Вот что писал 8 лет назад, 6 мая 2015 года:
В. Говорков. «Культурно торговать — почётный труд!» Плакат. 1949
«На днях зашёл в магазин «Пятёрочка» накануне его закрытия (около 11 часов вечера), чтобы купить йогурт. И стал невольным свидетелем такой сценки: уже практически опустевший зал, у кассы никого из покупателей не было, и, воспользовавшись паузой, сидевшая на кассе работница (девушка восточного вида) осмелилась поговорить по своему мобильному телефону. Тут-то её и застукала какая-то дама из руководства магазина, вероятно, директор или замдиректора. Когда я подошёл к кассе, дама яростно шипела на кассиршу:
— Последний раз предупреждаю! Ещё раз увижу — увольнение! Объяснительную мне на стол в кабинет, и телефон! Если хотите общаться по мобильнику, сидите дома!..
Девушка ничего не отвечала, только виновато улыбалась, опустив глаза.
И мне как-то с тоской вспомнились советские времена, когда работницы магазинов совсем не лебезили покупателям, не заискивали, не сверкали белозубыми улыбками, а вели себя, возможно, даже слишком грубовато. Что многим не нравилось, и за это их постоянно обличали и «воспитывали» в прессе, чуть ли не с 1918-го и до самого 1991 года.
Г.К. Шубина. «Будь культурным продавцом: покажи товар лицом, подбери, чтоб шло к лицу... Честь такому продавцу!» Открытка. 1958
Типичные карикатуры на работников торговли советских времён
Крылатые фразы тогдашних советских продавщиц и кассирш: «Вас много, а я одна!», «Мяса без костей не бывает!» (это если покупатель в мясном отделе жаловался, что в куске мяса слишком много костей) и т.д. Да, печать старалась «воспитать» работников торговли, но без особого успеха. Однако неужели нынешняя сиропная вежливость лучше? Ведь за многими нынешними изысканно любезными фразами типа «что вас интересует?» (этот вопрос нарочно построен так, чтобы на него нельзя было ответить односложно, приходилось вступать в объяснения) чувствуется лютая ненависть к покупателю. Кроме того, если уж на то пошло, то «оазисы» галантерейного обхождения были и в СССР — кто им хотел в полной мере насладиться, мог пойти на базар, там-то продавцы обычно бывали паточно любезны и вовсю зазывали покупателей. («Налетай, торопись, покупай живопИсь!»).
Говорят, что недостатки всегда являются продолжением достоинств, и наоборот. Нынешняя сиропная любезность продавцов — продолжение их собственной непрерывной буржуазной «дрессировки» и унижений. Неискоренимая «якобинская грубость» работников сферы услуг в СССР — следствие того, что советским идеалом было равенство всех людей, и «прислуга» или «обслуга» не считалась ниже тех, кого она обслуживала. Кому что больше нравится...»