заводе, разработанном Марсаковым, мука со склада в подвале поднималась на верхний, четвёртый этаж. Оттуда она спускалась по кольцевой конвейерной цепочке и замешивалась в тесто, которое затем запекалось в кольцевых печах. Готовый хлеб по наклонным спускам сгружался в хлебохранилище — всё это происходило без использования ручного труда.
Инженер Герман Красин говорил об этом так: «Если бы Форд узнал о системе кольцевого конвейера, он ухватился бы за нее».
Так, 250 тонн хлеба в сутки, которые производил Хлебозавод №5 на современной Ходынской улице, позволяли прокормить порядка 400 тыс. человек.
Кстати, форма зданий автоматизированных хлебозаводов не случайно напоминает круглый каравай. Согласно идее конструктивизма, внешний облик здания всегда следует за содержанием.
У хлебозаводов нового типа была и другая важная задача: освободить советскую женщину от «кухонного рабства». Хлебозаводы, как и фабрики-кухни, были призваны избавить женщину от необходимости выпекать домашний хлеб. А значит она могла работать на производстве полный рабочий день наряду с мужчинами.
Кольцевые конвейеры стали делом жизни Марсакова. Инженер даже разработал проект социалистического города, целиком устроенный по этому принципу. Согласно его идее, молоко из пригородных хозяйств отправлялось бы по конвейеру и в один и тот же час оказывалось у дверей всех домов города.
А что сейчас?
Хлебозавод № 5 на Ходынской улице остановлен в 2006 году. Все корпуса, кроме главного здания, снесены. На их месте там жилой комплекс «Пресня Сити».
Хлебозавод № 9 преобразован в одноимённое арт-пространство.
Круглый корпус хлебозавода № 8 на Большой Черкизовской заброшен.
На хлебозавод № 11 в Останкинском район находится действующее предприятие компании Fazer.
Хлебозавод № 7 в Замоскворечье расположен рядом с элитным жилым комплексом «Резиденция композиторов», заброшен.