Идея выставки идея какого - то собрания, началась еще с культуры «алтаря», жертвенника на котором когда то собралось самое ценное! Первоэтажная подборка большого музея это и священные образы из храма, это наши «иконы». Люди людям -потребны в картинках. Рисованное - становиться важным для целого народа. Просто портреты предков становятся священными образами для отдельной семьи. Так герои становятся фотографиями, твоими наглядными образцами тем чем ты можешь гордиться. Но ведь не обязательно надо тщеславиться исключительно тем кто тебе близок, еще более важно любоваться чем то что нам совершенно не близко. Чем дальше тем лучше! Вот например, можно славиться лучшими врагами и взятыми у них трофеями. Что прекрасней поверженного, раздавленного врага? Вспомнилась фотография, камикадзе забившегося о бронированный борт корабля, действительно комар, «зеро», обнуление. Красивые победы! Такими фактами не разбрасываются. Для подобного нужна копилка! Ради этого и пишут историки, и нанимаются хронисты. Здесь вам нужна коллекция? Ранние греки не знали полок, все их трофеи были на стенах как те самые «раздавленные москиты».
Собирательство. Ранняя история. Чужестранствие. Люди собираются в группу и что то собирают. Ведь действительно с этого все и началось. Сначала нахождение вещей- потом собирание земель. Воединства. Но все еще такое сырое… Вот самый первый человеческий храм - это просто чистые стены. Навес над алтарем-камнем, укрытие от божественного ветра дождя и солнца. Сначала идей нет, разве можно бога каким - то образом отображать, это и кощунственно и смешно, и пока нам даже не по силам. Храм. Сакральное, отгороженное местечко, тряпочка, заветренная скиния, прутики, бревенчатые или плетеные стены, сырец кирпич. Гладь, фоновая поверхность которая конечно же мало что отражают из мира богов. Возникает идея гвоздя, это значит что то можно водрузить на эту стену. Шкуры. Развеска и надо почтительно подбирать, выдирать из судьбы то что эти боги буквально бросили нам под ноги своей могущественной властью. Это добытые головы злых и страшных зверей, и не запросто они тут появились, и не без жертв и не без потерь родной крови. Перерубы. Бивни грозного титана мамонта становятся брёвнами. И потом приходят и вражеские головы, скальпы и их оружие которое досталось нам в битве.
Средостение. Греки сволакивали в свои храмы все то чего они добывали. Их стены были увешаны посвященными в храм железками и броной, и вскоре место не было «не на стенах не у стен». «Плетни» пришлось укреплять, «аполлоновские перышки, и воск» это плохой строй материал. Началось каменное строительство, и надежные полки, и при этом действительно иногда новую формеруемую армию обеспечивали старым оружием, иногда это старье пускали на переплавку. Все что попадало на священную территорию уже изначально было сакрально. Ну и соответственно все что и покидает храм -уже оно «непросто так». Когда то в незапамятное время, вавилоняне похитили на свои пьянки иерусалимские храмовые чашки, но евреи всего мира даже сегодня поднимая свои праздничные бокалы вспоминают этот момент и помнят и бесчестят своих врагов. Да где они те враги, уже и их костей не осталось, а вот ритуальные чашки остались, не из золота- но по образу и подобию. Есть враги! И они живы пока о них кто то помнит.
Предметы на величественных стенах не просто так, орнамент -важна их конкретика. Главная «история» в горе и в радости. Любой может где – то что то заполучить, цветочков нарвать, грибков или например найти в горе кусок руды. Богам такое неприятно, эта руда и все природные объекты и так уже их, и всегда будут. Высшим силам приятно когда им даруется что то иное, то что им не принадлежало, проделки, истории, поделки, например все человеческое годиться. Акт -когда человек проливает кровь животных на алтарь. Люди любят акты, шаги, свершения, «акты законодательные», «акты половые», «акты нормативные», «акты подзаконно-половые». Что такое цветы? Ну! А вот акт их выбора, акт их срывания! Тот самый звук рвущегося стебля, вот это важно. Добыть и добыча, долезть, притащить, отвинтить -вот это да.
«Свое» и «наше». Подбор, предпочтения подборки, коллекции, и «места» и желательно туда сволоч все «не без труда полученное», заморское, чужое, и желательно что то из экипировки, например из вражеских доспехов, и если получиться то и знамена. Что - то мне это напоминает, когда и старого оружия что - то там делают для храмов.
Предметы, становятся реликвиями, склад становиться реликварием. И вот его ого уже обслуживает институт, специально обученных людей. Так рождаются новые профессии и касты.
От сторожа к куратору. Римляне привозили со всей империи диковинки, и, конечно же, нашумевшую греческую скульптуру, тоже устанавливали в Риме. Все это сначала было навалено в храмах и было трудно увидеть, поэтому туристу, «знатному приезжему богачу», было трудно разобраться. Набрали штат специальных смотрителей, которые рассказывали и проводили экскурсии. В то время ценители прекрасного смотрели немножко иначе, чем мы сегодня взираем на то, что есть у нас на стенах в галереях. В то старинное время важна была не сама картина, а ее история: кто владелец, имена и судьбы, не вещь, а назидательность самой жизни, ее наглядность, например, какие-то, завоеватели которые все это привезли какие - ни будь богачи которые все это потом перекупили.
А что статуя? Статуя - это мраморный мусор, малоазиатская копия с которой сделана греческая копия, с которой потом сделали копию римскую. И вот появились галерейные знатоки, правда их пока нарекали сторожами, но они повысили свой статус до кураторов и римляне стали «все что имели» красиво расставлять даже делать специальные портики, их строили над картинами. (Для примера -Помпеи и фаюмский портрет) Увы, нам досталась лишь скульптура, а в древнем мире конечно же царила станковая живопись и картины ценились гораздо больше нежели скульптора. Даже предосудительно считались что ваятель вроде того мастерового что сегодня ткет например живописные холсты. Кто сегодня способен оценить хороший живописной холст, его вязку - его технические свойства? Сегодня все ценят живописцев, так и раньше не кому не нужны были скульпторы, а вот те кто раскрашивал «болванки» были знамениты. Кто то делал шедевры, кто то их красил, кто то похищал, кто то потом делал копии, множил и тоже в кокой то мере «хищьниковал». Появились музеи храмы красоты. Пока это была политическая красота империи, и нового тренда старого мира. Римские дела. Европа в первые ощутила на себе оковы «сыромятную цепь глобализма». Глобализм почему то это только европейское достояние, Китай хоть и торговал, сам не претендовал на открытость, позже арабы тоже много куда проникали и в Африку и в Японию, но тоже не были взаимно открыты сами. Да и позже Европа не сама по себе вырабатывала стратегии гостеприимства. Это произошло поневоле, потому что были открыты новые земли. Оно и началось. Налетай торопись. Конкуренция? Поэтому приходилось быть колониально дружелюбными. Рынки путешествие товаров. Иллюзии власти через товары на столе.
Помойка «малыша Кейна» или «гражданина Кейна». Артефакты это непросто носимые и невыносимые вещи- это акт биографии. Штуки на вырост. Детские ходунки, самокат, велосипед, мотоцикл, машина… и.тд… но снова ходунки. Первая наложница, вторая невольница, первая любовница, вторая и т.д. хорошо когда от всего этого остаются не только воспоминания, но и фотографии или портреты.
Первые зрители. Сакральное разговаривает и манит! Иногда люди явственно что то чувствуют в освященном пространстве. Сакраментальное иногда пересекается с историческим! Триумфы и подтверждения того что все мы молодцы, «хвалы» это прекрасно, молодёжь видит завоевание отцов и чувствует какую то свою причастность к старому подвигу. Может и мы сдюжим, в свое время! Собиратели знамен и значков. Тут захваченное, вражеское искусство -посрамленное хотя бы тем фактом что оказалось тут в наших стенах, их боги посрамлены, потому что не выиграли «у наших». Греки- кстати придумали обряд воровства богов, и осторожные римляне тоже его себе переняли- то есть своровали. Это превратилось в «Астро» коллекцию. Десакрализация и сбор «истуканов» и всего чужеродного, до чего они могли добраться. Древние коллекторы сыскиватели «сакральных долгов». Арт это характерное- тиражное, копируемое, или уникально- редкое. Тащили эксклюзив, то что в единственном экземпляре а значит важное. Один китайский император например так вывозил из провинций красивые камни. Огромные валуны осколки далеких гор, все становились в ряд под его «садовое начало». Что делать бедным аборигеном, если все равно приедут «Священную статую» украдут, священного истукана укатят, священный утес перетащит. Приходится переходить на абстрактный уровень или заниматься «недвижимым имуществом» например абстрактное или сакрально взирать на горную цепь. Какие еще есть антивандальные охранные системы? «Сборщики налогов» тоже не дремлют. Инкубация в своих хранилищах всего непонятного, недоступного пониманию, важного - назначение, мировая миссия. Такое надо демонстрировать людям, иначе какой в том толк, так «появился центр» мира и пантеоны, мавзолеи, кунсткамеры, пандемониумы, хорошая племенная. Шинуазри. «Посольства», сначала в Риме египетские сокровища, а потом и храмик Исиды под них? Садик благовония, служители все как надо. Вползу! Посетив столицы ты видишь все важное что есть в империи, но вот посетители случалось были озадачены. Сравнивать чужое и свое это всегда опасные откровения, иногда почти религиозные! Палеонталогическое. Оказывается можно быть совсем другими и тоже как то жить, и иметь культуру и даже кого то тоже побеждать. Наглядность, и возможность для сравнения и бывало она шла не на в пользу триумфаторов. Вот наши родные но убогие, закопчённые священные стены из веточек, а на них покрытые золотом и алмазами изысканные трофеи с жалких презренных врагов. С одной стороны именно такое и подтверждает нашу крутость, потому что враги - они всегда многочисленны и «бабы», всегда у них все красивенькое, всегда у них техническое превосходство, этим они и берут- но они на это надеются зря. Они изнеженные, с другой стороны «мы»- народ и у нас все косое неудобное и как - то даже непонятно как мы с помощью такого выигрываем. Штучки, привезенные из походов, восхищают лишь наших дам. Вспомнился эпизод из великолепного фильма "41", когда отряд в поисках своего пропавшего офицера ведёт разыскные мероприятия в пустыне и, напав на след, находит один офицерский погон, который какая-то местная девушка повесила себе на лоб, как некое для нее изысканное золотое украшение. Покоящееся.
Чужеродное манит. Вот так и иностранные пакости посрамляют наших ремесленников и кузнецов. А куда деться от магии красоты? И в храмах выставляются все эти трофеи прекрасной, изысканной, нездешней работы. Кобальты и гномы к такому причастны, и вся эта их дурная магия должна быть запечатана и лишена власти. Сакральное - явный контраст, разница культур. Варвары вы или нет, но у всех есть своя "принудительная наглядность" и свои хранилища. И потом всякие Пикассо понесут из музеев под полой одежды всякие там африканские статуэточки. Мы победили, а значит мы лучше, ну вот веками и смотрим на эти самые добытые призы, и можно ничего уже не говорить, и как это наглядно.
Тамерлановский акционизм. «Каски в виде краски». После 1 мировой войны в Нью Йорке на центральной площади выложили гигантскую пирамиду из «кругляшков», конечно это не Верещагиновские черепа, но тоже! Это были блестящие немецкие кавалерийский каски. Эти головные уборы «со шпилем», и так сами по себе красивые, а тут из них еще сложили грандиозную пирамиду. Пирамида «картонная» и на каркасе просто каски в один слой закреплены, 12000 шт на остекление. Пирамида в музее Лувр в Париже.
Наглядность и назидательность, как мотив выставки-паноптикума. Но вот не всегда сравнения в твою пользу. Бывает что у врагов и головы красивей и скальпы какие - то у них более причёсанные и даже заплетенные в диковинные косички. Подойдут малые ребята насмотрятся и тоже станут косички плесть. Это конечно страшное богохульство, но что поделать мода, именно так и распространяется. И не только в тараканов «прусаков» в рюкзаках приносят солдаты на родину, но и что другое. Война это веяния и тенденции. Всюду эти «троянские кони», которые сами же вносим за священные стены. Вот она сила искусства!
Троянцы вышли на берег и увидели странную скульптуру, которую они начали осмеивать и обсуждать. "Кто же так делает? Какой уродливый конь, тоже мне художники, бездари", - говорили они. Одиссей не мог выдержать и стал кричать: "Вы ничего не понимаете в искусстве, сволочи!". Троянцы удивились: "Ничего себе, говорящий конь!" и потащили эту скульптуру к себе. Одиссей был близок к провалу. Пронесло!
Мемы, все тащат их к себе «в края» и распространяют, словно анекдоты. И вот варварская молодежь начинает мыть начесывать и заплетать бороды, начинает подбриваться, а потом глядишь и вообще начинают бриться еще и богохульно стричь свои волосы. Это конечно осуждается, но говорят это красиво и опять же нравится слабым дамам. И что трофеи? Но получается что на стенах висят примеры из злых сатанинских демонских чертогов. Ведь те кого мы поразили это грешные ироды которые в общем - то даже не люди, но чудища порочны, и еще и лезут и пытаются завладеть всем нашим священным. Но наше священное это и голова «медузы» и головы «драконов». И вот этих демонов мы посвятили свои храмы, чтобы подчеркнуть силу и прозорливость наших богов и вот все эти назидательные - изображения становится не просто дидактическими, но и самосильными, вдруг именно этим образцам хочется следовать. Аполлон вечно кается и воспевает змея Пифона которого сам же по глупости и убил. Эта змея оказывается чему - то там прислуживала, охраняла какие - то испарения и яды, защищала землю и окрестности, и вот теперь победителю вместо того чтобы находиться на любимом сервере надо заниматься какой - то ерундой смежив себя и вечность эта грязная работа по собиранию каких - то там нечистот которые периодически булькают в трещинах. Эх. Был бы змей жив? Как то без понимания недр в этом эпизоде все вышло.
Примузейная важность не только сохранять объекты и материалы, но и передавать знания, навыки и традиции от одного поколения к другому. Чему может научить кладовщик и охранник? Нужен понимающий владелец, спец.
Дальше я буду рассуждать о коллекциях. Да когда то камушки и забавные штуки первый человечек принес в свою берлогу, или дупло. Его находки -что это было? Была ли там какая то тематичность? Когда появились впервые бесполезные штучки? А значит пошли личные надобности, предпочтения а не просто еда и припасы, артефакты? Когда пришло, уникальное, чудное или даже просто красивое? Когда человеческий взгляд заметил это в природе? Кто был первый коллекционер. Была ли эта женщина, был лет мужчина? Как откликнулся на предмет личный опыт собирателя. Был ли это «огненный цветок» оставшийся после удара молнии? Как в сохранение, упорядочение и сортировка было заложено в мировоззрении и табу? Что можно а что нельзя! Что прободающее, что нет. Что мужское и что женское.
Встреча с находкой, сюрприз? Можно даже сказать, что это было веление богов, потому что не человек выбирал, что ему тащить свою нору. Не человек выбирал что встретиться ему на охоте. Раковина. Кусок какой-то кости Удобный для того, чтобы что-то ковырять, самородок (было время когда такое еще валялось), какой то красивый камень, потом какой-то удобный камень чтобы что то дробить. Истории связанные обретением. Откровения страшные и нет. Уже с возникновением культуры все поменялось предметы стали не случайными. Например, юношей отправляли, чтобы они собрали каких ни будь особых перьев, а женщин отправляли собрать особенных цветов. Сначала были находки, потом они превратились в тематические подборки. Воин должен был добыть крупного хищника например, медведя. Но какие у этого медведя будут клыки и когти это не всегда решать добытчику, может быть попадется что-то с особенностями?
Какие в мире есть особенности? Самая яркая биологическая особенность, это наличие альбиносности в нем всякие там белые вороны, белые волки. Потом генетические отклонения, двухголовость, и т.д. Потом идет просто «заметности» особенности, выдающиеся качества например, карликовость или слишком большой рост, яркая и пушистая шерсть, слишком длинные рога. Из «стандартного» есть просто отличные особи, а есть особи которых мы называем красивыми. Ну а дальше идет все иное все что отзывается в сердце, и аппетите. Коллекция- тема это уже какой-то вектор движения. Напор куда то? Это значит, появляется иерархия, классность, так собирают погоны. По принципу редкости. Оленьи рога разветвляются, так сяк, что то очень распространено, вот вам примитивные лычки.
Где мы находимся и какие культурные ценности нам ближе? Как правильно собирать? Куда положить чтобы не забыть, «и не заросла народная тропа»? Ведь наша память, это основа всей нашей культуры, а предметная память основа нашей цивилизации. Старинные книги с штампами подневолия библиотек. Да, сохранение памятных вещей и текстов «является важным аспектом сохранения культурного наследия». Одним из методов сохранения памяти является использование символов и знаков, которые могут быть понятны людям в будущем! Тавро. Вещи, тексты и одёжи- имеют обыкновение копится. Да, если человек победил в схватке с волком. Он конечно может взять клык и просверлить в нем дырочку. Но если события абстрактные, как ему их зафиксировать? Вот человек увидел какой то особый закат. Или ему приснился диковинный сон? Он должен непременно обозначить это событие? Как то физически зафиксировать, наблюдение мысль, дар, например подобрать какую то щепочку и назначить ее памятным знаком, связать с местом. Как это сделать? Красиво? Взять какое-то сухожилие и завязать на нем узелок, нацарапать что то на камне, просверлить, повесить на шнурок. Но я про комплектность, я про градиенты, про всю палитру, «учет и контроль».
Гамма. Священные образы, пантеон, всех наличествующих сил. У греков даже был храм «неведомому богу». Если не понимаешь смысл, то просто лелеять, чтобы не потерять ни одну ценную деталь. «Не помню подробности дела», вроде бы был там какой-то греческий эксперимент, когда взяли овец повесили им таблички с именами Богов и стали следить, где каждая овца ляжет отдыхать, там они и построят храмы каждому богу. Вот какая то овца оказалась то ли лишний, то ли ушла куда-то не туда? Заблудшая овечка. Поэтому и построили храм неведомой неучтенной силе. В целом мысль у меня простая. Очевидно что культурой формировалась не нечто тематическое и продуманное, я просто что вышло, то что первым цивилизации попалось «по дороге». И не все вопросы возникли своевременно!
Чужеродное и самородное. Память и культура тесно связаны между собой. Они обусловливают друг друга и формируются взаимно. Наша память не всегда является достоверной и полной. Она подвержена ошибкам и искажениям, которые могут возникнуть в процессе передачи информации. Поэтому важно уметь анализировать и проверять информацию, чтобы не утратить ценные знания и не принять ложную информацию за истину. Именно благодаря памяти мы можем сохранить нашу культуру и передавать ее будущим поколениям. Предметная память - основа нашей цивилизации? Вопросы комплектности, градиенты и всей палитры нашей культуры. Как не стараемся, но при формировании культуры не все вопросы могут быть решены своевременно, и в ней остаются пробелы. «Художественные произведения могут быть средством для передачи ценностей и идеологии, а также для вызова изменений в обществе». Живопись долгое время была самым технологически сложным, отражением реальности- все на что было способно человечество. Под живописью я имею ввиду краску, человечество научилось передавать; скрашивать, красить, подкрашивать. Высшим достижением ремесла стал портрет, то есть умение так, изобразить чтобы было понятно, что это нарисован человек, а не леопардовый верблюд (именно так раньше назывался жираф). Все так запуталось! Как только что то стало у нас получаться, сюда еще и влез автор, мелкий, склочный, амбициозный. Живопись стала не только отражением реальности, но и средством выражения искусства и эмоций художника. Она стала более свободной и экспериментальной, позволяя художникам выражать свои мысли и чувства все в более абстрактной форме. Культура и искусство не только отражают общество, но и формируют его, и вся эта сложность разрастается, и за автором сюда еще влез продюсер, «техник» и мелкий бес исполнительства.