Здравствуйте, уважаемые друзья! Вот мы и снова в Санкт-Петербурге! Не были здесь пять месяцев и ужасно соскучились по этому прекрасному городу! Итак, 5 мая, вечер, уже по привычному маршруту доезжаем от Пулково на 39-м автобусе до станции метро Московская, потом спускаемся в метро и выходим на Невском проспекте. Казанский собор, как всегда, встречает нас своим величием и неповторимой красотой! Даже издалека! У меня уже есть отдельная публикация о Казанском соборе, повторяться не буду, можете прочитать здесь.
Еще светло, погода солнечная, но прохладная, за то дождя нет, с погодой в Питере нам, слава Богу, пока везет, третий раз в течение года приезжаем в Петербург и все время солнце. А вот еще одно примечательное здание на углу Невского и канала Грибоедова, мимо которого нельзя просто так пройти, не обратив на него внимание – это Дом Книги или Дом компании Зингер. Здание это было построено в начале XX века по заказу вышеупомянутой компании, его украшают скульптуры валькирий и орлана, а наверху купол в виде символического земного шара.
Вообще, в этой части города каждое здание – оригинальное, имеет свою богатую историю и его можно подолгу рассматривать. Но мы будем останавливаться только на некоторых, внешний облик которых более всего бросается в глаза. Вот, например, дом Первого Общества взаимного кредита на набережной канала Грибоедова выделяется, среди прочих, обилием лепнины на своем фасаде, а построен он был в 1890 году в стиле «эклектика».
Дальше идем по набережной канала Грибоедова до Итальянского моста, этот пешеходный мост назван также, как и улица, на которую мы сейчас свернем, из-за Итальянской слободы, которая тут когда-то была. А с этого моста открываются неплохие виды на сам канал Грибоедова, множество красивых исторических зданий и два храма – Спас на Крови и Казанский собор.
Теперь мы сворачиваем на Итальянскую улицу, справа привлекает наше внимание желтое трехэтажное здание с десятиколонным портиком. Все, что мне известно об этом доме – это то, что назывался он, когда был построен в 1805 году, Дом коллегии иезуитов. Серьезно обосновались тогда иезуиты в Петербурге.
Но пройдя еще немного, все внимание к себе привлекает, конечно, Остап Бендер – знаменитый герой произведений Ильфа и Петрова. Он запечатлен в бронзе в реальную величину, стоящим в достаточно вальяжной позе, опираясь левой рукой на спинку стула (возможно с драгоценностями). Нос Остапа Ибрагимовича натерт до блеска, но особенно натерто именно то место стула, на котором сидят. Просто многие, проходящие мимо, присаживаются на него, чтобы запечатлеть себя на фото вместе со знаменитым и обаятельным мошенником, а может и нащупать драгоценности в этом стуле. Что интересно: лицо Остапа Ибрагимовича – вылитый Сергей Юрский, который сыграл великого комбинатора в «Золотом Теленке», но здесь то он изображен со стулом из другого бессмертного произведения Ильфа и Петрова?!
В этот раз мои дети решили присесть по очереди на этот стул, но кроме холода металла, ничего своими пятыми точками не ощутили – драгоценностей нет! Ну нет – так нет, идем дальше! А мой, еще декабрьский, видеоролик под песню в исполнении Андрея Миронова вы можете посмотреть здесь.
А дальше мы проходим мимо площади Искусств, за которой, уже на Инженерной улице, расположился прекрасный Михайловский дворец, ныне – Русский музей. В центре же этой площади, как и положено – на своем месте, стоит «Наше все» – Александр Сергеевич Пушкин, взмахивая правой рукой, как будто рассказывая очередное свое гениальное творение.
Напротив площади расположилось здание Санкт-Петербургской академической филармонии имени Д.Д. Шостаковича, построенное в 30-е годы XIX века, а перестроенное в начале двадцатого. Но в этом месте почему-то привлекает к себе внимание огромное для этих улочек пятиэтажное здание кирпичного цвета – это Гранд отель Европа. Построено оно было в 70-е годы XIX века, а перестроено также в начале двадцатого.
Идем дальше по Итальянской улице и справа привлекает мое внимание, наоборот, небольшое, приземистое, в два этажа, но по виду более старое здание. Так и есть, это дом Лазаревых или «Палас-театр», построенный на рубеже XVIII-XIX веков, правда позже он еще пару раз перестраивался. Теперь здесь располагается Театр музыкальной комедии.
Через четыре дома по той же стороне, на углу с улицей Садовой, есть еще один театр, но уже драматический – имени В.Ф. Комиссаржевской.
Но перед этим зданием больше на себя обращает внимание здание Пассажа, построенное в 40-е годы XIX века. Кроме своего торгового предназначения, это здание знаменито тем, что в нем находился концертный зал, где проходили публичные научно-просветительские лекции и вечера Литературного фонда. Здесь выступали Тургенев, Некрасов, Достоевский, Чернышевский, Шевченко.
Теперь мы пересекаем улицу Садовую, и тут нам открывается интересное здание с четырьмя портиками, три из них, восьмиколонные, выходят на Садовую, а один шестиколонный – на Итальянскую. Это здание известно, как «Дом с четырьмя колоннадами», но есть еще и другое историческое название – Дом Экспедиции государственных доходов. Построен этот «Дом» был по заказу И.И. Шувалова на месте здания, в котором размещалась Тайная канцелярия, в 1750 году. А еще здесь в 1915 году размещался театр миниатюр «Павильон де Пари», где состоялось дебютное выступление певца Александра Вертинского.
Следующее, за Домом с четырьмя колоннадами, здание имеет непосредственное отношение все к тому же И.И. Шувалову. Это его особняк, построенный тоже в середине XVIII века. Его бело-голубые тона удачно контрастируют с предыдущим розовым зданием. А уже в Петрограде в 1919 году здесь был открыт, действующий до сих пор, Музей гигиены Городского центра медицинской профилактики.
На углу с Малой Садовой улицей расположилось еще одно примечательное здание. Кроме необычной коричнево-бежевой раскраски, особенно после розового и голубого, это здание примечательно тем, что с 1932 года здесь размещался Ленинградский радиоцентр. Это здание так и называется – Дом Радио. А со стороны Малой Садовой установлен бронзовый барельеф Ольги Фёдоровны Берггольц, которая в годы блокады Ленинграда, оставаясь в осаждённом городе, работала на радио, поддерживая у горожан волю к жизни и веру в победу. А построено это здание было в 1914 году.
Сейчас мы с Вами выходим на Манежную площадь, но сначала заглянем ненадолго в Старо-Манежный сад, разбитый еще в 30-е годы XIX века. Это небольшой сквер с несколькими старыми деревьями, в середине которого установлен памятник Ивану Сергеевичу Тургеневу. Еще моя мама мне в детстве говорила, что нужно обязательно читать Тургенева, чтобы владеть правильным русским языком. Этот небольшой сквер с памятником великому русскому писателю входит в ансамбль Манежной площади.
Теперь мы выходим на саму Манежную площадь, центр которой украшает большой фонтан. А вокруг фонтана установлены четыре памятника выдающимся русским архитекторам итальянского происхождения, которые, каждый в свое время, создали неповторимый облик Санкт-Петербурга: Растрелли, Ринальди, Кваренги, Росси. Со многими их творениями мы встретимся и во время этого путешествия. А эти памятники-бюсты являются даром правительства Итальянской республики и муниципалитета города Милана в год трехсотлетия Санкт-Петербурга.
Разглядев лица знаменитых архитекторов, мы поворачиваем налево на улицу Караванную. И справа сильно выделяется большое серое здание с восьмиколонным портиком. Это здание 1916 года постройки – Дом Кино или кинотеатр Родина. Пройдя между колонн, можно увидеть, встречающего всех перед входом, симпатичного кентавра с золотым венком в руках.
Идем дальше по Караванной, и перед тем, как выйти на площадь Белинского, все наши взоры обращаются к зданию цирка Чинизелли. Это здание было названо в честь антрепренера, по чьему заказу и было построено в 1877 году. Это первое в России каменное здание цирка. В проёмах арочных окон фасада размещены скульптурные изображения муз: Мельпомены, Эвтерпы и Эрато. Здание цирка, несомненно, является доминантой на этой площади, несмотря на наличие и других исторических зданий, это Вам не однотипные здания госцирка, которые одно время строили по всей стране в форме «фуражек».
С трудом отводя взгляды от цирка Чинизелли, мы направились к мосту Белинского через реку Фонтанку или, как он назывался до 1923 года – Симеоновскому. Историю свою этот мост ведет с 1733 года, тогда он был еще деревянный. Как и многие другие мосты на Фонтанке, он не раз перестраивался, последняя значительная перестройка произошла в 1859 году, когда он перестал быть разводным.
Пройдя по мосту Белинского, а потом еще немного по одноименной улице, перед храмом Святых Праведных Симеона Богоприимца и Анны Пророчицы, в честь которого когда-то назывались и улица, и мост, мы сворачиваем налево на улицу Моховую. А про храм немного подробнее я Вам расскажу позже, когда утром будем проходить мимо него.
А на Моховую мы идем потому, что там мы сняли на три дня, так называемые, апартаменты, а по сути – комнату в бывшей коммунальной квартире, зато «дешево и сердито». На этой улице мы пока с Вами и расстанемся.
А дальше нас с Вами ждет вечерняя прогулка по набережной Фонтанки с «Фонтанным домом» и по Невскому проспекту, а потом Михайловский замок, Летний сад, Смольный собор, «Русский Версаль» – Петергоф и много, много всякого интересного!
Надеюсь, Вам понравилось начало нашего нового путешествия по Петербургу, если так, то ставьте лайки и комментируйте, для меня очень важно Ваше мнение!
Подписывайтесь на мой канал, чтобы и дальше путешествовать вместе!
И всего Вам доброго!